Вы здесь

Кто взойдет на профессиональный Олимп?


22—23 мая в Футбольном манеже пройдет ІІІ Республиканский конкурс профессионального мастерства «WorldSkills Belarus 2018», участие в котором примут более 320 учащихся, студентов и молодых рабочих из всех регионов страны. Соревнования проводятся раз в два года и дают возможность отобрать самых перспективных участников для их дальнейшего выступления на международном уровне. Между прочим, чтобы попасть в финал, нужно было преодолеть отборочные региональные соревнования. Чем же третий национальный чемпионат отличается от предыдущих и кому, кроме школьников, которые еще только задумываются над выбором профессии, его нужно посетить? Обо всем этом мы беседуем с ректором Республиканского института профессионального образования, кандидатом педагогических наук, доцентом Валерием ГОЛУБОВСКИМ:


Фото Константина ДРОБОВА.

Новые компетенции

— Во-первых, республиканский конкурс существенно расширил свои масштабы: в Футбольном манеже нам уже тесно, и мы «захватили» еще и площадку в спортивно-развлекательном комплексе Falcon Club, куда выносим ряд компетенций, связанных с информационными технологиями. Расширяется и площадка конкурса по профессиональной подготовке среди школьников JuniorSkills.

Во-вторых, соревнования пройдут на этот раз по 37 компетенциям в таких профессиональных сферах, как строительство и строительные технологии, производство и инженерные технологии, информационные и коммуникационные технологии, транспорт и логистика, социальные и персональные услуги, творческие профессии и мода. Для сравнения: на последнем чемпионате два года назад было представлено 33 компетенции. Одна из новых — «дошкольное образование». Мы прекрасно понимаем, что это направление подготовки нужно среди молодежи популяризировать.

Безусловно, большое значение для повышения престижа той или иной профессии имеет уровень зарплат ее представителей, но оплата труда педагогов дошкольного образования — сфера деятельности правительства, а не наша. Вместе с тем мы можем сделать то, что в наших силах — показать креативность педагогического труда, ее исключительную важность, возможность непосредственно влиять на будущее поколение. Вы думаете, это легко — быть всегда интересным детям? Учить их воспринимать природу, музыку, поэзию, окружить заботой, поделиться теплом своей души? В ходе отборочных соревнований конкурсантам нужно было продемонстрировать свои профессиональные знания, артистические способности, организаторский мастерства. Они показывали фрагменты занятий, самостоятельно выбирали методы и приемы работы с детьми, проводили дидактическую игру, составляли технологическую карту... Также среди новинок — «визуальный мерчандайзинг», «хлебопечение», «агрономия», «эксплуатация сельскохозяйственных машин».

В-третьих, впервые в национальном чемпионате в рамках секции Deaf Skills будут выступать участники с нарушениями слуха: не только учащиеся учреждений образования, но и молодые рабочие. Министерство образования совместно с Белорусским обществом глухих определило для них две компетенции — «веб-дизайн» и «разработка и технология моды». Задания для этой категории участников будут немного более простые и соревноваться они будут между собой.

Национальная специфика

— Беларусь — все-таки относительно новый участник движения WоrldSkills: мы присоединились к нему лишь четыре года назад. Насколько уровень сложности конкурсных практических заданий, критерии оценивания, сама организация соревнований на нашем чемпионате будут приближены к стандартам WоrldSkills Intеrnаtiоnаl?

— Речь идет о самом престижном в мире конкурсе профессионального мастерства. Соревнования проводятся каждые два года в международном формате на протяжении уже более 60 лет. На сегодняшний день ассоциация WorldSkills International объединяет 77 стран-участниц, где проживает более 70 процентов населения земного шара. Откуда такой большой интерес в мире к движению WоrldSkills?

Все очень просто: потому что профессиональные стандарты WоrldSkills — это стандарты завтрашнего дня. Задания на международных чемпионатах являются по сути отражением тех новейших технологий, внедряемых в реальный сектор экономики и формируются экспертами со всего мира в конкретной компетенции.

