Вы здесь

Есть ли альтернатива интернату для взрослых с тяжелой инвалидностью?


Мите 26 лет. Он не разговаривает, не читает и не умеет считать — интеллектуальные нарушения вследствие повреждения головного мозга. Контактирует с окружающими парень при помощи жестов, невнятных звуков и пиктограмм. При этом он имеет карманные деньги, более того, сам их зарабатывает! Работает уборщиком плюс на полиграфическом оборудовании на столичном предприятии «Арт-идея» делает открытки. У него даже есть мобильный телефон! Он звонит маме — та прекрасно понимает все его звуки. Более того, Митя, не умея читать и писать, может самостоятельно положить деньги на телефон в банкомате (его научили различать купюры). Иными словами, парень хорошо социализирован. Единственный вопрос, который до самого последнего времени сильно мучил его мать: что с ним будет дальше, если не будет ее? Ведь, несмотря ни на что, Митя никогда не сможет жить самостоятельно — ни в 26 лет, ни в 40...


«Соседи сначала чурались сына, а теперь шутят, что сделают его швейцаром...»

Этот вопрос мучает и тысячи других людей — родителей таких же детей. Все они боятся, что их сын (или дочь) рано или поздно попадет в интарнат.

Представьте свою жизнь в комнате, где от 4 до 6 человек, причем во взрослом интернате могут жить молодой мужчина с инвалидностью, который попал туда, когда ему исполнилось 18 лет, дедушка с деменцией, алкоголик или наркоман с различными расстройствами... И вы никогда больше не спросите: а чем ему будет плохо в интернате? И даже если там созданы идеальные условия — все равно в интернате вы живете с тем, с кем, возможно, не хотели бы жить, завтракаете тем, что не хотели бы есть, поднимаетесь утром тогда, когда, может быть, не хотели бы вставать. Вы полностью зависимый человек, и вашего мнения никто не спрашивает...

«Мой Митя привык жить в любви, — говорит Елена, его мать. — У него есть собственная комната, свой гардероб. Его знают все соседи, он сам ходит в магазин, ездит по городу с сопровождением. Мы с ним посещаем кафе, участвуем в различных спортивных мероприятиях»...

Будем откровенны, если вы никогда не сталкивались с такими людьми раньше, первой вашей реакцией будет, скажем так, некоторая настороженность... Но достаточно немного понаблюдать за ними, попытаться поговорить — и все опасения, как правило, рассеиваются, словно утренний туман над пашней.

«Моего сына ни разу не обидел ни один сосед, ему никогда не сказали плохого слова в магазине, — говорит Елена. — Почему я это знаю? Потому что он бы испугался и больше туда не пошел бы. Но я с соседями сначала очень много разговаривала. Да, они поначалу сторонились моего Мити. Но я им объясняла: мой сын не разговаривает, не читает, не пишет. Но он все понимает, его зовут Митя... И он здоровается со всеми, всегда откроет дверь в подъезде, если кто идет, вызовет лифт... Соседи шутят, что сделают его швейцаром».

В 1991 году, когда родился Митя, Елене предложили сдать его в интернат. Тогда было так: либо мама сдает ребенка, родившийся с тяжелыми нарушениями, туда, либо сидит с ним дома, поставив на своей жизни крест. Елену не удовлетворил ни один из этих вариантов. Мите вообще повезло, потому что его мама оказалась не просто любящей и самоотверженной, но и с активной жизненной позицией.

Теперь она, пожалуй, одно из самых известных лиц среди таких же родителей, а также профессионалов, занимающихся данной проблемой, и активистов общественных организаций. Елена Титова стояла у истоков и уже много лет является председателем «Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» ( «БелАПДИиМИ») — общественной организации, объединяющей около 3000 семей, в которых живут дети и молодые люди с особенностями психофизического развития.

«Мы первыми в стране создали центр для детей-инвалидов, которые считались необучаемыми. Параллельно лоббировали открытие аналогичных по всей республике, а начиная с 2000-х Центры коррекционно-развивающего обучения (ЦКРН) открылись по всей стране, — рассказывает Елена Титова. — При них открылись классы, где могли заниматься дети с самыми тяжелыми нарушениями. Сейчас уже есть и интегрированные группы. И в отделениях дневного пребывания стали создаваться группы для самых тяжелых выпускников ЦКРН — теперь взрослые инвалиды (1-2 группы, как правило, с умственными ограничениями) не сидят безвылазно в четырех стенах»...

