Вы здесь

С какими этическими проблемами сталкивается трансплантология?


Каждый из нас может стать как потенциальным донором, так и реципиентом.

Десять лет назад, в ночь со 2 на 3 апреля, на базе 9-й минской Клиническая больницы была совершена первая в истории отечественной медицины пересадка печени. Именно эта операция стала отправной точкой для стремительного развития отечественной трансплантологии. Если в 2008 году белорусскими специалистами было трансплантировано 37 донорских органов, то в 2017 году - уже 502.


Руководитель Республиканского научно-практического центра трансплантации органов и тканей Олег РУММО уверяет: белорусские медики способны выполнить абсолютно любую операцию по трансплантации органов, которая существует в мире. Однако трансплантология — фактически единственная отрасль в медицине, которая не может развиваться без участия общества, в частности без его поддержки. Обязательное условие — наличие донорских органов: нет их — нет и трансплантаций. А у специалистов, которые занимаются спасением чужой жизни, должна быть уверенность, что общественное мнение — на их стороне.

Этические проблемы, которые влечет за собой развитие трансплантологии, оказались в центре внимания международной конференции «10 лет трансплантации печени в Республике Беларусь», организованной Министерством здравоохранения и Отделом по биоэтике Совета Европы при поддержке Информационного пункта Совета Европы в Минске.

Подарить спасение... А кому?

Но сначала немного истории. Возникновение и развитие биоэтики во второй половине ХХ века было вызвано грандиозными изменениями в техническом и технологическом перевооружении медицины, успехами генной инженерии, появлением биотехнологий, техническими возможностями трансплантологии и искусственного поддержания жизни пациента, который умирает. Когда в 1962 году в больнице города Сиэтла (штат Вашингтон) появился первый аппарат «искусственная почка», врачи оказались перед сложной проблемой: как установить очередь в подключении к аппарату, ведь, спасая одних, тем самым врачи лишали надежды на выживание других своих пациентов. Медики решили, что они не имеют морального права устанавливать очередность доступа к аппарату, и предложили создать комитет из уважаемых граждан, который бы и решал, кому подарить возможность спасения. Журналисты окрестили его в прессе «божьим комитетом». По сути, это был первый в истории человечества этический комитет. Традиционно именно врачи решали вопросы жизни и смерти у постели пациента, а в Сиэтле стало понятным, что доступ к аппарату «искусственная почка» — это не только медицинская, но и моральная проблема и для ее решения недостаточно только врачебных знаний и опыта.

Термин «биоэтика» предложил в 1970 году американский онколог Ван Ренсселер Поттер, который предопределил ее как «мост в будущее» и призвал представителей гуманитарных наук, биологов и врачей объединить усилия для того, чтобы сохранить будущее для человечества. Главное, чтобы каждый ученый и исследователь руководствовался социальной ответственностью, поскольку последствия научно-технического прогресса могут быть очень серьезные и далеко не всегда безопасные для людей.

Важнейшая задача, которая ставится перед биоэтикой, — способствовать выявлению различных позиций по сложнейшим нравственным проблемам, которые лавинообразно влечет за собой прогресс биомедицинской науки и практики. Выделяются четыре основных принципа биоэтики: принцип уважения человеческого достоинства, принцип «делай добро и не делай зла», принцип признания автономии личности и принцип справедливости. Правил также четыре: правдивость, конфиденциальность, неприкосновенность частной жизни и добровольное информированное согласие. В совокупности они образуют этические координаты, которые заставляют видеть в пациенте в первую очередь личность, а не объект для наблюдения, экспериментирования и манипулирования.

В листе ожидания...

