Вы здесь

Как достичь заветного берега в условиях духовного кризиса?


Современное общество живет в режиме событий, которые создают мощное информационное поле. Они заменяют нам смысл. Получается, что мы, как тот водитель, который едет на большой скорости и не успевает осмысливать все, что происходит вокруг него, а реагирует только на ситуации, возникающие непосредственно перед ним на дороге... Отсюда — вопрос: кого должны готовить наши университеты? Хороших специалистов, узких профессионалов или лиц с моральным стержнем? Какие факторы вообще влияют на формирование у молодого поколения духовных ориентиров? Как рождаются деструктивные идеи, идеалы и модели поведения? Обо всем этом рассуждали участники круглого стола «IT-страна: нравственность личности в информационном обществе», который прошел в стенах БГУИР по инициативе Совета молодых ученых университета. Его целью было создать постоянную дискуссионную площадку по проблеме дегуманизации отношений и разобщенности людей в информационном обществе. К разговору были приглашены представители технических университетов, БГУ, Института теологии, Министерства образования, Палаты представителей Национального собрания и Белорусской православной церкви.


Помогут социальные фильтры

— Виртуальный мир настолько расширяет границы мнимых возможностей, что они уже начинают граничить с вседозволенностью. Не удивительно, что особенно привлекателен этот мир для молодых людей: он захватывает их настолько, что приобретает форму болезненной зависимости. Причем речь идет уже не просто о бесполезности виртуальных развлечений, а об угрозе — духовной, физической и даже психической, — предупреждает епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин. — Чтобы разобраться, чего больше в инфокоммуникационных технологиях — вреда или пользы — нужно подойти к этой проблеме с мировоззренческих позиций. Благодаря интернету люди быстрее откликаются на призывы о помощи, скорее распространяется социально важная информация. Есть постоянный доступ и к церковным информационным ресурсов.

Компьютеры помогают и в учебе, и в освоении профессий, и в работе. Однако и там, и там требуются качества, которые не приобретаются с помощью технологий, например терпение, целеустремленность, уважение и любовь к ближнему, готовность прийти на помощь. Несомненно, что мировоззрение людей меняется в конкретные исторические эпохи. Характерной чертой информационной эпохи является стремительное распространение информации, которая влияет на экономическую, политическую и социально-культурную ситуацию как в отдельно взятом регионе, так и в мире. Для обозначения нового типа мировоззрения появился термин «информационный»: его отличительные черты — включенность в информационную среду, ситуационность полученной информации и пассивность ее потребления. Человек оказывается не в реальном мире, а в мире информации о реальном мире. В таких условиях все большую актуальность приобретает критическое отношение не только к потреблению, но и к поиску информации. В информационном обществе человек перегружается информацией, устает от потока новостей, угнетается навязчивой рекламой.

Чувствуя одиночество, юноши и девушки ищут отношений в социальных сетях, где все контакты сводятся к пересылке текстовых сообщений, часто на искусственном сленге, а эмоции присутствуют только в виде смайликов. Сегодня мы наблюдаем стремление людей преобразовать мир и подогнать его под себя. Этим занимается поколение Z.

В информационную эпоху нравственные ориентиры стали размытыми, нечеткими и необязательными. Между прочим, в любую историческую эпоху с любым уровнем технического развития человек остается тем же самым — со всеми своими слабостями, сомнениями и надеждами.

«Нарушает ли моральные нормы игрок, который в компьютерной игре убивает виртуальных врагов и захватывает чужое имущество? Или тот, кто анонимно распространяет ложную информацию? — задает отнюдь не риторический вопрос преосвященный Вениамин. — Все происходит будто бы в виртуальном мире... Я считаю, что он нарушает не только христианские заповеди, но и базовые этические нормы. Постепенно жизнь заполняется игрой, превращается в игру... Развитие информационных технологий нацелено на то, чтобы сделать жизнь человека более легкой, гармоничной, интересной, но в сети рядом может находиться как позитивная информация, которая несет положительные эмоции, так и информация, наносящая ущерб. Социальное зло стремится себя рекламировать, выставлять напоказ...»

По мнению представителя Церкви, актуальной задачей становится развитие средств безопасности информационной культуры. «Социальные программные фильтры смогли бы оградить пользователей от воздействия вредных вирусов, как защищают технику различные антивирусные программы, — подчеркивает он. — Христианское мировоззрение может послужить надежной опорой в утверждении таких ценностей, которые бы способствовали воспитанию иммунитета к разрушительному влиянию вседозволенности в информационном пространстве».

Потерянное поколение?

— Поиск новых форм морального регулирования является условием выживания современной цивилизации, — уверена заведующий кафедрой философии БГУИР, кандидат философских наук, доцент Галина Малыхина. — Это задача в современном мире возлагается в первую очередь на национальные системы образования, которые находятся в прямой зависимости от состояния и запросов экономики, политических и культурных ориентаций, уровня технологий и социальных ожиданий. Университет обязан заботиться о подготовке «многомерных» специалистов с фундаментальным и систематическим образованием, закладывать прочный фундамент не только для будущей профессиональной деятельности, но и формировать мировоззрение, создавать систему ценностей. Иначе говоря, обучение студентов в университете не должно сводиться к узкопрофессиональному образованию. Для того чтобы стать достойным гражданином своей страны, одних теоретических знаний недостаточно. «Чтобы жить мудро, одного ума мало» — говорил Федор Достоевский. Важно, чтобы знания соединялись с опытом, традициями, культурой своего народа и превращались в убеждении, формировали определенный социальный идеал.

