Вы здесь

Песнь (плач) о том, как не забыть голос ребенка, которого нет


Хорошая семья — об этом свидетельствует и фамилия Гудмен. Похоже, муж с женой не потеряли любовь. Но что-то явно не так. От этого страдает, прежде всего, дочь: ее жизнь будто совсем не интересует маму. Что (кто) интересует? Семейный праздник та устраивает на день рождения сына... Которого нет.


Премьера мюзикла «Недалеко от нормы» состоялась в Минске в день траура по погибшим в Кемерово. Странно? Не отменили. При том что жанр мюзикла традиционно считается развлекательным. Но это как раз тот вариант, который разрушает стереотипное мнение о бродвейском мюзикле и его задачах. Мало того, спектакль, представленный нашим театром «Территория мюзикла», только подчеркнул острые переживания людей в зале. У многих личные эмоции резонировали с тем, что происходило на сцене. Жизненность драмы семьи Гудмен и подчеркнутая серьезность постановки стали ее плюсом.

Впрочем, не мы первые это оценили — спектакль имел большой успех в США, востребован в мире. Автор пьесы Брайан Йорки и композитор Том Кит создали что-то такое, что коренным образом отличалось от традиционных мюзиклов, которые представляют из себя развлекательные шоу с хэппи-эндами. При том что сами герои к хэппи-энду очень стремятся, сильно стараются и работают над тем, чтобы жизнь была «хэппи». Но авторы также старались, чтобы история была максимально приближенной к реальной жизни, а в ней финал всегда непредсказуем (если не сказать больше: фактически никем не планируется заранее). Поэтому за этим произведением уйма наград и высоких оценок. Мюзикл «Недалеко от нормы» получил Пулитцеровскую премию в номинации «Драма», в том числе «За расширение возможностей и тематики самого жанра». Более 700 показов на Бродвее: жизненная, однако, тема — психическое здоровье человека, попавшего в сложную ситуацию. И если это есть, существует, случается, то почему же невозможно об этом петь? А фактически — кричать. Что иделают авторы: музыка в стиле рок для этой темы действительно подходит больше всего.

Хотя в начале все кажется очень обычным и в чем-познавательным — семейный быт, простые отношения, иногда дежурные реплики. Рутина. До того момента, пока не понимаешь: молодой человек, с которым постоянно контактирует Диана, — не живет. Его нет в мире, умер маленьким. Но он у нее в голове, и с этим надо что-то делать, ведь страдают дочь (живая! У нее, между прочим, первая любовь) и муж. Доктор (суперзвезда) советует терапию, после которой человек теряет память обо всем. Но потом пациенту можно помогать понемногу вспоминать то, что нужно. Диана на самом деле возвращается домой с абсолютно чистой памятью. Но как она могла забыть своего сына? Возможно ли его забыть? А главное — стоит ли вообще забывать тех, кто жил, был частью нас самих? И возможно ли научиться жить без них, не теряя при этом памяти? И не гнушаясь любовью тех, кто рядом?

Именно благодаря им держится Диана. Но не сложнее ли ее мужу: пережил ту же трагедию, но терпеливо живет рядом с человеком, который потерял себя и может напугать ненормальностью. О том, что такое норма и возможно ли жить, немного отступая от нее, поют герои.

Причиной успеха мюзикла «Недалеко от нормы» стал нетривиальный выбор темы, уверена режиссер-постановщик спектакля в Беларуси Анастасия Гриненко. Здесь нужно отметить, что в переводе на русский язык мюзикл «Недалеко от нормы» представлен именно в Беларуси, что наш частный театр «Территория мюзикла» может смело записать себе в актив: по условиям контракта с правообладателем, спектакль будет идти у нас в течение года. (Театр «Территория мюзикла» приобрел права на постановку с авторским режиссерским толкованием и оригинальным авторизованным переводом пьесы, который сделали Алексей и Анастасия Гриненко.) Осуществить постановку удалось при поддержке посольства США в Республике Беларусь.

Разумеется, проект привлекателен: все-таки бродвейский мюзикл. Правда, опыт такой постановки ранее получил Белорусский музыкальный театр, и некоторые участники «Недалеко от нормы» имели к ней отношение. Но в нынешней постановке даже самый богатый опыт пения на сцене — не гарантия успеха для артиста. Потому что здесь совсем другие песни. Не классический вокал, а душевный надрыв и кураж, чем обладают рок-исполнители. Понимая это, создатели белорусской версии спектакля специально работали над вокалом с приглашенным американским репетитором. И может быть, действительно ли эти уроки дадут плоды по мере того, как будет жить дальше спектакль. Придется совершенствоваться: спектакль идет в прямом сопровождении рок-группы (руководитель Тихон Золотов), находящейся на сцене все время. И придется глубоко ощутить весь этот рок — музыкальный и жизненный, что висит над героями, партии которых поют Светлана Матиевская и Дмитрий Якубович.

Исполнителям сложно всем еще и потому, что ничего не отвлекает внимание от их переживаний и, соответственно, пения. Немало помпезных декораций, что ассоциируются с мюзиклами, наоборот, очень простая универсальная конструкция позволяет показать сценическое пространство с разными зонами, где происходит действие (автор — художник Андрей Меренков). Для отечественного театра такой подход к декорациям — вовсе не норма, хотя уже и где-то недалеко. Все сценическое оформление здесь — какой-то металлический каркас, который можно использовать согласно поводам. Как и человеческое тело — фактически каркас для того, чтобы вложить в него ту невидимую суть, что потом будет жить по норме. Если получится, конечно...

 

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Общество

Память сердца. День вывода контингента советских войск из Афганистана

Память сердца. День вывода контингента советских войск из Афганистана

На мемориальном «Острове слез» пройдет традиционный митинг-реквием и встреча однополчан-афганцев

Как женщине оставаться женщиной? Знает Елена Делендик

Как женщине оставаться женщиной? Знает Елена Делендик

Елена Делендик — создательница «Школы очарования».

Общество

Игорь Задорожный: Мечтали, что у нас будет двое детей

Игорь Задорожный: Мечтали, что у нас будет двое детей

А теперь трое сыновей спрашивают, когда у них появится сестренка.