— Трансплантация для многих пациентов остается единственным шансом на спасение, — констатирует консультант по медицинским продуктам и человеческих органах ВОЗ Нунес ХОСЕ. — В Евросоюзе в прошлом году было проведено около 32 тысяч трансплантаций, но в листе ожидания находятся 64 тысячи человек (вдвое больше), и, к сожалению, более чем 3700 пациентов умерли, так и не дождавшись донорского органа. В США зарегистрировано 122 тысячи человек, которым требуется трансплантация, каждые 10 минут к ним добавляется еще один человек и 20 человек ежедневно умирают. А дальше ситуация будет только ухудшаться, потому что почечная недостаточность прогрессирует во всем мире. Сейчас более двух миллионов человек прикованы к аппарату «искусственная почка»...

Очевидно, что потребность в донорских органах намного большая, чем количество совершенных пересадок. Этим объясняются такие явления, как донорский туризм и нелегальная торговля человеческими органами. В бедных странах мира люди сознательно продают свои органы, чтобы прокормить семью. Мигранты таким образом пытаются заработать деньги, чтобы пересечь Средиземное море. Есть информация, что каждую неделю в Каире и на территории Турции выполняется от 8 до 10 нелегальных трансплантаций почек. Такие операции делаются часто в антисанитарных домашних условиях, буквально на полу, и случается, что гибнут и донор, и реципиент.

В планах ВОЗ — утвердить паспорт реципиента и донора: он будет представлять собой карточку с буквенно-цифровым кодом, указанием типа донора, его страны происхождения, медицинского учреждения, где была сделана трансплантация, и другой важной информацией. Инженеры решили, что наиболее эффективной будет технология блокчейн.

Предполагается, что эта мера позволит сделать трансплантологию более прозрачной и застрахует от злоупотреблений и криминализации. В Глобальной базе данных по трансплантации Всемирная организация здравоохранения намерена собрать информацию по донорству и трансплантации органов, тканей и клеток со всего мира.

Львофф ЛОРАНС, руководитель Отдела по биоэтике и секретарь Комитета по биоэтике Совета Европы, обращает внимание на важность доверия со стороны общества к деятельности службы трансплантологии. Еще в 1997 году Советом Европы была принята Конвенция о правах человека и биомедицине. А с 2006 года действует дополнительный протокол, определяющий условия изъятия органов и тканей и их распределения, а также выполнение кодекса добросовестных технических и медицинских практик.

Презумпция согласия

И хотя наша страна к конвенции и протоколу пока не присоединилась, Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» считается одним из самых прогрессивных законов. В его основу была положена презумпция согласия. Это означает, что если при жизни человек не высказал определенного отношения к использованию своих органов после смерти для трансплантации больному человеку, значит, он дает согласие на донорство. Тем, кто не поддерживает презумпцию согласия и не желает отдавать свои органы после смерти, обеспечивается возможность высказать свое желание при жизни, при этом родственники имеют право высказать волю умершего и запретить отбирать его органы после наступления смерти. В ряде европейских стран (Австрия, Бельгия, Франция, Польша, Финляндия, Венгрия, Чехия и др.), как и в Беларуси, практикуется абсолютная модель презумпции согласия. И именно там активность трансплантологии значительно выше.

Отношение к донорству в значительной степени зависит и от религиозных взглядов. Между прочим, все ведущие конфессии мира в принципе одобряют этот метод лечения неизлечимых ранее заболеваний. В Испании, например, на дверях храмов размещены обращения к прихожанам: "Не забирайте свои органы на небо. Они пригодятся больным людям на земле". В этой стране донорство рассматривается как гуманный долг каждого взрослого человека.

Между прочим, каждому из нас совсем не повредит задуматься: а застрахованы ли мы от того, чтобы тоже не попасть в лист ожидания людей, жизнь которых зависит от трансплантации и поиска донорского органа?

Сейчас в Едином регистре трансплантации РНПЦ трансплантации органов и тканей содержится информация примерно о 2400 человек, которые подписали отказ от изъятия органов для последующей пересадки после собственной смерти. Каждый год число тех, кто отказывается становиться посмертным донором, прирастает на 45—50 человек. Но вместе с тем... кто-то из принципиальных противников донорства уезжает, кто-то умирает, а некоторые заявления аннулируются.

