Вы здесь

Какое будущее у усадебных участков столицы?


Около домов возвышаются плодовитые яблони, по обеим сторонам тротуаров тянутся цветные ленты цветов, изгородь обвивает виноградная лоза, а где-то слышно бодрый голос петуха. Трудно представить, что такой пейзаж характерен для мегаполиса. Но это — действительность современного Минска, где многоэтажные дома соседствуют с усадебными участками. Судьба этих оазисов среди железобетонных джунглей неоднократно становилась причиной раздора градостроителей и домовладельцев. Как сегодня живет частный сектор Минска, разбиралась корреспондент «Звязды».


Усадебные застройки в микрорайоне Петровщина.

Вот эта улица, вот этот дом

Усадебные участки занимают почти пятую часть столицы. На территории около 1560 га располагаются более 16 тысяч частных домов. В них проживают 108 тысяч человек. Самый богатый на частный сектор Центральный район — на 300 га располагаются 2700 домов. На втором месте — самый трудолюбивый, Заводской, где на 280 га приходится более 3400 усадеб. Застройка там более плотная, а площади участков значительно меньше, поэтому и выходит такая разница.

Часть сегодняшней усадебной застройки — это потомки бывших деревень Сухарево, Кунцевщины, Масюковщины, Лошицы, которые располагались вокруг Минска. Работниками крупных предприятий в советские времена были построены поселок автозавода, Грушевка.

Для решения жилищного вопроса после войны возведены Северный, Сельскохозяйственный поселки, застройки в районе улиц Богдановича, Орловской.

Сносить нельзя строить

Где поставить запятую, градостроители решали долго. Согласно Генплану 2010 года большинство усадебной застройки столицы шло под бульдозер. Прошел год — планы изменились. Новое решение Мингорисполкома утвердило проект, по которому сохранялась 60% домов. В 2017 году представили новую «Схему реконструкции территорий усадебной застройки г. Минска». Согласно ей сносить планируют только треть домов.

Условно усадебные участки Минска можно разделить на несколько групп. В первой — дома, которым судьбой (по крайней мере, до 2030 года) суждено быть на карте столицы. Вторая и третья части — дома под снос до 2020 и после этого года. В четвертую группу включены постройки, которые мешают обустройству улично-дорожной сети.

Под ликвидацию попадают дома в районе улиц Аэродромная, Жуковского, некоторые усадебные участки сельхозпоселков, Лошицы, Петровщины, Сухарево и Корзюков, застройки обеих сторон проспекта Дзержинского, улицы Тимирязева.

«Решения о сносе имеют градостроительные, социально-экономические предпосылки. Ранее строительство развивалось, наращивались темпы, но сейчас эти планы пересмотрены. Объемы строительства сократились почти на треть по сравнению с прежними прогнозами. В связи с этим и территориальные нужды для строительства стали снижаться, что вызвало изменение планов по использованию усадебной застройки», — комментирует главный архитектор проектов УП «Минскград» Зоя Заборовская.

Освобожденные территории планируют использовать не только для возведения многоэтажных домов, но и для строительства третьей линии метро, ​​освоения городских магистралей.

«Вдоль магистралей мы должны разместить площади приложения работы, обслуживания объектов, жилье, места для торговли, отдыха. Это территории насыщенные, важные, они хорошо обслуживаются. Если в них укладывается столько средств, нужно их эффективно использовать. Такие территории с метро, ​​магистральными улицами называются зонами городского планировочного каркаса», — объясняет главный архитектор.

Из-за разнообразных планов реконструкции хозяевам не рекомендовали переустройство и перестройку жилья. «В конце прошлого года вышел Указ № 463. Согласно ему граждане имеют право реконструировать жилые дома, которые им принадлежат, с увеличением их площади, а также возводить хозяйственные постройки на территории возле дома даже в тех случаях, когда градостроительной документацией намечен снос усадебной застройки», — цитирует документ Зоя Заборовская.

А что взамен?

Права владельцев домов защищает Указ Президента № 58. Согласно ему жителям назначается компенсация за снесенный дом.

Первый вариант — в собственность предлагают квартиру типовых потребительских качеств. Если рыночная стоимость данного жилья меньше цены дома, подлежащего сносу, дополнительно выплачивается денежная компенсация в размерах разницы. Общая площадь новой квартиры должна определяться из расчета не менее 15 кв. м на человека, зарегистрированного в запланированном под снос доме.

Возможно взять компенсацию и деньгами. Она будет рассчитываться в размере рыночной стоимости, но не менее суммы, необходимой для строительства равноценного жилья. Выплатят деньги не только за него.

«Оценивают не только недвижимость, но и все, что люди вложили в эту землю. Они посадили кусты, плодовые деревья, сделали ограждение. Обычно говорят не трогать деревья, они будут зачислены в счет», — отмечает Зоя Заборовская.

