23 сентября, воскресенье

Вы здесь

Самые интересные авто и мотоциклы самого трагического времени


В период Второй мировой войны кроме военной техники использовалась немало автомобилей и мотоциклов, которые сегодня можно встретить только в музеях или в частных коллекциях. Специальный выпуск этой рубрики было решено посвятить именно таким машинам — мощным и неприхотливым, время эксплуатации которых совпало со страшнейшим военным конфликтом в истории человечества.


ГАЗ-М-20 «Победа».

Что скрывается под крышей

...Пустынная проселочная дорога в глухом лесу не вызывает оптимизма — туда ли мы завернули? Постепенно плотные ряды деревьев расступаются, и яркий свет солнца заливает автомобиль — машина выбралась из леса и неторопливо движется вдоль обычных полей. И вот наконец виднеется место назначения, конечный пункт маршрута — одноэтажные ухоженные домики деревни Забродье.

С приближением к этому необычному по многим параметрам месту начинает мелькать в глазах: если издалека виднеются только коричневые здания, которые утопают в зелени, то вблизи через простой деревянный забор, окружающий деревню, пробиваются оранжевый, голубой, синий, красный и многие другие цвета. Весь этот калейдоскоп оказывается настоящей мечтой для каждого автолюбителя — здесь собрано невероятное количество раритетных автомобилей. Классические советские и иностранные легковушки, кабриолеты, грузовики и мотоциклы заполонили полянки, однако наиболее увлекательные экземпляры заботливо спрятаны под сводами гаражей, а также под специальными прилегающими навесами.

Коллекцию этих легендарных машин нам согласился показать скульптор Данила Титович, который может рассказать всю подноготную каждого авто. «У меня стоит ряд автомобилей войск вермахта, а также Рабоче-Крестьянской Красной Армии, — отметил он. — Это те машины, которые реально воевали. Им по 80 лет — и все они на ходу».

Что касается процесса восстановления, то у каждой модели все индивидуально, но в целом команда, которая работает над «оживлением», старается воссоздать то, что было в оригинале. Случается и так, что запчасти на некоторые автомобили не удается найти даже в государстве-производителе — например, так было с Nаsh Аmbаssаdоr, деталей к которому нет даже в США. Однако, по мнению скульптора, в таких случаях лучше вставить, например, другой мотор, но машина обретет новую жизнь.

Однако мы немного отклонились. Так какие же раритеты времени войны скрываются в темных гаражах Забродья?

Живая история на колесах

В глубине здания виднеется автомобиль, который для многих людей был предвестником страшной беды — легендарный «черный воронок» или ГАЗ М-1. Это самая массовая довоенная советская машина, которая выпускалась с 1936 до 1943 года. В свободную продажу она не поступала, на ней ездили представители силовых ведомств, партийной номенклатуры, а во время войны — командиры, генералы и агенты НКВД. В редких случаях ее получали обычные люди за особые заслуги. Всего было произведено около 63 тысяч таких автомобилей.

За ним выглядыет американец Willуs МB, который выпускался в период 1941—1945 годов. Участие в конкурсе на разработку приняли 135 фирм, при этом требования для того времени были очень серьезные: снаряженная масса — 585 кг, максимальная скорость — не менее 80 километров в час, углы въезда и съезда — 45 и 35 градусов, способность преодолеть брод до 30 сантиметров.

В Красную Армию по договору ленд-лиза он попал летом 1942 года. Интересно, что в СССР их отправляли в обычных деревянных коробках — таким образом, «конструктор» собирали вместе уже на месте. Конструкция автомобиля очень проста, поэтому и ломаться в нем нечему — прочная рама, два ведущих моста, надежный четырехцилиндровый двигатель мощностью 60 лошадиных сил. Кстати, восстанавливали эту замечательную модель три года.

За ним стоит, можно сказать, первый советский джип — ГАЗ-67Б. На нем во время войны перевозили раненых, пехоту, он использовался не только как штабный и разведывательный автомобиль, но и как легкий артиллерийский тягач. Производился он с 1943 до 1953 года: на свет появилось более 90 тысяч таких авто. Этот джип получил полный привод и мотор объемом 3,3 литра мощностью 54 лошадиные силы. Максимальная скорость — 90 километров в час. Настоящий труженик, автомобиль был способен потянуть за собой почти тонну груза.

Интересно, что вся коллекция в городке Забродье началась именно с этого красавца: он принадлежал инженеру, которого уговаривали продать машину четыре года! При том взамен мужчина получил еще и «Копейку».

Уважаемый Захар Иванович

Захар Иванович, трехтонка.

Есть в закромах Забродья и автомобили, которые не только перевозили людей, но еще по-настоящему спасали жизнь. Конечно, речь о легендарной ЗИС-5, правда, в белорусском селе представлена ​​чуть более поздняя его модификация 1942-1943 года с индексом 5В. Эту машину шоферы называли Захар Иванович, а также трехтонка. В самые короткие сроки — всего за 4 месяца — был собран этот экземпляр, при том, что в наличии была только рама, колеса, передняя балка и часть капота! Он возил людей, а также продукты питания.

