Вы здесь

В обозримом будущем Россия может перестать нуждаться в импорте молока


О значимости российского рынка для отечественных производителей «молочки» говорят следующие цифры: в прошлом году экспорт четырех наиболее значимых по стоимости позиций этой продукции принес стране более $1,9 млрд, в том числе поставки в Россию — более чем $1,7 млрд. Однако руководство России заявляет о твердом намерении уйти от импортной зависимости в молочной отрасли. «Наша ближайшая цель ... обеспечить рынок молока на 90 % отечественными продуктами. Уверен, что мы не только достигнем этой цифры, но сможем пойти дальше, вплоть до полного замещения импорта», — заявил недавно министр сельского хозяйства Российской Федерации в интервью РИА «Новости». Эксперты прогнозируют, что еще лет пять российский рынок будет оставаться основным для белорусских экспортеров молочных продуктов, но после этого срока отечественные молокоперерабатывающие предприятия должны быть готовы к серьезнейшей конкуренции на мировых площадках.


Задержка на старте

Пять лет — срок совсем небольшой. Первые «звоночки» о необходимости поиска новых рынков сбыта прозвучали девять лет назад, а мы по-прежнему как будто стоим в начале пути.

Сделано за это время вроде как и не мало. Проведена полная модернизация отрасли, мы научились изготавливать мягкие сыры и сыр с голубой плесенью, сертифицировали предприятия по стандартам азиатских рынков и Европейского союза, хвалимся поставками в Китай и... по-прежнему более 90 % «молочки» продаем в Россию и крайне болезненно реагируем на угрозы Россельхознадзора об ограничении поставок с наших молочных заводов.

— Для продвижения продукции на внешние рынки белорусским предприятиям необходима в первую очередь сертификация производства на постоянной основе, — считает Александр ЩЕРБЕНОК, начальник главного управления перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. — На азиатские рынки необходимо иметь допуск как минимум половине отечественных компаний (сейчас сертифицированы по стандартам «Халяль» 17 организаций молочной промышленности. — Прим. ред.), до полутора десятков должны быть аттестованы по стандартам «Кошер» (пока аттестацию прошли только три. — Прим. ред.).

В качестве примера диверсификации экспорта Александр Щербенок назвал предприятие «Беллакт» — единственного отечественного производителя сухих детских смесей. На сегодняшний день эта компания более 50 % экспортных поставок осуществляет в дальние страны, такие, например, как Пакистан.

Комфорт, да не тот

Но и ближайшие пять лет, когда в России гарантированно будет сохраняться дефицит сырого молока, не обещают быть легкими, о чем свидетельствует начало этого года.

— Ситуация с производством молока в России близкая к кризисной, — считает Александр ПОЛЯК, член совета Российского союза предприятий молочной отрасли. — Дело в том, что в течение последних двух лет совпало много факторов, в результате чего произошли падение конечного спроса, рост цены на сырье и возник избыток сухого молока на рынке.

Причины падения продаж молочных продуктов эксперт видит в росте цен на сырье, который произошел в 2016 году, что привело к росту цен на прилавках. В условиях падения доходов российский потребитель стал выбирать более дешевый фальсификат. Борьба же с фальсификатом началась не на магазинной полке (там его становилось только больше, потому что торговым сетям все равно что продавать), а в публичном пространстве, что привело к снижению доверия к «молочке» в целом. Люди стали отдавать предпочтение другим продуктам. К началу 2018 года цена на сырое молоко упала, но в магазине цены на молоко и молочные продукты остались прежними (так уж устроены торговые сети, поясняет эксперт), потребление молока в России продолжает снижаться.

Объем производства молока с 2014 по 2017 год в России вырос на 10,6 % (1,85 млн тонн), потребление с 2015 года упало на 12 %, количество фальсификата выросло почти на 50 %.

В 2017 году ситуация усугубилась тем, что в России произвели лишних 30 тысяч тонн сухого обезжиренного молока из дорогого сырья по 25 рублей в ожидании молочных закупочных интервенций со стороны государства, которые были обещаны, но так и не состоялись. Кроме того, неопределенная ситуация по поставкам молока из Беларуси привела к избыточным закупкам этого продукта как из самой Беларуси (как результат паники на рынке), так и из Турции и Ирана (14 тысяч тонн). Все это произошло на фоне рекордного накопления запасов сухого молока в Европе и США.