Если дом не с краю

Портрет частного сектора Минска достаточно разнообразен. С кирпичными двухэтажными дворцами соседствуют наполовину разрушенные, с облезлой краской, маленькие деревянные домики. Парадокс — некоторые хозяева только и ждут сноса, а кто-то особенно болезненно относится к этому вопросу, вкладывая собственную работу и средства в обустройство жилья. А эта забота достаточно дорого обходится. Свой дом — роскошь не для ленивых.

— Живу в частном доме уже более 30 лет. Поменять его на квартиру не согласилась бы. С началом весны забот прибавляется. Надо высадить цветы, убрать территорию, подкрасить забор. Имею свой небольшой огород. Высаживаю огурцы, помидоры, салат. Такое же хозяйство есть и у многих соседей, — делится жительница Северного поселка Наталья.

Ее поддерживает соседка Жанна: «Все блага нам приходилось строить самостоятельно: воду, канализацию, устанавливать котел, бойлер. Жить в частном доме сложно — нужно его самостоятельно ремонтировать, делать тротуарные дорожки, косить траву, осенью подметать листья, зимой — чистить снег. Целый год сам работаешь, не дожидаясь помощи от коммунальных служб».

Забота о порядке на усадебных участках — также задача специалистов районных ЖРЭО. Регулярно они делают обходы, издают приказы на устранение нарушений, следят за их выполнением.

На территории около усадебного дома в столице не разрешается разводить животных. По собственному желанию хозяин может разработать землю для посадки лука или салата, но это уже вопрос экологичности будущих овощей.

Политика домовладения

Город — настоящий живой организм, который постоянно развивается, прирастает новыми территориями, жителями. Его жизнедеятельность регулируется генеральным планом, который имеет поэтапную, ступенчатую структуру проектирования. Он достаточно широк. Включает вопросы транспорта, жилья, развития производства, инфраструктуры, ландшафта, экологии, экономики, обслуживания.

Определенные документы и программы относительно усадебной застройки выработать сложно. Работа с частным сектором состоит из деятельности многих ведомств и служб. Они, в свою очередь, требуют нормативов в различных сферах — строительстве, санитарии, экологии, противопожарной безопасности.

Особенность усадебной застройки столицы в том, что она уже сформировалась. Сегодня задача для градостроителей и домовладельцев — эффективно ее использовать, создавая необходимую инфраструктуру.

«Например, мало в каких районах усадебных застроек выдерживается нормативное расстояние до детского сада. Поэтому нужно решать вопросы обслуживания частных домов: доступности торговых объектов, транспорта», — объясняет Зоя Заборовская.

Надо работать над созданием норм и правил для организации жизнедеятельности в усадебных застройках столицы в плане содержания домов, ограждения, чистоты.

За облик других городов страны отвечает Белорусский государственный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства. По словам главного архитектора, решения этого учреждения относительно усадебной застройки в областях в основных принципах соотносятся с направлениями деятельности УП «Минскграда». А именно: снос в центральной части города, формирование магистралей.

«Чем ниже уровень значимости города, тем больший там процент усадебной застройки разрешен», — добавляет Зоя Заборовская.

Как у соседей?

Тренд многих европейских городов — блокированное жилье. Такой дом состоит из нескольких квартир и подсобных помещений. Дома имеют общую стену, но у каждого — отдельный вход и небольшой участок земли. Но такие проекты белорусам не очень пришлись по вкусу.

«Блокированные застройки есть в Большой Слепянке, рядом с деревней Медвежино. Мы говорим, что этот тип застройки более территориально экономичный, компактный. Можно использовать различные приемы блокировки, разместить по две, три квартиры. Застройка может идти со смещением, блокировкой гаражей. Но такое соседство не очень привлекательное для наших граждан. В общем, в европейских городах архитектура более подчинена рациональности и функциональности», — отмечает Зоя Заборовская.

По словам архитектора, город должен иметь разнообразный облик. Отказываться полностью от усадебной застройки нельзя. Если частным сектором правильно пользоваться и поддерживать в достойном виде, он может стать украшением столицы.

«Усадебный дом — это комфорт для жизни, особый дух. А какие у нас необычайно теплые отношения с соседями! Не слышим криков чужих детей за стеной, а лестничную площадку никто не заставляет велосипедами. Какое наслаждение летом угощать друзей огурцами, выросшими на своем участке, а осенью, собираясь на работу, сорвать яблоко с дерева, растущего за воротами!» — рассказывает Наталья из Северного поселка.

Услышав это, немного завидуешь и понимаешь, почему хозяева не соглашаются менять такой образ жизни на «многоэтажные» квадратные метры.

Мария ДАДАЛКО

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.