Вы здесь

ГАИ объяснила, зачем нужны штрафные баллы и другие нововведения


Проект изменений в закон «О дорожном движении» вынесен на общественное обсуждение. Среди новаций, которые затронут каждого автомобилиста, — начисление за нарушение ПДД штрафных баллов. Кроме этого, предлагается узаконить возможность для всех желающих сдавать квалификационный экзамен на автомобиле с автоматической коробкой передач, признать недействительными бессрочные удостоверения, которые выдавались во времена СССР, выдавать международные водительские удостоверения и другие. О нововведениях рассказал старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Александр Шевченко.


— Александр Валерьевич, в проекте закона больше всего вопросов у всех вызывают штрафные баллы за нарушения. Как это будет осуществляться?

— За каждое нарушение в зависимости от его серьезности водителю будет начисляться от 1 до 4 баллов. Нарушения, по которым срок продолжительностью в год истек, автоматически будут аннулироваться. Разрабатывается дополнительная программа, которая позволит водителям, зайдя через интернет в свой личный кабинет, ознакомиться с количеством баллов. Важно за последние 12 месяцев не насобирать 15 и более баллов. За такое количество временно, на шесть месяцев, нарушителя будут лишать права управления. Пересдачи не предусмотрено, удостоверение вернут через указанный срок. 15 баллов — это 15 мелких нарушений или четыре серьезных. По нашему мнению, насобирать такое количество законопослушному водителю очень сложно. Но, согласно нашему анализу, есть автомобилисты, совершившие и 25, и 50, и даже свыше 100 нарушений. Правда, таких граждан не много.

— Какой смысл тогда вводить такую ​​систему?

— Чтобы дисциплинировать лихачей. Для кого-то наказание штрафом не имеет большого значения — расплатился и забыл. Тем временем большинство нарушений в той или иной степени оказывают влияние на безопасность дорожного движения. Те нарушения ПДД, что, на наш взгляд, на нее не влияют, мы включили в специальный перечень, — за них штрафные баллы начисляться не будут. Это, например, отсутствие свидетельства обязательного страхования гражданской ответственности, использование регистрационных номеров неустановленного образца и нарушения, которые подпадают под статью 18:22 ч. 5 Административного кодекса (другие нарушения ПДД).

— А за отсутствие техосмотра баллы предусмотрены?

— Техническое состояние автомобиля влияет на безопасность движения, кто бы что ни утверждал на форумах. И печальный пример тому — авария на проспекте Победителей, когда водитель грузовика из-за неисправности тормозной системы сбил людей, переходивших дорогу по пешеходному переходу, погибла девочка.

— Показания камер фотофиксации также принимаются во внимание при начислении штрафных баллов. Но за рулем может находиться не только владелец автомобиля...

— Законодательство предусматривает процедуру, когда в течение месяца с момента получения постановления собственник может представить соответствующие данные, что за рулем в момент совершения нарушения находился другой гражданин. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу, оно должно в течение пяти дней проинформировать, кто был водителем. Кстати, превышение скорости, было оно зафиксировано камерой или сотрудникам ГАИ, — одно из самых грубых нарушений. Оно нередко становится причиной ДТП с пострадавшими. Ограничения введены не зря. Согласно европейским исследованиям, при ДТП на скорости 60 км/ч пешеход часто погибает. Поэтому во многих странах в населенных пунктах разрешенная скорость снижена до 50 км/ч. Важно помнить, что превышение даже на 10-20 километров имеет роковое значение.

— Как введение штрафных баллов в дополнение к штрафам соотносится с принципом «Одно нарушение — одно наказание»?

— Административный кодекс предусматривает штраф с лишением прав за ряд нарушений. К тем, кто не выплачивает их, могут применяться такие меры, как ограничение выезда за границу, прекращение права управления. Это не дополнительное наказание, а меры, которые заставляют выполнить наложенное взыскание. В данном случае штрафные баллы — профилактические, превентивные меры. Мы не ставим себе целью лишить водительских прав, а, наоборот, напоминаем, что если водитель будет игнорировать ПДД, то насобирает недопустимое количество баллов и может лишиться документа. Во время общественного обсуждения было много высказываний о том, что собрать 15 нарушений почти нереально. Вот у вас сколько нарушений за год?