В центре - Митя ТИТОВ.

Дом-интернат — уже не единственный выход

Конечно, люди с умственными ограничениями до конца жизни нуждаются в сопровождении. Хотя бы потому, что даже с легкой степенью ограничений они - потенциальные жертвы самых разнообразных мошенников. Дома-интернаты и возникли когда-то с целью защитить таких людей. Тем не менее уже 50-60 лет назад в Европе большие дома-интернаты стали закрываться. Конечно, свою роль здесь сыграли гуманные соображения, но все же на первом месте стояли экономические причины.

Содержать человека в интернате — это всегда дорого. Так, по данным Министерства труда и соцзащиты, месяц пребывания ребенка в доме-интернате обходится нашему государству в 1018 рублей. Стоимость содержания взрослого человека в доме-интернате общего типа составляет около 767 рублей, в психоневрологическом доме-интернате — около 600 рублей в месяц. Если такой человек живет в семье, то пособие по уходу за инвалидом первой группы (при этом человек, который за ним ухаживает, не имеет права работать) и пенсия по инвалидности составляют, по словам Елены Титовой, в сумме около 443 рублей. Согласитесь, разница есть.

Это уже понимает и государство. С 2013 года у нас в стране появилось такое понятие, как «сопроводительное проживание инвалидов». А в последние годы при ТЦСОН стали открываться отделения сопроводительного проживания.

«Сейчас, например, пожилая мама-пенсионерка, которой уже трудно самой ухаживать за таким сыном, может позвонить туда и сказать: мне сложно завести его в поликлинику или приготовить для него обед... Заключается договор, и соцработник будет осуществлять элементы того ухода, который ранее осуществляли родители, — говорит Елена Титова. — Я считаю, что это самый лучший путь. Люди с инвалидностью остаются в привычной среде, где их все знают. Если возвращаться к моему сыну... Допустим, нас с мужем не станет. Тогда соцработник поможет организовать ему быт».

Следующим шагом, который, по мнению Елены Титовой, сделает эту помощь более дешевой, станет объединение 5-7 таких человек в одной большой квартире. Люди разного уровня интеллектуальных нарушений смогут жить вместе в сопровождении соцработника и помогать друг другу.

* * *

— Скажите, не будут ли при этом в какой-то степени ущемлены права других, кому, может быть, будет некомфортно жить по соседству с такой квартирой? — задаю вопрос Елене Титова.

— В Германии, например, если где-то открывалась такая квартира или строился дом, в первую очередь рассказывали соседям, и с какими нарушениями люди будут там проживать. И что они — не опасны, не заразны и т.д. Более того, им давался телефон организации, которая сопровождает проживание таких людей, и просили у любой волнующей ситуации звонить. Кстати, такое информирование проводилось еще и с целью найти добровольных помощников среди соседей.

Вообще, соседи — это самая главная сила при сопроводительном проживании. И зарубежный опыт, и опыт нашей организации показывает, что если все объяснить, то они не только не против такого проживания, но и стараются помочь этим людям.

* * *

«Родителям особенных детей очень важно приучить их к как можно большей самостоятельности. Так, их дети, даже став взрослыми, всегда будут нуждаться в сопровождении. Вопрос — насколько оно будет большое», — считает Елена Титова.

Это же касается и выпускников детских домов-интернатов. Теперь при них создаются отделения сопроводительного проживания, где воспитанников готовят к самостоятельной жизни. А совсем недавно в Полоцке при местном ТЦСОН благотворительное общественное объединение «Мир без границ» открыло общежитие для выпускников детского дома-интерната. Проживать там ребята будут в течение полугода, пока не решат вопросы с получением социального жилья. Одновременно они будут обучаться профессии или работать, самостоятельно вести хозяйство и адаптироваться к нормальной жизни.

А еще в конце декабря прошлого года в Беларуси вступила в силу новая редакция Закона «О социальном обслуживании», в которой предусмотрена и такая форма социального обслуживания, как заместительная семья. Приемным членом такой семьи может стать как пожилой человек старше 70 лет, так и одинокий человек с инвалидностью I или II группы, с учетом медицинских показаний и противопоказаний.

И хотя мы делаем только первые шаги в этом направлении, но альтернатива интернату уже есть.


