Вы здесь

Ищем ли мы свои изюминки и чем привлекаем гостей


Несмотря на кризисы, войны и катастрофы, у людей всегда будет желание путешествовать. Тяга к перемене мест, ощущений и впечатлений — неотъемлемая часть человеческого существа. Беларусь, географически находясь в центре европейского континента, не может не пользоваться положением и не развивать туризм. Приятно, что все чаще мы появляемся во всевозможных рейтингах стран, наиболее привлекательных для туристов. Например, по итогам 2017 года Беларусь заняла третье место в номинации «Гастрономический и агротуризм» в рейтинге «Nаtiоnаl Gеоgrарhiс Trаvеlеr Аwаrds» среди лучших туристических дестинаций.


То, что страна в последнее десятилетие все чаще становится хозяйкой крупных спортивных соревнований, культурных фестивалей, деловых форумов, заставляет уделять развитию туризма все большее внимание, чтобы принимать гостей разного уровня доходов, представителей разных национальностей и культур и организовывать их досуг так, чтобы они все чаще возвращались в Беларусь. Вместе с этим происходят серьезные сдвиги в развитии инфраструктуры.

Наши музеи и мировые тенденции

Самый популярный вид туризма, в рамках которого Беларусь посещают иностранцы, — культурно-познавательный. По причине географического положения страна последние 2-3 века очень часто находилась в центре военных действий, поэтому у нас сохранилось не так много памятников истории и архитектуры. Однако мы можем похвастаться четырьмя объектами, которые входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а это значит, что о них знают все путешественники, интересующиеся историей и культурой. Мирский и Несвижский замки, Беловежская пуща, Геодезическая дуга Струве сегодня являются одними из самых посещаемых мест в Беларуси и входят практически в каждую туристическую программу. В туристско-экскурсионных целях используется более 150 музейных учреждений системы Министерства культуры, которые в прошлом году посетили 6 353 233 человека. Если говорить об архитектурных памятниках, то в Беларуси их насчитывается около 5,5 тысячи. Не стоит забывать и о природном наследии, а это более 20 тысяч рек и около 11 тысяч озер.

Консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Марина Масташова отмечает, что Минспорта плотно и результативно сотрудничает с Министерством культуры в реализации различных совместных проектов, в том числе по совершенствованию качества приема туристов. «В последние годы и за счет бюджетного финансирования, и за счет участия в различных проектах международно-технической помощи наши музеи обзавелись аудиогидами, разнообразными инфокиосками. Это позволило разгрузить администрацию музеев и сделать посещение объектов более комфортным для иностранных туристов, которые предпочитают путешествия индивидуальные, без группы, — рассказывает Марина Вениаминовна. — Сами работники музеев в последние годы, понимая важность своей работы, идут навстречу туристическим операторам и иногда, даже если туристическая группа задерживается, приезжает после закрытия музея, по согласованию с администрацией принимают туристов».

ТОП-5 музейных учреждений (по количеству посещений туристами)

1) Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны — 565 299.

2) Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» — 425 200

3) Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» — 417 416

4) Национальный исторический музей Республики Беларусь — 390 774

5) Музей «Замковый комплекс «Мир» — 301 464

Специалист Министерства отмечает, что практически решена давняя проблема с владением сотрудниками музеев иностранными языками. Вопрос остается актуальным только в маленьких городах и глубинке, его пытаются решить наличием аудиогида.

Наши музеи, зная мировые тенденции, предлагают такие услуги, как квесты. Кстати, первый исторический квест туристические фирмы совместно с музеем-заповедником «Несвиж» совершили полтора года назад.

Культурно-познавательный туризм вплотную связан с туризмом религиозным. В Беларуси существует 26 религиозных конфессий, как сегодня, так и столетия назад на территории страны абсолютно мирно уживаются люди различного вероисповедания. Поэтому большим интересом у иностранных туристов пользуются религиозные архитектурные памятники, сохранившиеся в Беларуси. Так, в Будславе можно увидеть католический костел, в Жировичах и Полоцке —  православные храмы, крупную мечеть — в Ивье, еврейскую синагогу — в Гродно.

Наиболее популярны у туристов православные святыни:

Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь; Свято-Евфросиниевский женский монастырь в Полоцке; храм Всех святых и невинно убиенных в Отечестве нашем, Свято-Духов Кафедральный собор в Минске; Борисо-Глебская (Коложская) церковь в Гродно;

Среди католических храмов Беларуси особой популярностью у белорусских и иностранных туристов пользуются: Фарный костел в Несвиже; костелы Святых Симеона и Елены в Минске; имени святого Франциска Ксаверия в Гродно и другие.

Вперед, к истокам

Одно из самых массовых и востребованных направлений — агроэкотуризм. В Беларуси он начал активно развиваться с 2005 года, а 1 января 2018-го насчитывалось уже 2319 субъектов агроэкотуризма.