Чтобы реализовать накопившиеся избытки молока, понадобятся годы, считает Александр Поляк. При этом наблюдается рост мирового производства молочных продуктов.

Выход из кризиса эксперт видит в восстановлении спроса на молоко, в реальной (а не информационной) борьбе с фальсификатом, в более осторожных действиях властей, которые должны предприниматься с учетом мнения бизнес-сообщества. Самому бизнесу следует более внимательно следить за ситуацией на рынке.

Отечественное молоко в цифрах:

В Беларуси на душу населения производится 771 кг молока в год, что в три раза превышает уровень потребления в стране (251 кг на человека) и в семь раз превышает среднемировое потребление молока (111 кг на человека).

В ассортименте отечественной молочной продукции более 1,5 тысячи наименований, в том числе: масла сливочного — 30, сыров — более 330, цельномолочной продукции — более 700.

На экспорт белорусские предприятия реализуют 60 % молока в виде молочных продуктов: 28,6 % цельномолочной продукции, 66,4 % животного масла, 78,1 % сыров, 87 % сухого обезжиренного молока, 88,4 % сухой сыворотки, 91 % молочных консервов и практически 100 % сухого цельного молока.

В 2017 году наша страна произвела 7,3 млн тонн молока. До 2020 года правительством поставлена задача достичь объемов производства молока на уровне не менее 9,2 млн тонн.

Движение в прозрачной среде

Уже с июля этого года белорусские предприятия-экспортеры ожидает серьезное испытание обязательной электронной сертификацией на российском рынке. Технический директор белорусского Центра систем идентификации Геннадий Волнистый утверждает, что наша промышленность к этому готова.

— В Беларуси молочная продукция имеет электронный паспорт международного формата, где товар описывают около 95 атрибутов, — рассказал Геннадий Волнистый на форуме «Беларусь молочная».

Технический директор научно-инженерного учреждения обратил внимание на то, что Беларусь — единственная страна в мире, которая приняла закон, в названии которого связана вся пищевая цепочка: закон об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), индентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения. «Это означает, что молоко от неидентифицированных животных не попадает на предприятие, а идентифицированные животные имеют электронный паспорт в государственной информационной системе», — пояснил Геннадий Волнистый.

В свою очередь Россия приняла закон о ветеринарии, создала систему прослеживаемости продукции «Меркурий», которая также блокирует движение незарегистрированных продуктов. Аналогичные регламенты есть и в Европейском союзе. В начале 2017 года был принят план развития единой информационной системы ЕАЭС, позволяющей создать прозрачную среду для перемещения товаров и услуг.

«В конце прошлого года разработана система ветеринарной безопасности, которая обеспечивает автоматизацию деятельности всех ветеринарных служб. Тестовая работа начата 27 марта. Мы с Россельхознадзором согласовали план, согласно которому будет обеспечен полный обмен данными: об отгруженной партии, о материнской продукции, о сырье, из которого она изготовлена, и об источниках поступления этого сырья. Технически это уже работает, сейчас происходит нормативное регулирование, — заверил Геннадий Волнистый. — Предполагается, что в текст бумажного сертификата будет впечатан идентификатор электронного, который позволит увидеть продукцию и всю историю, которая с ней связана, в системе «Меркурий». На 25 апреля запланирована встреча с российскими коллегами для решения всех этих вопросов».

Производители молока не боятся новых правил игры на рынке, однако их ставят в тупик неопределенность, непоследовательность и неполнота этих правил. Когда, например, установлены требования к сырью, но не указаны требования к готовой продукции. Когда контролеры ссылаются на спорные методики определения качества. Когда системы контроля внутри одного экономического пространства противоречат друг другу. Когда политика вмешивается в экономику. Последнее, похоже, мешает всем.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Фото БЕЛТА

Название в газете: Беларуси — приготовиться

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».