— То обстоятельство, что граждане стали отзывать свои заявления, нас очень радует. По этому индикатору можно оценивать степень человеколюбия, — подчеркивает руководитель Республиканского научно-практического центра трансплантации органов и тканей Олег Руммо. — Трансплантация — чрезвычайно сложная сфера в плане сохранения доверия, этики и морали. И морально-этических проблем становится все больше. Например, есть два пациента, один из которых находится в крайне тяжелом состоянии, и имеет низкий реабилитационный потенциал. Так, может, лучше отдать донорский орган человеку, который после операции проживет 20—30 или даже больше лет, создаст семью, родит детей? Также возникают вопросы с выполнением трансплантаций больным со злокачественными поражениями печени, потому что такие пациенты живут чуть меньше, чем пациенты с другими показателями для трансплантации. Всегда на весах находятся вопросы клинической эффективности и социальной справедливости.

В Беларуси разработана специальная компьютерная программа, позволяющая полностью исключить влияние человеческого фактора при распределении донорских почек для трансплантации. Программа делает отбор исходя из двух принципов — приоритетности и клинической эффективности. Эффективность подразумевает не просто выполнение операции, а обеспечение хорошего качества жизни после нее и долгое функционирование пересаженных органов.

На законодательном поле

Целый спектр моральных и юридических проблем возникает в связи с забором и пересадкой органов и тканей от умерших доноров. Их использование стало возможным после того, как был узаконен такой критерий смерти, как «смерть мозга». Дело в том, что после наступления смерти мозга в течение нескольких дней можно искусственно поддерживать вегетативные функции в организме, в частности работу сердца, легких, печени. Для диагностики гибели мозга разработан специальный алгоритм действий, который предусматривает использование комплекса клинических и аппаратных методов диагностики. Ошибка полностью исключается.

— По нашим сведениям, каждый год в стационарах умирают пять миллионов человек, из них полмиллиона — в палатах интенсивной терапии и являются потенциальными посмертными донорами. Если мы сможем хотя бы 300 тысяч превратить в реальных доноров, то получим более миллиона донорских органов (на каждого умершего донора приходится в среднем по 3,5 органа), что обеспечит покрытие реальных потребностей в трансплантации, — подчеркивает Нунес Хосе. — В Хорватии, например, после оптимизации системы учета смерти мозга у пациентов количество донорских органов увеличилось вдвое.

Между тем, в этом году в наш парламент планируется внести поправки в закон «О трансплантации органов и тканей человека». В частности, предлагается расширить круг живых доноров, которые будут жертвовать органы на безвозмездной основе.

В некоторых западных странах существует такая практика, как перекрестное донорство. Это возможно в том случае, если человек хочет пожертвовать родственнику орган, а тот ему не подходит. В то же время совсем в другого человека тоже есть родственник, которому необходим орган, но он тоже не подходит. В этом случае осуществляется безвозмездный парный обмен. В Беларуси по законодательству это пока не разрешено.

Кроме того, предлагается законодательно закрепить возможность и условия международного сотрудничества в рамках тех или иных объединений: чтобы все было прозрачно, законно и взаимовыгодно. В 2017 году Беларусь уже стала полноценным членом международного сообщества по обмену органами для трансплантации Fоеdus.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Еда или символ? Самое время заинтересоваться росписью яиц

Еда или символ? Самое время заинтересоваться росписью яиц

Корреспондент «Звязды» сходила на мастер-класс по созданию «писанок».

Общество

Что ищут семьи, которые едут к отцу Валериану в поселок Смиловичи?

Что ищут семьи, которые едут к отцу Валериану в поселок Смиловичи?

Связаться с храмом в честь Георгия Победоносца, где служит отец Валериан, можно по телефону, который нетрудно найти в интернете.