Вы здесь

Как наш 70-летний герой сбросил 20 кг и привел себя в форму


Люди не начинают меньше двигаться, когда стареют, они стареют, когда начинают меньше двигаться, — жизненный девиз 70-летнего Михаила Заржицкого. Хотя сухие цифры возраста довольно сложно соотнести с бодрым, энергичным, подтянутым Михаилом Григорьевичем. Этот удивительный мужчина разбивает многие стереотипы. Он не только тренируется четыре раза в неделю и проезжает на велосипеде по 60 километров в день. У него, бывшего моряка, подводника и строителя, раз за разом появляются новые увлечения. Например, пару лет назад он занялся выпечкой тортов. Согласитесь, нечасто встретишь такое хобби среди 70-летних белорусских мужчин...


Михаил Заржицкий — участник кросса в рамках благотворительной кампании #vеlсоmbеgоm

Лишний вес, коньки в 59 лет, настольный теннис

Вы, наверное, сразу предположите, что нашему герою повезло иметь железное здоровье. А вот и нет, над своим здоровьем он сам работает, причем ежедневно. У Михаила Заржицкого, между прочим, уже лет десять как вторая группа инвалидности. Но он и не думает сдаваться болезням. Четыре раза в неделю наш герой занимается в Республиканском реабилитационном центре Белорусского общества инвалидов. Ехать туда далеко, через полгорода. «Зато без пересадки, — улыбается Михаил Григорьевич. — У меня проблемы с координацией, врачи мне порекомендовали настольный теннис. И я в него там играю. У нас главный тренер — чемпион Европы по настольному теннису среди колясочников».

— Движение — это жизнь, — убежден он. — Я так не могу, как большинство пожилых людей в нашем дворе: они выходят и сидят целый день на лавочках. Или под магазин идут за бутылкой. Или на диване лежат... Мне с такими и разговаривать не о чем.

Михаил Григорьевич катается на велосипеде, зимой — на коньках и лыжах, почти круглый год ходит с внуком в бассейн, причем бесплатно. Объясняет, что исполком дает на реабилитационный центр Белорусского общества инвалидов несколько бесплатных абонементов. «Как сядешь на диван — так уже и не встанешь, это я точно знаю», — говорит он, и я понимаю, что наш герой никакой не сверхчеловек. Он такой же, как все, а разница с теми, кто лежит на диване перед телевизором, только в том, что он просто заставляет себя встать.

— Мне было 59 лет, и вдруг я почувствовал, что резко начал дряхлеть, — вспоминает мужчина. — Как-то утром встал с кровати, выглянул в окно... а у меня под ним школьный стадион, где зимой заливают каток. И смотрю, люди катаются... А я в свои 59 лет чудовищно весил 107 кг, дошел до 62 размера... Я что сделал: поехал в Ждановичи на «поле чудес» (знаменитый столичный блошиный рынок) и купил там за 20 тысяч рублей «бэушные» коньки. И на следующий день пошел на этот каток. До этого последний раз стоял на коньках в школе, в 11 классе — это было в 1966 году!.. Очень быстро ушли лишние 20 кг, даже без всякой диеты. А всего лишь надо было разозлиться на себя!

«А если хоть немного расслабишся, ляжешь на диван и включишь телевизор, то вот что происходит — начинаешь смотреть сериалы и хлопать дверцей холодильника», — говорит наш герой, который на сегодняшний день при росте 1,85 м весит 84 кг. И добавляет, смеясь: «Жену вот только свою не могу никуда вытащить, она у меня домоседка!»

Шампанское под водой, встреча с Гагариным, порты Южного Сахалина

Впрочем, Михаил Заржицкий всегда был активен. В школе мечтал стать моряком, записался на курсы подводного плавания. А потом поехал поступать в Одессу в Высшее мореходное училище, но из-за зрения не прошел медкомиссию.

«Мне отдали на руки документы, а через дорогу был Одесский институт инженеров морского флота, — вспоминает он.

Потом парень занял первое место на соревнованиях и был приглашен в качестве инструктора в дайвинг-клуб, первый в Советском Союзе. «Открыли этот клуб предприимчивые одесситы, — говорит мой собеседник. — На Форосе, где тогда отдыхали первые лица советского государства, одесситы устроили подводный туризм для всех желающих, достаточно было купить путевку. Мы их обучали погружаться и в конце обучения на морском дне у скалы, где была глубина в 42 м, обычно пили со своими туристами под водой шампанское... Там, на Форосе, я даже один раз с Юрием Гагариным встретился. Он отдыхал в санатории, увидел нашу лодку и подплыл. Оказался очень простым парнем, мы ему дали понырять с аквалангом»...