Последние годы своеобразным локомотивом для всех являются страны Западной Европы, Корея, Япония, Китай, а все другие пытаются от них не отстать. Когда мы готовимся к международным чемпионатам, то тоже сравниваем содержание конкурсных заданий с системой подготовки кадров в нашей стране и видим, какие элементы нам нужно совершенствовать. Например, слесарь-сантехник — массовая профессия, представители которой востребованы как при возведении зданий, так и при эксплуатации в ЖКХ, причем и в малом, и в среднем бизнесе. Анализ рынка труда показал, что, например, более 50 процентов предприятий строительного комплекса имеют частную форму собственности и относительно небольшую штатную численность — до 300 человек. Есть еще один важный сегмент — индивидуальная занятость. По стандартам WоrldSkills слесарь-сантехник должен выполнять не только отдельные виды работ — эти умения стоят далеко не на первом плане. Он получает условный заказ — смонтировать в доме сантехническую систему: ему нужно спроектировать расположение всех элементов (радиаторов, смесителей, душевой кабины, стиральной машины и так далее), затем по составленному проекту заказать все виды материалов и только после этого перейти к выполнению работ. Это значит, что на первый план выходит планировочная функция, а мы ей не обучаем в наших учреждениях образования. Предполагается так: что придет прораб и расскажет, что нужно делать. Но при самозанятости прораб не предусмотрен: ты и проектировщик, и прораб, и исполнитель в одном лице, поэтому должен обладать всеми компетенциями.

Учитывая членство Республики Беларусь в WorldSkills International, уровень сложности наших конкурсных практических заданий, критерии оценивания и сама организация соревнований максимально приближены к стандартам WorldSkills. Чтобы понять, насколько компетенции, которыми обладают учащиеся и выпускники наших учреждений образования, соответствуют мировым стандартам подготовки специалистов, мы должны использовать международные индикаторы качества. И сегодня мы имеем уже большую группу собственных национальных экспертов: из 37 таких специалистов 29 имеют международное признание и аккредитацию, поскольку обладают знанием стандартов и регламентов WоrldSkills Intеrnаtiоnаl. Наличие международного сертификата дает им возможность вносить свои предложения при разработке программ будущих международных соревнований профессионального мастерства.

Но в разных странах есть свои нюансы. Например, для нас не актуальны технологии, связанные с морским и авиационным транспортом или космосом. Зато мы ввели такую ​​компетенцию как «эксплуатация сельскохозяйственных машин», поскольку ряд учебных заведений в регионах готовят тех же механизаторов, водителей-трактористов, слесарей по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники. Минский тракторный завод выделил для конкурсантов самые современные тракторы, на которых можно не только выполнять конкурсные задания, но и демонстрировать всем, насколько изменился этот вид деятельности. Компонент WorldSkills Belarus включает, кроме «дошкольного образования» и «эксплуатации сельскохозяйственных машин», также «агрономию», «геодезию» и «кровельные работы». Все компетенции соответствуют видам деятельности, которые представлены на нашем рынке труда.

Рывок вперед

— Валерий Николаевич, мы традиционно гордимся своей системой профтехобразования, которую не разрушили, как это произошло во многих других странах на постсоветском пространстве. Однако на последнем чемпионате мира в Абу-Даби конкурировать на равных с теми же россиянами мы не смогли...

— Давайте будем сравнивать наши достижения в Абу-Даби с результатами участия в Сан-Паулу. Чемпионат в Бразилии в 2015 году был первой нашей попыткой выступления на соревнованиях такого уровня. Белорусская сборная в составе 17 человек выступала в 15 компетенциях. И наши девушки завоевали две медали отличника. В прошлом году в Абу-Даби белоруская сборная выступала уже по 27 компетенциям в шести профессиональных направлениях. А вообще в чемпионате участвовало более 1200 конкурсантов из 59 стран. В общекомандном рейтинге, в котором были отмечены 57 стран-участниц, Беларусь заняла 16-е место, а в Бразилии в 2015 году — 36-е место. Неужели это плохой результат? Правда, медаль отличника у нас была только одна — в номинации «парикмахерское искусство» его завоевала выпускница Брестского государственного колледжа сферы обслуживания Надежда Каштелян. Но и требования к участникам соревнований существенно возросли: чтобы завоевать медаль отличника, необходимо было набрать в личном зачете 700 баллов, тогда как в Бразилии в 2015-м — только 500. Большинство участников белорусской команды получили свыше 650 баллов, причем одному из них до победной медали не хватило всего трех баллов.

