Вы здесь

Новый блокбастер студии «Марвел» основывается на экологических страхах


Говоря словами самого доктора Стрэнджа, одного из главных героев Кинематографической вселенной Марвел, это так или иначе произошло бы. Массовый кинематограф вконец подстроился под клиповое мышление аудитории, которое сегодня беспрецедентно доминирует, и показал на большом экране свой в этом плане «шедевр» — фильм «Мстители: война бесконечности». Картина бьет рекорды проката, называется лучшим продуктом студии «Марвел», описывается в положительных рецензиях, но не позволяет избавиться от мысли, что кино еще никогда не было настолько бесцеремонной манипуляцией зрительскими ожиданиями во вред искусству.


Студия решила привлечь рекордное количество из своей коллекции сверхъестественных, популярных и любимых публикой персонажей, чтобы включить их в важнейшую борьбу против Таноса. Если раньше Мстители собирались, чтобы защитить Землю, то сейчас величайшая, ни с чем несравнимая угроза нависла над всей Вселенной.

Авторы сделали ставку на ударное количество известных персонажей и на еще большее  — голливудских звезд. С большой вероятностью зритель найдет на экране одного из своих любимых актеров — для этого здесь Бенедикт Кэмбербэтч, Гвинет Пэлтроу, Марк Руффало, Скарлетт Йоханссон, Роберт Дауни-младший и другие известные лица. Поэтому к самому сюжету требования невелики: не стремясь к особой изощрённости, он довольно просто развивает вечный шаблон о хороших супергероях, которые защищают человечество (или даже все народы Вселенной) от нависшей угрозы.

Но что интересно, на этот раз суть конфликта заключается не в самом противостоянии добра и зла или распространенном мотиве желания власти. Картина, пусть и через отрицательного персонажа, зато через стержень всего сюжета транслирует актуальную сегодня озабоченность экологией планеты. В фильме «Мстители: война бесконечности» суперзлодей имеет свое видение равновесия: по его мнению, на определенных планетах иногда нужно совершать геноцид, чтобы избежать уничтожения ресурсов, которое также приводит к вымиранию. Таким образом Танос, как он думает, заботится о балансе Вселенной. Естественно, в этой мотивации откликаются распространенные в реальном мире страхи за планету, только развиваются они в довольно радикальным направлении.

Зритель оказывается в сконструированном далеком будущем, которое вобрало в себя лучшие мечты об открытии космоса, где люди могут чувствовать себя так же спокойно, как сегодня путешествуя по Европе. Где есть умные еноты. Где супергерои выживают в нечеловеческих условиях. Где исторические мотивы соседствуют с новыми технологиями.

Странные планеты, существа, изобретения — картина «Мстители: война бесконечности» будто собрала популярные визуальные представления о фантастическом/фэнтезийном мире. «Звездные войны» с их обживанием неизвестных планет или «Властелин колец» с мотивом нескольких артефактов, которые могут дать бесконечную силу. Во «Мстителях» это шесть камней, образовавшихся от взрыва во время создания Вселенной. Танос имеет целью собрать их все, чтобы получить неограниченную власть и возможность уничтожать народы щелчком пальцев. 

Предсказуемо в фильме есть большое количество несогласных с позицией и намерениями Таноса, среди которых — Мстители. На экране только и успевают меняться голливудские звезды и запараллеленные истории с героями, которые противостоят злодею. В «Мстителей» включено настолько много сюжетов, против Таноса объединено такое большое количество топовых персонажей, что фильм не успевает стать собственно фильмом. Марвел подтверждает свою «комиксовую» природу, картина становится таким же набором изображений, смысл которых здесь только в количестве — таким образом можно представить мощь угрозы, ради противостояния которой на экране постоянно начинают подготовку все новые силы. При этом у фильма нет времени затронуть эмоционально, потому что герои, жертвующие своими близкими, так и остаются для зрителя чужими.

Транслировать что-то нешаблонное у нового марвеловского фильма тоже не получается (а такой задачи, верно, и не стояло, потому что зачем, если студия прекрасно живет за счет своих клише). Зато в конфликте между общественными и частными интересами фильм демонстрирует явного победителя. Танос жертвует своим любимым человеком ради получения очередного камня, а Мстители, как обычно, сентиментально отдают предпочтение собственным чувствам. Танос в результате побеждает. Можно ждать следующего фильма, где все вернется на круги своя, но картина «Мстители: война бесконечности» явно ценит общественные интересы больше, чем личные (а индивидуализм можно назвать еще одной актуальной темой).

В результате важнейший блокбастер мира, который уже несколько недель обсуждает весь мир, ориентированный на зрительские интересы, неудачный как фильм, комикс комиксов, передает озабоченность состоянием планеты и призывает к жертвам в пользу общественных интересов. И хорошо, если это значит просто сортировать мусор, а не спасать Вселенную ценой потери близких.

Здорово, что некоторые дилеммы остаются только в кино.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские журналы — на самом деле уникальные информационные сборники, значение и важность которых понимали в том числе их создатели и читатели.  

Общество

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

На юбилейной выставке Национальной академии наук.  

Общество

На лечение и охоту. Что привлекает иностранцев в Беларуси?

На лечение и охоту. Что привлекает иностранцев в Беларуси?

Белорусские санатории перестали быть местом отдыха преимущественно пожилых людей. 

Общество

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города

Корреспондент «Звязды» встретилась с художником Александром Благием.