Лидирует по количеству агроэкоусадеб Минская область (662 субъекта). Наибольшая динамика роста отмечается в Брестской области: за 2017 год количество агроусадеб увеличилось на 25. В прошлом году белорусские агроусадьбы посетили 351 128 человек.

«Приятно, что сегодня к нам приезжают специалисты из стран СНГ, чтобы посмотреть, как за такой короткий срок мы смогли привлечь агроэкотуризмом огромное количество людей, — рассказывает Марина Масташова. — С одной стороны, люди зарабатывают на этом деньги, занимаясь любимым делом, а с другой — туристы имеют возможность побывать в экологически чистых зонах, потреблять экологически чистые продукты, заниматься абсолютно аутентичными видами деревенской деятельности, присоединиться к своим истокам».

Большинство белорусских агроэкоусадеб выделяется своей самобытностью, их владельцы разрабатывают разнообразные культурные программы, некоторые имеют свою специализацию и работают практически как музеи. Кто-то занимается пропагандой белорусской инструментальной музыки, кто-то открывает музей пчел или специализируется на национальной кухне, активном образе жизни.

Спорт, оздоровление, «сладкие» экскурсии...

Нельзя не заметить, что в последние годы в Беларуси активно развивается и спортивный туризм, учитывая, что в стране появились серьезного уровня спортивные сооружения, она стала ареной проведения крупных международных соревнований. «Мы имеем большой положительный опыт проведения чемпионата мира по хоккею в 2014 году. Он показал, что Беларусь, с одной стороны, имеет спортивные комплексы, соответствующие международному уровню, а с другой — инфраструктуру и подготовленный персонал, чтобы болельщикам, которые в свободное от матчей время становятся обычными туристами, предложить разнообразный комплекс услуг, в том числе и путешествие по нашей стране, — отмечает специалист департамента по туризму. — Готовясь на будущий год принять II Европейские игры, учитываем предыдущий опыт (смотрим и анализируем, к чему проявлял интерес болельщик), готовим новые программы».

Хорошо известна Беларусь и своими здравницами, особенно жителям стран постсоветского пространства. Популярность санаториев можно объяснить адекватным соотношением цены и качества. Основная масса туристов в этом направлении — те, кто владеет русским языком. Однако все чаще появляются гости из дальнего зарубежья — как результат того, что в новых санаториях, особенно в приграничных зонах, появляется персонал, который владеет иностранными языками.

Вместе с санаторно-курортным оздоровлением развивается медицинский туризм — здесь у иностранцев востребованы услуги в стоматологии, лечении сердечно-сосудистых заболеваний, родопомощи. «Практически каждое медучреждение в стране имеет свой прайс на оказание медицинских услуг иностранным гражданам», — отмечает Марина Масташова.

В последнее время начинает возрождаться вид туризма, который раньше называли производственным, а сейчас — промышленным. «Предприятия пищевой, легкой, тяжелой промышленности предлагают туристам посетить свои цеха, познакомиться с продукцией».

Если в советское время многие заводы и предприятия открывали двери в основном для школьников с целью профориентации, то сейчас большинство наших предприятий рассматривают производственный туризм как маркетинговое мероприятие, возможность установить контакты, рассказать о своей продукции.

Большинство таких экскурсий заканчиваются в магазине, где реализуется продукция. Это мировой тренд. В Беларуси лидером такого туризма является БелАЗ — в 2016 году его посетило около 200 тысяч туристов. Подобные экскурсии также проводят «Коммунарка», «Атлант», МАЗ, «Слодыч» и другие.

Откуда к нам приезжают чаще всего? Топ-10 стран по въездному туризму в Беларусь (2017)

Всего страну посетили 4 327 813 (+3,5% по сравнению с 2016 годом)

1. Россия 1 229 797 человек

2. Украина 1 205 254

3. Литва 670 200

4. Польша 481 463

5. Латвия 140 440

6. Молдова 96 369

7. Германия 45 353

8. Казахстан 36 957

9. Турция 31 375

10. Израиль 24 183

«Ду ю Спик инглиш?» И другие вопросы

Как правило, туристы, которые приезжают в Беларусь из соседних стран, задерживаются у нас на 3—5 дней. Люди, которые добираются до Беларуси с помощью длинных перелетов, выбирают более длительный отдых — от семи дней. Для того чтобы турист задержался в том или ином месте, нужно обеспечить его не только объектом, интересным с туристической точки зрения, но и обеспечить жилье, удобства, хорошее питание, развлечения и комфортное передвижение по местности. Иначе говоря, любая территория должна быть готова для встречи гостей.