Что только не делали на базе ЗИСа — создавали автобусы, пожарные машины, бронемабили, это довольно стандартные модификации. Но кроме того, модель трансформировалась в передвижные типографии, снегоочистители, мясокомбинаты, целые комплексы противовоздушной обороны! Вот такой многогранный был автомобиль.

Как же тут не вспомнить о ГАЗ-АА, так называемую полуторку (из-за грузоподъемности в 1,5 тонны). Упомянутая модель — это модернизированный Форд-АА. На Горьковском автозаводе его собирали задолго до войны — с 1932 года, а в 1938 году он получил новый двигатель на 50 лошадиных сил и название ГАЗ-ММ. Этот автомобиль совершил многие подвиги: именно он первый стал курсировать по магистрали на льду Ладожского озера, отвозил в Ленинград продовольствие, а обратно вез людей, оборудование и различные культурные ценности. Немало героических шоферов вместе с этим авто оказались на дне озера, поскольку лед не всегда выдерживал путешественников... Но это только один маршрут — а сколько было других, сколько обе машины спасли!

О лошадях в железе

С правой стороны: мото­цикл М-72, ГАЗ М-1, Wіllуs МB.

В углу широкого гаража прячется мотоцикл М-72, который производился с весны 1941 года до 1960-го. Образцом для полного копирования стал BMW R71 с оппозитным двигателем. Интересно, что конструкция немца была ориентирована не столько под военные нужды, сколько под массовое потребление. Инженеры Московского мотоциклетного завода переняли немало технических новшеств, которые к тому моменту в советской практике не применялись.

Кстати, этот мотоцикл был сконструирован именно под военные цели, поэтому до середины 50-х годов в свободную продажу не поступал. И поскольку как каждый такой мотоцикл оборудовался стрелковым оружием, он классифицировал именно как бронетехника.

На долю этой техники выпало множество сложных испытаний, которые с гордостью были преодолены. Страшная война закончилась, машины стали сменять поколения — в завершение наш гид показал еще несколько автомобилей, которые имеют определенное значение для большинства советских граждан.

Как же мы без Победы?

...Из-под отдельного навеса, скрытого под могучими деревьями, виднеется легендарный ГАЗ-М-20 «Победа». Автомобиль имеет превосходную двухцветную окраску - верх и часть капота у него сочного зеленого цвета, а остальные части — темно-зеленые. Это первый советский автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире, который серийно выпускался с кузовом полностью понтонного типа — без крыльев, которые выступают, и их рудиментов, подножек и фар.

Буквально каждая деталь «Победы» наполнена историей — вот, например, эмблема на капоте. Когда создавался ГАЗ-М-20, у советских автозаводов не было постоянных эмблем, поэтому под каждый автомобиль готовили свой оригинальный значок. На «Победе» — это буква М, которая указывала на название «Молотовец» — тогда завод в Горьком носил имя Молотова. Еще в эмблеме можно разглядеть намек на чайку, а также на зубец стены Нижегородского кремля. Заливка значка — красная, в цвет флага СССР.

Конечно, многие слышали популярную историю о названии этого автомобиля: первоначально его хотели назвать «Родина», но когда в 1944 году Иосифу Сталину показали образец будущей серийной машины, он спросил: «И почем мы будем Родину продавать?» Считается, что после этого авто решили назвать «Победа», но, как оказалось, это всего лишь миф. Различные источники подтверждают, что в честь скорой победы СССР над Германией название «Победа» было закреплено еще на начальных этапах разработки.

Кстати, в закромах Забродья есть очень интересная модификация «Победы» — ГАЗ-М-72, которая выпускалась с 1955 до 1958 года. Это настоящий внедорожник! В послевоенное время был поднят вопрос о создании нового комфортабельного автомобиля повышенной проходимости. Идею его появления, кстати, предложил сам Никита Хрущев. По замыслу, машина должна была использоваться в качестве служебного авто сельских обкомов КПСС, председателей передовых колхозов и — неофициально — как машина для правительственных охотничьих хозяйств. Этот необычный автомобиль не стал массовым — было выпущено всего 4677 экземпляров. Кстати, существует фильм, на котором Никита Хрущев и Фидель Кастро отправляются на зимнюю охоту именно на этой машине.

Теплится жизнь

Редкий внедорожник ГАЗ-М-72.

Сегодня эти легендарные автомобили, лучшие годы которых пришлись, к сожалению, на очень трудное время — войну и восстановление после нее — обрели даже не вторую и даже не третью жизнь. Настоящие ветераны автомобильной отрасли, они ушли на заслуженный отдых в темные гаражи, но до сих пор их не оставили и не оставят страсть и энергия моторов-сердец ...

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

д. Забродье Вилейского района

Оставить комментарий

Выбор редакции

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.

Общество

Кому и чем поможет ТЦСОН

Кому и чем поможет ТЦСОН

От помощи на дому пожилым и до создания кризисных комнат для жертв домашнего насилия.

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.