После окончания института нашего героя отправили во Владивосток, работать в группе подводных технических обследований. «Я делал паспортизацию портов Южного Сахалина. Они были еще японской постройки, но японцы не захотели оставить документацию на них, и нам пришлось оформлять паспортизацию самим, — говорит он. — Я проработал там три года. Но заболел мой отец, и я вернулся в Минск. Пошел в строительство — у меня диплом был с правом строительных работ... Так до пенсии здесь, в Минске, и проработал»...

Английский язык, сладкие торты, родословная

— Теперь вот в университет третьего возраста записался, хожу на английский язык, — рассказывает Михаил Григорьевич. — И на следующий год пойду обязательно. Я начал понимать язык, мне это понравилось. К тому же занятия хорошо развивают память — для пожилых это важно. Еще один плюс — общение с интересными и адекватными людьми. Потому что в поликлинике бабушки, например, только о болезнях говорят. И еще все разговоры о том, что им что-то недодали, обманули... Все хотят, чтобы им что-то дали. Но нужно самому «проснуться» немного и что-то сделать. А в университет третьего возраста приходят люди совершенно другого склада. Там такие бабушки ходят крутые, некоторые из них «рассекают» по всему миру...

Внуку Мирону очень нравятся дедушкины сладкие изделия.

Еще чуть больше двух лет назад у Михаила Григорьевича появилось такое не совсем обычное для мужчины увлечение, как изготовление тортов. «Вот этот молодой человек виноват, — улыбаясь, показывает наш герой на своего пятилетнего внука Мирона. — Я до этого готовить совсем не умел, разве что пожарить яичницу или картошку или пельмени сварить, когда жены нет дома. А тут получилось так, что пришел внук ко мне в гости, и мы стали играть на компьютере. Ему тогда три годика было. И вдруг сбоку выскочила реклама пряничного домика. Он увидел и стал просить: деда, сделай мне такой! Пришлось делать, — смеется мой собеседник. — Нашел мастер-класс в интернете... Мучились-мучились, но слепили! А потом я увлекся и стал жарить торты и пирожные, причем старался сделать их необычными — в виде книги, танка, пушки и т.д.

А совсем недавно Михаил Заржицкий увлекся родословной. «Хотелось бы узнать о своих корнях, — говорит он. — Мои родители рано умерли. Когда молодой был, не расспрашивал их, а потом уже было некого. Остались старые фотографии — там, на них, и офицеры, и священники... Интересно было бы узнать о своих предках, людях, чью фамилию я ношу». Михаил Григорьевич хотел пойти на специальные курсы, но потом передумал: «Они дорогие, стоят больше, чем моя пенсия. Так что буду заниматься и изучать вопрос самостоятельно».

Эпоха, здравый смысл, плюсы и минусы каждого времени

Он производит впечатление легкого человека. Никого и ничего не осуждает, всему пытается найти объяснение. Вспоминаем советские годы. «Не сказать, чтобы была какая-то сильная ностальгия», — говорит он, но признает, что в тех временах были свои плюсы. Как и минусы, впрочем.

— Из плюсов, — вспоминает, — не было проблем записаться в детстве в любой кружок или секцию, и все это бесплатно. Еще были замечательные игротеки в Доме пионеров. И с работой было проще. С другой стороны, уровень материальной жизни был ниже. Сейчас только ленивый машину не покупает: достаточно собрать несколько тысяч, и можно купить подержанный автомобиль. А раньше это было очень круто — иметь машину. Мне в строительном тресте когда как победителю соцсоревнования выделили право купить авто... И с жильем сейчас лучше, чем в советские времена — но для тех, кто не «спит», а что-то делает, — считает он. — Раньше в Минске была норма — шесть квадратных метров жилья на человека. Если столько есть, то нельзя стать в очередь на расширение квартиры. Вот нас четверо было в семье, и у нас квартира чуть больше 42 кв. м. Чтобы иметь право стать на очередь на жилье, у нас должно было бы проживать более семи человек! По советским меркам мы бы до сих пор все вместе жили в этой квартире. В каждом времени можно найти и хорошее, и плохое, нельзя однозначно судить об эпохе, — рассуждает Михаил Григорьевич.

Трудно с ним не согласиться...

Светлана БУСЬКО

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.