Одно из проблемных вопросов в Беларуси — отели. Если в столице и крупных областных центрах с их наличием и обслуживанием вопросы возникают редко, то в маленьких городках иногда сложно найти достойное место для ночлега. Чтобы иностранец смог почувствовать себя у нас как дома, необходим персонал, владеющий хотя бы одним иностранном. Встретить это в удаленных (да и не очень) уголках Беларуси очень трудно. К чемпионату мира по хоккею даже в столице обслуживающий персонал гостиниц, магазинов, пунктов общественного питания проходил курсы по изучению и совершенствованию иностранного языка, такую ​​же практику будут вводить и накануне Европейских игр 2019 года.

Что касается пунктов питания, туристы — это, как правило, люди, у которых напряженный график, они не готовы долго ждать заказ или выбирать очень изысканные блюда.

«Поэтому основные требования к объектам питания — чтобы они одновременно быстро и качественно могли накормить туристическую группу около 50 человек», — отмечает специалист.

В маленьких городах часто возникают проблемы с организацией досуга вечером, так как музеи у нас обычно закрываются в 19.00 и туристам нечем себя занять. Из-за этого туристические компании вынуждены составлять тур так, чтобы путешественники возвращались на ночлег в столицу или крупные областные центры, что не всегда удобно.

Иногда именно мелочи способны испортить впечатление туристов от посещения страны. Так, во время чемпионата мира по хоккею в 2014 году возникла неожиданная на первый взгляд проблема — нехватка мест для парковок. Например, в Несвиже гости парковались во дворах жилых домов, потому что в городе такой возможности не было.

Столкнулись люди и с очередями в пункты обмена валюты. Самыми недовольными в этой ситуации оказались местные жители, которым приходилось тратить время для того, чтобы осуществить нужные платежи.

Следует позаботиться и о сувенирной продукции, которая должна быть хорошего качества и различных ценовых категорий, чтобы каждый мог привезти часть Беларуси к себе на родину.

Еще одной существенной проблемой Беларуси туристической является нехватка дорожной навигации. Сегодня большая часть европейских туристов предпочитает путешествия на собственных автомобилях, а указатели на трассах и в городах часто написаны на кириллице, весьма сложной для понимания иностранцев.

Существенным минусом является и то, что сами белорусы не так часто путешествуют по своей стране. «Во всем мире есть такая закономерность: иностранцы начинают ездить в страну тогда, когда по ней путешествуют соотечественники, от этой формулы никуда не деться и нам. Когда сами граждане начинают ездить по своей стране, здесь скорее появляются объекты инфраструктуры, пункты питания и размещения, от гостиниц высокого уровня до хостелов. Все это заставляет власти регионов облагораживать территорию, восстанавливать объекты, которые могут быть интересны в плане архитектурно-исторического наследия. А дальше про интересные места Беларуси узнают и гости, например через социальные сети», — отмечает Марина Масташова.

По состоянию на 24.05.2018 возможностью, которые дает Указ Президента Республики Беларусь «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан», воспользовались 113 230 человек из 68 стран мира (в том числе 457 лиц без гражданства).

Работа не из легких

У нас работают очень хорошие специалисты — экскурсоводы и гиды-переводчики. Несмотря на то, что памятников архитектуры здесь, может быть, не так много, как в других европейских странах, они способны по-настоящему влюбить туриста в Беларусь. Многие гиды-переводчики, работая с иностранными туристами, отмечают, как меняется восприятие нашей страны и впечатления от нее. Уже более 10 лет для улучшения качества обслуживания туристов у нас существует система профессиональной аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков, сейчас аттестацию имеют 1067 человек. Наши специалисты в большинстве своем являются продолжателями белорусской экскурсионной школы, которая была одной из лучших в СССР. Хотя, как известно, предела совершенству нет. Вообще, работать с людьми всегда непросто. На туристическом маршруте иногда возникает масса вопросов, которые необходимо решать. В эту профессию попадает далеко не каждый, а остается на долгие годы тем более...

Очевидно, что Беларусь, находясь в центре Европы, имеет много стран-конкурентов в туристическом плане. У кого-то больше памятников, у кого богаче природные ресурсы. Поэтому у нас должна быть огромная мотивация, чтобы продолжать развиваться и искать свои изюминки.

Дарья ЛОБАЖЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Участники проекта «Учитель для Беларуси» станут «свежим ветром» в педколлективе

Участники проекта «Учитель для Беларуси» станут «свежим ветром» в педколлективе

1 сентября в белорусские школы в небольших населенных пунктах придут 12 креативных и неравнодушных педагогов, которые должны вдохнуть в них новую жизнь.  

Общество

Минчанка держит в однокомнатной квартире живого питона

Минчанка держит в однокомнатной квартире живого питона

У Маши Афанасий живет около года. Такой необычный подарок ей сделал друг.

Экономика

Изменится порядок принятия решений в совместных домовладениях

Изменится порядок принятия решений в совместных домовладениях

Это предусмотрено новой редакцией Жилищного кодекса, которая была принята в этом году в начале мая, а вступит в силу с 1 января следующего года.