Вы здесь

Самые интересные авто и мотоциклы самого трагического времени


В период Второй мировой войны кроме военной техники использовалась немало автомобилей и мотоциклов, которые сегодня можно встретить только в музеях или в частных коллекциях. Специальный выпуск этой рубрики было решено посвятить именно таким машинам — мощным и неприхотливым, время эксплуатации которых совпало со страшнейшим военным конфликтом в истории человечества.


ГАЗ-М-20 «Победа».

Что скрывается под крышей

...Пустынная проселочная дорога в глухом лесу не вызывает оптимизма — туда ли мы завернули? Постепенно плотные ряды деревьев расступаются, и яркий свет солнца заливает автомобиль — машина выбралась из леса и неторопливо движется вдоль обычных полей. И вот наконец виднеется место назначения, конечный пункт маршрута — одноэтажные ухоженные домики деревни Забродье.

С приближением к этому необычному по многим параметрам месту начинает мелькать в глазах: если издалека виднеются только коричневые здания, которые утопают в зелени, то вблизи через простой деревянный забор, окружающий деревню, пробиваются оранжевый, голубой, синий, красный и многие другие цвета. Весь этот калейдоскоп оказывается настоящей мечтой для каждого автолюбителя — здесь собрано невероятное количество раритетных автомобилей. Классические советские и иностранные легковушки, кабриолеты, грузовики и мотоциклы заполонили полянки, однако наиболее увлекательные экземпляры заботливо спрятаны под сводами гаражей, а также под специальными прилегающими навесами.

Коллекцию этих легендарных машин нам согласился показать скульптор Данила Титович, который может рассказать всю подноготную каждого авто. «У меня стоит ряд автомобилей войск вермахта, а также Рабоче-Крестьянской Красной Армии, — отметил он. — Это те машины, которые реально воевали. Им по 80 лет — и все они на ходу».

Что касается процесса восстановления, то у каждой модели все индивидуально, но в целом команда, которая работает над «оживлением», старается воссоздать то, что было в оригинале. Случается и так, что запчасти на некоторые автомобили не удается найти даже в государстве-производителе — например, так было с Nаsh Аmbаssаdоr, деталей к которому нет даже в США. Однако, по мнению скульптора, в таких случаях лучше вставить, например, другой мотор, но машина обретет новую жизнь.

Однако мы немного отклонились. Так какие же раритеты времени войны скрываются в темных гаражах Забродья?

Живая история на колесах

В глубине здания виднеется автомобиль, который для многих людей был предвестником страшной беды — легендарный «черный воронок» или ГАЗ М-1. Это самая массовая довоенная советская машина, которая выпускалась с 1936 до 1943 года. В свободную продажу она не поступала, на ней ездили представители силовых ведомств, партийной номенклатуры, а во время войны — командиры, генералы и агенты НКВД. В редких случаях ее получали обычные люди за особые заслуги. Всего было произведено около 63 тысяч таких автомобилей.

За ним выглядыет американец Willуs МB, который выпускался в период 1941—1945 годов. Участие в конкурсе на разработку приняли 135 фирм, при этом требования для того времени были очень серьезные: снаряженная масса — 585 кг, максимальная скорость — не менее 80 километров в час, углы въезда и съезда — 45 и 35 градусов, способность преодолеть брод до 30 сантиметров.

В Красную Армию по договору ленд-лиза он попал летом 1942 года. Интересно, что в СССР их отправляли в обычных деревянных коробках — таким образом, «конструктор» собирали вместе уже на месте. Конструкция автомобиля очень проста, поэтому и ломаться в нем нечему — прочная рама, два ведущих моста, надежный четырехцилиндровый двигатель мощностью 60 лошадиных сил. Кстати, восстанавливали эту замечательную модель три года.

За ним стоит, можно сказать, первый советский джип — ГАЗ-67Б. На нем во время войны перевозили раненых, пехоту, он использовался не только как штабный и разведывательный автомобиль, но и как легкий артиллерийский тягач. Производился он с 1943 до 1953 года: на свет появилось более 90 тысяч таких авто. Этот джип получил полный привод и мотор объемом 3,3 литра мощностью 54 лошадиные силы. Максимальная скорость — 90 километров в час. Настоящий труженик, автомобиль был способен потянуть за собой почти тонну груза.

Интересно, что вся коллекция в городке Забродье началась именно с этого красавца: он принадлежал инженеру, которого уговаривали продать машину четыре года! При том взамен мужчина получил еще и «Копейку».

Уважаемый Захар Иванович

Захар Иванович, трехтонка.

Есть в закромах Забродья и автомобили, которые не только перевозили людей, но еще по-настоящему спасали жизнь. Конечно, речь о легендарной ЗИС-5, правда, в белорусском селе представлена ​​чуть более поздняя его модификация 1942-1943 года с индексом 5В. Эту машину шоферы называли Захар Иванович, а также трехтонка. В самые короткие сроки — всего за 4 месяца — был собран этот экземпляр, при том, что в наличии была только рама, колеса, передняя балка и часть капота! Он возил людей, а также продукты питания.