Заместитель начальника главного управления социального обслуживания и социальной помощи Минтруда и соцзащиты Татьяна Федорова:

 

— В случае, если в семье воспитывался инвалид с детства, который стал взрослым, а его родители умерли, есть три варианта дальнейшего развития событий.

Первый вариант. В случае тяжелого диагноза и невозможности жить самостоятельно человека с инвалидностью могут лишить дееспособности в судебном порядке. В таком случае ему должен быть назначен опекун. Инициируют этот процесс обычно члены семьи или кто-то из родственников. Опекун является законным представителем инвалида, он организует ему жизнь, принимает за него решения, обязан защищать его права. Человек при этом остается жить дома и в помощи социальной службы не нуждается.

Второй вариант. Человека с инвалидностью лишили дееспособности, у него есть опекун и дополнительно оказываются услуги территориального центра социального обслуживания населения. Он может посещать отделение дневного пребывания для инвалидов, ему могут оказываться услуги сопроводительного проживания... Но все это при условии, что имеется кто-то, кто несет за него ответственность: планирует его финансы, оплачивает коммунальные платежи и др.

В этом случае опекун будет организовывать самостоятельное проживание инвалида, а ТЦСОН оказывать услуги сопроводительного проживания, то есть поможет организовать быт такого человека. Территориальный центр организует для него услуги ассистента, которые предназначены для одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и II группы с умственными нарушениями. Заключение о том, что человек нуждается в той или иной услуге, дают медики. Услуги ассистента оказываются бесплатно, но не более 60 часов в месяц, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида или заключением ВКК.

Кроме того, ТЦСОН может дать помощника инвалидам I группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата и инвалидам по зрению, а также переводчика жестового языка инвалидам с нарушениями слуха.

Третий вариант. Если не нашлось никого, кто захотел бы опекать человека с инвалидностью, орган опеки и попечительства может выступить с ходатайством о том, чтобы направить его в государственное учреждение. Вот в таком случае человек с инвалидностью и оказывается в психоневрологическом доме-интернате. Опекуном при этом назначается директор дома-интерната.

Конечно, самым оптимальным вариантом могло бы стать введение института персонального ассистента инвалида, как в Европе. Это комплексно решила бы упомянутую проблему. Возможно, мы придем к этому. Работа по коррекции законов, касающихся людей с инвалидностью, ведется постоянно.

Заместитель начальника управления организации социального обслуживания главного управления социального обслуживания и социальной помощи Николай Орел:

— Что касается детей, проживающих в детских домах-интернатах, то в 9 из 10 таких заведений уже созданы молодёжные отделения, то есть, достигнув совершеннолетия, постояльцы не переходят во взрослый дом-интернат, а остаются жить в привычных условиях. И во всех детских домах-интернатах сейчас созданы отделения сопроводительного проживания — для тех молодых людей, кто, по заключению медиков, после адаптации сможет жить самостоятельно. Для них создаются условия, максимально приближенные к самостоятельной жизни: они живут в отдельных комнатах, сами себе готовят еду, убирают в комнатах и ​​др. Подготовка к отдельному проживанию проходит поэтапно. На последнем этапе молодых людей вывозят из дома-интерната, создают различные социальные ситуации и учат, как себя вести за пределами учреждения (в банке, магазине, театре и т д.).

Таким образом уже вышли из интернатов и живут самостоятельно около 100 человек. Здесь должны подключиться и местные органы, выделять рабочие места и жилплощадь (общежитие или специальный дом), и общественные организации. А у многих жилье имеется, и они просто возвращаются домой.

Светлана БУСЬКО

Фото Елены ТИТОВОЙ

Выбор редакции

Общество

Как удовлетворить кадровый голод в сфере IТ?

Как удовлетворить кадровый голод в сфере IТ?

Работодатели говорят, что быть хорошим программистом и уметь писать код для эффективной работы уже недостаточно.

Культура

В воскресенье евреи празднуют Новый год деревьев

В воскресенье евреи празднуют Новый год деревьев

На этот праздник особенным образом потребляют разные фрукты, запивая бокалами хорошо разбавленного вина.  

Экономика

Почему кредиты на строительство стали менее доступны?

Почему кредиты на строительство стали менее доступны?

Несмотря на стабильность ставки рефинансирования.