Вы здесь

Что теряют дети, растущие без сказок?


Задумывались ли вы о том, что теряют дети, растущие без сказок? Увлекательные сюжеты помогают воспитывать малыша. В сказках говорится о дружбе, бескорыстной помощи, стремлении к справедливости, осуждаются неблагодарность и предательство, высмеиваются чванство, зависть, трусость, лень.


Лариса Рыжкова из Михановичского дома фольклора знает, как преподнести сказку детям.

А как не сказать о сочной, образной, богатую на меткие сравнения и характеристике языка белорусских сказок! Между прочим, уверены ли вы, что умеете их рассказывать? Если бы только слышали настоящих мастеров этого жанра, которые собрались на международном форуме сказки в Академии наук, поняли бы, что при помощи сказочной истории можно и насмешить, и растрогать, передать красоту природы, познакомитб с народными традициями. Даже одну и ту же сказочку можно рассказывать по-разному, добавлять новые детали, вплетая в нее песни.

Радует, что в разных уголках Беларуси краеведы, педагоги и даже библиотекари пытаются «раскручивать» белорусское сказочную наследство. Например, на Любанщине проводится фестиваль сказки, а в прошлом году вышла шикарная книга с волшебными историями, записанными в разных деревнях района.

В Михановичском доме фольклора сказки не только собираются, но и исполняются современными детьми. «В них разбирается много интересных ситуаций. Через невероятные истории вообще дети узнают жизнь, — рассказывает руководитель образцового фольклорного ансамбля «Калыханка» Лариса Рыжкова. — На сказках я учу детей чувствовать народную интонацию, работать с голосом. Песенки, что добавляются в сюжеты, — это коды, допуски в историю, дети их очень любят. Кстати, благодаря им сказки лучше запоминаются. Когда эти малые вырастут, им будет что рассказать своим сыновьям и дочерям».

Между прочим, сказку можно задействовать не только в педагогическом процессе. Почему бы ее не использовать в туристической отрасли? Кроме фестивалей можно устраивать соревнования сказочников — например, в России проводится «сказкабаттл».

Сказка таит еще множество секретов. «Это непознанный мир, в котором столько пунктов, комплексов, связей, которые даже на сегодняшнем этапе развития фольклористики и других наук мы еще не можем объяснить. Сказки учат классифицировать мир, отвечать за себя, выживать, плюс, как утверждают психологи, в сказочных историях очень большой слой подсознательного, что воплощается в образах, сюжетах», — замечает Татьяна Володина, заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.

Некоторым сказкам, что встречаются в Беларуси, тысячи лет. Во времена Великого княжества Литовского и Речи Посполитой на нашу территорию попало огромное количество бродячих европейских сюжетов, у нас они приобрели свои детали, но сохранили четкую внешнюю основу, колорит. Разумеется, есть у нас и отличительные сказки — например о силачах. Существует много легендарных сюжетов о том, как такие персонажи меняли ландшафт: насыпали горы, перебрасывались камнями, молотами. Также в Беларуси можно встретить ряд неповторимых историй о животных. Но удивительно: сказки про зубров у белорусов не было, и вообще это животное не было представлено ​​в мифологии, ее нет ни в загадках, ни в песнях. Зато второй персонаж, который сейчас сильно тиражируется, — аист, — был задействован в самых разных жанрах. Легенда об аистах (когда человек превратился в птицу) известна по всей территории Беларуси во многих вариантах. Иногда у аиста даже есть имя — Адам (или Степан, Иван). Эта легенда повторяет классический миф о Пандоре. Даже существует гипотеза, что история об аисте более древняя, так как связана с конкретными, а не абстрактными явлениями. Напомню, что аист выпускает из сумочки лягушек, змей, а Пандора — злость, зависть и т.д....

Сегодня сказочное наследие ждет и своих исследователей, и своих поклонников. Оно и не удивительно, ведь, говорят, сказка — как голограмма — тот случай, когда через малое можно познать весь мир.

Елена ДЕДЮЛЯ

Оставить комментарий

Выбор редакции

Культура

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Он уже давно потерял счет песням, которые создал. На просьбу назвать примерное количество задумывается и отвечает приблизительно: около 300.

Общество

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские журналы — на самом деле уникальные информационные сборники, значение и важность которых понимали в том числе их создатели и читатели.  

Общество

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

На юбилейной выставке Национальной академии наук.