Вы здесь

Велогород: фантазия или реальность


С наступлением весны на улицах городов наблюдается все больше велосипедистов. За последние годы в целом велосипедное движение в Беларуси значительно возросло. Передвигаться на двух колесах становится не только выгодно, полезно, но еще и модно. Весь апрель в мире проходит акция «30 дней на велосипеде», она охватила около семи тысяч человек, почти полторы тысячи из них — белорусы. Мы встретились с представителями Минского велосипедного общества, чтобы поговорить о том, где найти место для велосипедистов и что следует изменить в городе и ПДД, чтобы перемещаться на велосипеде стало еще комфортнее.


Не голые цифры

О росте количества велосипедистов в городе можно судить не только наглядно, но и по статистике. Если в 2011 году процент перемещения на велосипеде составлял 0,02%, то сейчас это 1%. Около 25 городов в стране активно развивают велодвижение. Согласно опросу, который проводился прошлой осенью, в Минске 800 тысяч взрослых велосипедов (кстати, это столько же, сколько и машин) и 700 тысяч детских велосипедов или самокатов. «По опросу 40% минчан считают себя велосипедистами и ездят на двухколесном средстве передвижения несколько раз в месяц или чаще, — рассказывает директор Минского велосипедного общества Анастасия Янчевская. — 30% опрошенных готовы ездить гораздо чаще, если в городе будут созданы благоприятные условия, это, прежде всего, велодорожки, велополосы, отсутствие высоких бордюров, возможность хранения велосипеда во дворах, велосипедные парковки».

Мировая статистика говорит о том что, если инфраструктура города не совсем безопасная, больше на велосипедах передвигаются мужчины — около 70%. «Что касается возрастных категорий, то большое количество людей старшего возраста пользуется велосипедом в регионах. Иногда это единственный способ комфортного перемещения в небольшом городе или поселке. В Минске мы, конечно, видим больше молодых людей на хороших велосипедах», — рассказывает Анастасия.

Кстати, ежегодно с мая Минское велосипедное общество открывает велошколу, где любой может получить навык езды на велосипеде. В прошлом году таких желающих было около 100, среди них и дети, и ученики, которым за 80. В городах постоянно проходят различные мероприятия и проекты. «В мае уже четвертый раз у нас пройдет велокарнавал, в прошлом году фестиваль собрал около 15 тысяч человек, в этом году ожидаем еще больше. Проводим велопрогулки, различные квесты, летом планируется ряд интересных выставок, в августе пройдет велосипедный фестиваль, сейчас также готовимся к европейской неделе мобильности, которая пройдет в сентябре», — делится планами Анастасия Янчевская.

Несмотря на то, что все больше людей приобретает себе велосипеды, городские велопрокаты не теряют свою актуальность. Частных велопрокатов в Минске много, а вот чего не хватает — это автоматизированного городского велопроката. Когда ты можешь взять велосипед на станции, доехать до нужного места и оставить его в другом пункте.

Конфликт с пешеходами

Пока категории «пешеход» и «велосипедист» делят одну территорию, поэтому зачастую между ними возникают конфликты. «Здесь нужно говорить, прежде всего, о том, что инфраструктура для пешеходов и велосипедистов одна, а она должна быть разделена. Велосипед — транспортное средство, которое может развивать достаточно приличную скорость — до 30—40 км/ч, и это уже опасно для пешеходов. Важно найти компромисс и не забывать о культуре».

Парковки и гаражи

Сегодня одной из самых актуальных проблем велосипедистов является хранение своего транспорта. Если семь лет назад велосипедных парковок возле общественных организаций в Минске насчитывалось всего около 70, сейчас — 800, и это число постоянно растет. С гаражами дела обстоят сложнее, людям некомфортно выносить велосипед, например, с 10-го этажа каждый день, вероятно, если бы человек мог взять его на улице, то использовал бы чаще. В Минском велосипедном обществе отмечают, что сами разрабатывают проекты велогаражей, которые могли бы предложить исходя из выделенного бюджета. Помимо этого разрабатывается схема, как члены обществ могут собраться и решить, нужен ли им велагараж и в случае необходимости на дворовой территории построить его.

Велосипедистов ждут изменения

В этом году Заводским и Ленинским районами Минска началось проектирование моста для велосипедистов и пешеходов через реку Свислочь, который свяжет Серебрянку и Чижовку. Велодорожка будет длиться от разворотного кольца в сторону парка 900-летия Минска.

 

«Также ждем изменений в правилах дорожного движения, — рассказывает Анастасия. — Мы активно вносили свои предложения в процессе написания новых изменений. Еще неизвестно, какая форма будет принята, но мы говорили о необходимости определить электровелосипед в ПДД в отдельную категорию (сейчас он вне всех категорий). Также просили дать велосипедистам возможность переезжать регулируемые пешеходные переходы, не слазя с велосипеда. Теперь это возможно только там, где есть велосипедная разметка.

Говоря обо всех нововведениях и в целом о росте велосипедного движения, активисты велосообщества призывают не забывать о безопасном поведении, так как это залог успешного развития.

Дарья Лобажевич

Фото Алексея Басалая

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.