Насколько высшая школа с этими задачами справляется, особенно в условиях ее массовости и сокращения часов на гуманитарный блок? По этому поводу высказывались различные мнения. Приведем их тезисно.

«Мы не можем дать подрастающему поколению то, чего нет в нас самих. Если мы говорим о роли личности в воспитании, то в первую очередь должны говорить о личности преподавателя. К сожалению, наличие высоких научных степеней еще не гарантирует воспитательный потенциал».

Фо­то Надежды Бужан.

«Существует проблема разрыва поколений. Первокурсники настолько быстро меняются, что опыт, приобретенный за год работы с ними, на следующий оказывается уже бесполезным. Мы их постоянно догоняем... Преподаватели смотрят на студентов, опираясь на свое мировоззрение и традиционные ценности, отсюда и недопонимание. Нужно принимать молодежь такой, какая она есть, а не навешивать ярлыки типа «потерянное поколение»: молодые люди — плод общества, которое мы для них создали, мы сами выбили у них табуретку в детстве!»

«Где, как не в высшей школе, читать книги по политологии, философии, учиться независимости в своих суждениях, в том числе и по политическим вопросам? Это задача высшего образования — воспитать личность, способную к критическому анализу. Но на каких предметах навыки такого анализа воспитывать, когда жертвуют гуманитарными дисциплинами?»

Маяк на жизненном пути

Между прочим, в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники еще восемь лет назад был принят «Моральный кодекс преподавателей, сотрудников и студентов», устанавливающий приоритеты во взаимоотношениях в университетском сообществе. Среди них, например, профессионализм (компетентность, инновационный и творческий подход к делу, инициативность, настойчивость в достижении поставленных целей, трудолюбие, дисциплинированность), высокая нравственная культура (требовательность к себе, вежливость, корректность, честность и правдивость, справедливость, доброжелательность, самокритичность , скромность), гражданская зрелость.

Важный пункт — академические приоритеты: соблюдение принципов научной этики, недопустимость использования идей, материалов и результатов работы других авторов без ссылки на источник, академическая добросовестность — как для тех, кто преподает, так и для тех, кто сдает экзамены.

Члены университетского сообщества должны заботиться о сохранении культуры речи, атмосферы доверия и взаимного уважения, не допускать конфликтных ситуаций в коллективе.

— Когда только возникла идея создания морального кодекса, студенты сразу спросили, будет ли он распространяться на преподавателей? Это было справедливое замечание, — поделилась своим мнением Галина Малыхина. — Но принятие университетским сообществом кодекса еще не означает, что все моральные проблемы решились и больше ничего делать не нужно. Сам факт торжественного принятия Морального кодекса — событие, безусловно, знаковое. Однако это не конец, а начало пути. Кодекс — нет обломок затонувшего корабля, а маяк на жизненном пути. Его задача — быть моральным ориентиром в процессе нравственного саморазвития.

В Древней Греции переход парусного судна на управление с помощью весел, когда затихал ветер и наступал штиль, назывался, по образному выражению Платона, «второй навигацией». В таком случае приходилось рассчитывать уже не на попутный ветер, а на собственные силы. Этот образ символизирует не только переход к другому типу управления судном, но и другую оценку роли каждого члена команды в успехе навигации.

Если представить себе, что университет — это корабль, члены коллектива — гребцы, а целью плавания является воспитание высокоморальной личности, то веслами будут ценностные приоритеты морального кодекса, на которые налегает команда, чтобы своими силами достичь заветного берега в условиях штиля (духовного кризиса ). Мы все — в одной лодке. И успех нашей «второй навигации» будет зависеть от слаженных, кооперативных усилий всех участников плавания: и преподавателей, и студентов. Но «грести» придется всем!

По итогам круглого стола было принято решение проводить его на базе БГУИР ежегодно, придав ему статус республиканского межвузовского мероприятия. Еще один интересный пункт резолюции — провести конкурс среди студентов БГУИР по разработке программного обеспечения «Антимат» для смартфонов и персональных компьютеров. Оно позволит пользователям защитить себя от ненормативной лексики в соцсетях и мессенджерах. Для студентов на регулярной основе будут организовываться встречи со специалистами, которые занимаются исследованиями социально-психологических аспектов информационной безопасности. А современные тенденции развития науки и техники, их моральный аспект предложено обсуждать во время открытых лекций по научно-популярной тематике.

Надежда НИКОЛАЕВА

Оставить комментарий

Выбор редакции

Культура

Историки надеются найти точную дату основания Мирского замка

Историки надеются найти точную дату основания Мирского замка

Определить точное время появления на Беларуси известного оборонительного сооружения до сих пор невозможно, хотя различных гипотез существует много.  

Спорт

Владимир Шантарович: Говорят, я — гений, и мне это очень не нравится

Владимир Шантарович: Говорят, я — гений, и мне это очень не нравится

Как тренер построил систему, которая воспитывает олимпийских чемпионов.  

Общество

Как девушки с особенностями развития впервые создают модную коллекцию

Как девушки с особенностями развития впервые создают модную коллекцию

В ноябре в Минске пройдет Белорусская неделя моды.  

Общество

День матери отпраздновали в Национальном центре усыновления

День матери отпраздновали в Национальном центре усыновления

Бумажные цветы, красочные открытки, песни, танцы и море проникновенных, ласковых слов.