— Ни одного, но так везет не всегда...

— Как показывает практика, таких водителей, у которых 1-2 нарушения за год или вообще их нет, большинство. Возникает вопрос, чего тогда опасаться? На форумах высказывают мнение, что достаточно десять раз неправильно припарковаться, насобирать штрафных баллов — и тебя лишат прав. Но если автомобиль припаркован, например, рядом с пешеходным переходом, это нарушение безопасности дорожного движения. И если в течение года выписывают один штраф, второй, третий, это повод задуматься: нужно ли постоянно ставить машину в неположенном месте? У нас достаточно паркингов, и меньше половины из них занято. То же самое касается и стоянок, которые охраняются. Вопрос с парковкой решаемый.

— Вводя штрафные баллы, мы идем по пути других стран?

— Аналогичная система действует во многих странах мира, в том числе в Германии, Франции, где более высокий уровень безопасности дорожного движения. Но везде по-своему начисляются баллы. В Германии, например, в зависимости от тяжести нарушения штрафные баллы могут «висеть» в базе до 10 лет.

— Нечто подобное существовало во времена СССР — отметки в талоне...

— На этот опыт мы не ориентировались. Были другие времена: меньше машин, не такой высокий риск, даже другие нарушения. Некоторые предлагают делать отметки в талоне и сейчас, но в XXI веке, когда все автоматизировано, это неактуально. Проектом закона, кстати, предусматривается устранение талона к водительскому удостоверению.

— Какие еще изменения предусматривает новый документ?

— Многие граждане обращались с просьбами разрешить сдавать квалификационный экзамен на автомобиле с автоматической коробкой передач. Они не планируют ездить на «механике», им легче сдавать на «автомате». Мы пошли навстречу таким предложениям, и по желанию можно выбрать, на автомобиле с механической или автоматической коробкой передач вы будете сдавать экзамен. Тем, кто сдает «на автомате», будет выдаваться удостоверение с правом управления только автомобилем с автоматической коробкой передач, права на управление «механикой» оно не дает. Удивительно, но некоторые выступают даже против этого нововведения.

Также предлагается срок действия бессрочных водительских удостоверений, которые выдавались в советские времена, установить до 1 января 2020 года, после чего они будут признаваться недействительными. Этому несколько причин. Поскольку такие удостоверения выдавались очень давно, их нет в базе ГАИ. Идентифицировать водителя по ним сложно: узнать по фото, на котором 18-летний парень, сегодняшнего 60-70-летнего мужчину иногда невозможно. При обмене удостоверений обычно осуществляется контроль за своевременным прохождением медицинского осмотра, а если люди не меняют удостоверение, следить за этим сложно.

Проект изменений в закон предусматривает выдачу удостоверений международного образца. Согласно Венской конвенции о дорожном движении, наша страна признает национальные водительские удостоверения других государств, а они в свою очередь — белорусские. Но есть ряд стран, не ратифицировавших эту конвенцию, например Испания, а также страны Юго-Восточной Азии и ряд других. Поэтому при желании, если вы выезжаете в одну из таких стран и собираетесь там пользоваться автомобилем, можно получить такое удостоверение. Это обычная административная процедура. На территории Беларуси и в странах, которые ратифицировали Венскую конвенцию, действует наше национальное водительское удостоверение.

Все больше в нашей стране появляется мотовездеходов, с ними уже случались ДТП. Это тяжелые машины, и последствия могут быть самые серьезные. Поэтому планируется предоставлять право управления такими транспортными средствами. Они будут отнесены к категории тракторов и самоходных машин, это дополнительные категории H и I. Право управления можно получить с 17 лет. Специального обучения здесь не предусмотрено. В случае, если водитель ездит на транспортном средстве любой категории, за исключением мопедов и легких мотоциклов, он может управлять и мотовездеходом.

Где и до какого срока можно высказать свои замечания и предложения?

Официальное обсуждение проекта изменений в закон «О дорожном движении» продлится до 23 мая на Национальном правовом интернет-портале pravo.by. После Министерство внутренних дел проанализирует предложения и мнения. Затем проект закона с учетом поправок граждан направят заинтересованным ведомствам. После документ будет доработан и внесен на рассмотрение в Совет Министров и парламент.

Елена КРАВЕЦ

Фото БЕЛТА, Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.