Что только не делали на базе ЗИСа — создавали автобусы, пожарные машины, бронемабили, это довольно стандартные модификации. Но кроме того, модель трансформировалась в передвижные типографии, снегоочистители, мясокомбинаты, целые комплексы противовоздушной обороны! Вот такой многогранный был автомобиль.

Как же тут не вспомнить о ГАЗ-АА, так называемую полуторку (из-за грузоподъемности в 1,5 тонны). Упомянутая модель — это модернизированный Форд-АА. На Горьковском автозаводе его собирали задолго до войны — с 1932 года, а в 1938 году он получил новый двигатель на 50 лошадиных сил и название ГАЗ-ММ. Этот автомобиль совершил многие подвиги: именно он первый стал курсировать по магистрали на льду Ладожского озера, отвозил в Ленинград продовольствие, а обратно вез людей, оборудование и различные культурные ценности. Немало героических шоферов вместе с этим авто оказались на дне озера, поскольку лед не всегда выдерживал путешественников... Но это только один маршрут — а сколько было других, сколько обе машины спасли!

О лошадях в железе

С правой стороны: мото­цикл М-72, ГАЗ М-1, Wіllуs МB.

В углу широкого гаража прячется мотоцикл М-72, который производился с весны 1941 года до 1960-го. Образцом для полного копирования стал BMW R71 с оппозитным двигателем. Интересно, что конструкция немца была ориентирована не столько под военные нужды, сколько под массовое потребление. Инженеры Московского мотоциклетного завода переняли немало технических новшеств, которые к тому моменту в советской практике не применялись.

Кстати, этот мотоцикл был сконструирован именно под военные цели, поэтому до середины 50-х годов в свободную продажу не поступал. И поскольку как каждый такой мотоцикл оборудовался стрелковым оружием, он классифицировал именно как бронетехника.

На долю этой техники выпало множество сложных испытаний, которые с гордостью были преодолены. Страшная война закончилась, машины стали сменять поколения — в завершение наш гид показал еще несколько автомобилей, которые имеют определенное значение для большинства советских граждан.

Как же мы без Победы?

...Из-под отдельного навеса, скрытого под могучими деревьями, виднеется легендарный ГАЗ-М-20 «Победа». Автомобиль имеет превосходную двухцветную окраску - верх и часть капота у него сочного зеленого цвета, а остальные части — темно-зеленые. Это первый советский автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире, который серийно выпускался с кузовом полностью понтонного типа — без крыльев, которые выступают, и их рудиментов, подножек и фар.

Буквально каждая деталь «Победы» наполнена историей — вот, например, эмблема на капоте. Когда создавался ГАЗ-М-20, у советских автозаводов не было постоянных эмблем, поэтому под каждый автомобиль готовили свой оригинальный значок. На «Победе» — это буква М, которая указывала на название «Молотовец» — тогда завод в Горьком носил имя Молотова. Еще в эмблеме можно разглядеть намек на чайку, а также на зубец стены Нижегородского кремля. Заливка значка — красная, в цвет флага СССР.

Конечно, многие слышали популярную историю о названии этого автомобиля: первоначально его хотели назвать «Родина», но когда в 1944 году Иосифу Сталину показали образец будущей серийной машины, он спросил: «И почем мы будем Родину продавать?» Считается, что после этого авто решили назвать «Победа», но, как оказалось, это всего лишь миф. Различные источники подтверждают, что в честь скорой победы СССР над Германией название «Победа» было закреплено еще на начальных этапах разработки.

Кстати, в закромах Забродья есть очень интересная модификация «Победы» — ГАЗ-М-72, которая выпускалась с 1955 до 1958 года. Это настоящий внедорожник! В послевоенное время был поднят вопрос о создании нового комфортабельного автомобиля повышенной проходимости. Идею его появления, кстати, предложил сам Никита Хрущев. По замыслу, машина должна была использоваться в качестве служебного авто сельских обкомов КПСС, председателей передовых колхозов и — неофициально — как машина для правительственных охотничьих хозяйств. Этот необычный автомобиль не стал массовым — было выпущено всего 4677 экземпляров. Кстати, существует фильм, на котором Никита Хрущев и Фидель Кастро отправляются на зимнюю охоту именно на этой машине.

Теплится жизнь

Редкий внедорожник ГАЗ-М-72.

Сегодня эти легендарные автомобили, лучшие годы которых пришлись, к сожалению, на очень трудное время — войну и восстановление после нее — обрели даже не вторую и даже не третью жизнь. Настоящие ветераны автомобильной отрасли, они ушли на заслуженный отдых в темные гаражи, но до сих пор их не оставили и не оставят страсть и энергия моторов-сердец ...

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

д. Забродье Вилейского района

Выбор редакции

Общество

Как удовлетворить кадровый голод в сфере IТ?

Как удовлетворить кадровый голод в сфере IТ?

Работодатели говорят, что быть хорошим программистом и уметь писать код для эффективной работы уже недостаточно.

Культура

В воскресенье евреи празднуют Новый год деревьев

В воскресенье евреи празднуют Новый год деревьев

На этот праздник особенным образом потребляют разные фрукты, запивая бокалами хорошо разбавленного вина.  

Экономика

Почему кредиты на строительство стали менее доступны?

Почему кредиты на строительство стали менее доступны?

Несмотря на стабильность ставки рефинансирования.