21 сентября, пятница

Вы здесь

Музеи живые и мертвые


Музеи бывают разные. С богатыми коллекциями, которые собирали коллективы профессионалов. С небольшими экспозициями, собранными активными деятелями-энтузиастами. Музеи, в которые не хочется возвращаться, так как они холодные из-за отсутствия внимания к ним. Есть и такие, куда вложена чья-то душа, — как правило, на это откликается и душа того, кто побывал там хоть однажды.


Комнатка в музее деревенской школы в Мильковщине.

Недавно довелось мне посетить музей в одном достаточно крупном по меркам Беларуси районном центре. Не буду говорить название учреждения и перечислять ответственных лиц, потому что то, с чем я столкнулась там, — возможно, не единичный случай. Сама экспозиция музея создавалась в начале 1980-х годов — и была подобрана для своего времени достаточно хорошо. Однако давно пожелтели нарисованные когда-то информационные таблички... Было ощущение, что жизнь остановилась в этом учреждении еще в прошлом тысячелетии.

То, что обычно принято называть экскурсией, для меня проводил человек, который работает в кабинете с надписью «сохранение фондов». Очень странно, что, когда мы зашагали с ним в экспозиционные помещения, он не сумел мне рассказать о них ни-че-го. И ни на один из обычных журналистских вопросов, даже ни на один из уточняющих вопросов (которые я задавала на основании того, что видела или читала вокруг) ответов получить не удалось. Что делать? Начала на диктофон просто зачитывать то, что написано на вывесках, — напряжение сотрудника, который ходил со мной, немного спало. Полагаете, успокоился человек после встречи со столичным журналистом, перевел дух и мысли пришли в порядок?.. Нет. В конце просто посоветовал мне посмотреть и сфотографировать книгу, сделанную об учреждениях их ведомства (это специализированный музей, который, скорее всего, не подчиняется общей музейной сети). Я коснулась новеньких страниц, еще почти склеенных во многих местах, — показалось, что никто никогда не листал это издание. Справедливости ради отмечу, что их экскурсовод в это время был на больничном. Но разве не должен обладать хотя бы базовой информацией хранитель фондов?..

На большом контрасте с тем, что произошло неделю назад, упоминается поездка, в которой я была более чем полтора года назад, позапрошлым летом. В то время гродненский литературовед Алексей Петкевич и историк, преподаватель Гродненского государственного университета Алексей Загидулин устроили для меня шикарную однодневную экскурсию по Гродненщине. Помню, что за 40 километров от областного центра мы точно отъезжали. По результатам такого литературного путешествия вышел материал о местах жизни и творчества Элизы Ожешко в этом регионе. Заехали в местный музей деревенской школы. И он попался мне на сердце...

Раньше в деревне Мильковщина Гродненского района была школа имени Элизы Ожешко. Бывшая учительница Татьяна Савенкова создала в ней по-своему уникальную экспозицию музея деревенской школы. Каждый кабинет — это особый мир, попадая в который окунаешься в соответствующую эпоху. В одном — собраны многочисленные устройства для обучения советского времени, которые в современной школе уже не используются, — те же счетчики и многое другое. В другой раз находятся самые разные игрушки прежних времен, которые не могут не вызвать интереса. Есть шляхетская комнатка, а есть и специальное помещение, посвященное Элизе Ожешко. Имеется место, где в красивой атмосфере можно попить чай — на столе кружевная скатерть, специально украшены стены, посуда — тоже по-своему уникальна. Поскольку помещение музея — самая настоящая деревенская школа, — здесь есть и печка. Кстати, несмотря на то, что здание (судя по наличию печки) не самое новое, в нем все чрезвычайно ухоженное — идеально покрашен пол, белоснежные двери. Такую чистоту немного где встретишь.

Все это великолепие создавалось и собиралась руками старательной Татьяны Савенковой. А позже учреждение образования закрыли, несмотря на музейную комнату и имя Элизы Ожешко. Думается, еще одно памятное место здесь, в Мильковщине, вдали от Гродно, не помешало бы. Тем более что именно в Мильковщине Ожешко родилась, здесь стояла их семейная шляхетская усадьба. А по кленовой аллее, что растет еще со времен писательницы, можно прогуляться и сегодня...

Со временем бывшей школе все-таки придали статус филиала литературно-краеведческого музея. А сейчас это музей, который подчиняется Гродненскому районному центру творчества детей и молодежи. Помню, что на школьный музейный двор пожаловал и муж Савенковой. Рассказал, что всю душу она вложила в это место. Он бы и хотел чаще видеть жену дома, а не в музее, но понимает, что для нее это дело жизни.

Вспоминается, как на прощание Татьяна подарила мне пучок мяты и пучок мелиссы, которые выросли здесь, при деревенской школе. А еще соломенный обруч с прикрепленным колокольчиком, сделанный руками местных ребятишек, — красивый очень, я как-то надела его на праздник.

Жалею, что не написала тогда полноценную статью о музее, — ограничилась упоминанием в тексте Ожешко. А теперь хотела отыскать многочисленные фотографии, сделанные там, но не нашла... Сохранилось только то, что попало в папку с названием «Элиза Ожешко». А музей тот один из лучших, которые мне приходилось видеть в Беларуси. Наряду с ним вспоминается разве что уютный дом-музей художника Севрука в Несвиже. Но и его обычно минуют, направляясь полюбоваться красотой дворца Радзивиллов.

Татьяна Савенкова всегда очень-очень рада гостям, но они здесь случаются довольно редко. Поэтому звоните (8029 783-12-56), хоть хранительница живет неподалеку, и смело приезжайте!

Хочется порассуждать о том, что нам делать с культурным богатством, во всех его смыслах, собранным талантливыми людьми? Что делать, если хранителям уникального нужна помощь? Что делать, чтобы не потерять? Лично я точных ответов не имею. Может быть, они есть у вас?

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.  

Общество

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Для системы дополнительного образования присущ отложенный во времени эффект.  

Культура

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Их создали в честь предприятий, которые успешно функционировали в дореволюционное время.