Я хочу заметить, что конкуренция серьезно усиливается, поэтому и планку требований организаторы существенно повысили. А в успехе россиян есть много объяснений. Российская сборная, которая взяла первое место в общекомандном зачете, добилась этого результата не только качеством, но и количеством: их участники были представлены практически во всех компетенциях. Беларусь не может себе это позволить, да и не нужно это нам, так как многих видов деятельности на нашем рынке труда просто нет. К тому же в России по поручению президента были внесены изменения в налоговый кодекс, которые позволяют предприятиям относить расходы, инвестированные в развитие системы профессионального образования, на себестоимость продукции. Потребители это не почувствовали, зато эффект получился колоссальный. Между прочим, следующий мировой чемпионат пройдет в следующем году году в Казани.

— А какие механизмы финансирования движения WorldSkills у нас действуют?

— До последнего времени средства из государственного бюджета на это направление были задействованы частично. В большей мере финансирование происходило за счет внебюджетных ресурсов РИПО, учреждений профессионального образования, региональных структур, некоторых предприятий и организаций. Этих средств, безусловно, не хватало для полномасштабного развития движения WorldSkills в нашей стране. И премьер-министр дал поручение, чтобы в Государственную программу «Образование и молодежная политика» был внесен отдельный раздел по финансированию, который предусматривал бы направление целевых средств на развитие движения WorldSkills в Беларуси и непосредственно на стажировки участников национальных и международных конкурсов профессионального мастерства и их педагогов.

Нескоротечная выгода

— У всемирного движения WorldSkills есть девиз «совершенствовать мир профессиональными навыками». Во время последней нашей встречи вы говорили, что и движению WorldSkills Belarus требуется собственный бренд, так сказать, перезагрузка понятия «рабочая профессия»...

— В начале года в Могилеве, который был избран на 2018 год молодежной столицей Беларуси, стартовал проект «WorldSkills — старт в будущее!». Он включает ряд интересных мероприятий: конкурс проектов «Профи-имидж», промо-роликов — «Профессия — новый формат», конкурс по созданию гимна WorldSkills Belarus и другие. А, например, в рамках конкурса «Pro-движение» будут определены победители в двух номинациях: «Слоган движения WorldSkills Belarus» и «Символ движения WorldSkills Belarus». Обсуждение лучших идей мы организуем в интернете.

— Так все же на кого в первую очередь рассчитан национальный чемпионат? И кому его будет интересно посетить?

— Соревнования проводятся не ради самих соревнований. Их формат используется для того, чтобы повысить престиж рабочих профессий среди молодежи и способствовать распространению в мире международных профессиональных стандартов. Работодатели должны быть в тесной связке с тем, кто готовит для них кадры, участвовать в формировании материально-технической базы и финансирования учреждений образования. Для того чтобы выпускать конкурентоспособную на внешних рынках продукцию, требуются не только современные технологии, но и специалисты самой высокой квалификации, которые смогут работать на современном оборудовании. Национальный чемпионат — это и демонстрация новейших технологий на производстве и в реальном секторе экономики. Уже на этапе отбора оборудования к чемпионату предприятия знакомились с техническими заданиями, которые соответствуют международным стандартам, и открывали пути совершенствования своей деятельности. Я хочу заметить, что выгода для экономики страны от WorldSkills не сиюминутная.

На отдельной площадке будет проходить конкурс среди воспитанников учреждений дополнительного образования JunиorSkills в двух возрастных группах: 10-13 и 14-17 лет. Дети и подростки соревнуются в таких компетенциях, как «мобильная робототехника», «беспилотные летательные аппараты», «графический дизайн», «инженерный дизайн CAD», «нейротехнологии» и других.

 

Это те сферы, которые будут драйверами развития экономики в последующие десятилетия, поэтому так важно пробудить у подрастающего поколения интерес к ним. Ждем 120 конкурсантов. Поэтому скучно точно не будет.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото РИПО

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.