21 июля, суббота

Вы здесь

Если образование «погрязнет» во вчерашнем дне, цифровое общество не светит


Для того чтобы понять, насколько сложно дается «школьникам» та или иная тема в учебной программе или как воспринимается учебный материал, изложенный в учебнике, можно провести, например, министерскую контрольную работу, или организовать мониторинговое исследование, или сделать контрольный срез на примере конкретного региона... А можно задействовать для этого... интеллектуальные системы. О том, какие возможности открываются перед образованием в эпоху IТ, и что нужно делать, чтобы не отстать от времени, размышляли участники научно-практической конференции «Цифровая трансформация образования».


Павел Лис: «Мы будем или первыми, или уже не имеет смысла, какими мы будем...»

Единый вход

Как известно, в конце года главой государства был подписан декрет № 8 «О развитии цифровой экономики». Но строительство цифрового общества будет невозможно, если система образования «погрязнет» во вчерашнем дне...

— Цифровая трансформация — не мода и не временное явление, а процесс, в который нужно погрузиться как можно быстрее, чтобы получить максимальную пользу, — поделился своими мыслями директор Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) Министерства образования Павел ЛИС. — Образование — это фундамент для экономики, тем более инновационной. Соответственно, цифровая трансформация образования — процесс, который должен происходить непосредственно в эту минуту. Нельзя его игнорировать или ожидать, что он пройдет мимо. Считаю, что мы, как представители образования, должны быть новаторами и инициаторами перемен. У нас есть все шансы стать локомотивом, который будет двигать вперед экономику. Но есть и ряд проблем, одна из главных — это мотивация педагогических работников.

Часто приходится слышать, что внедрение новых технологий, как программных, так и технических, это сложно: мол, у педагогов не тот возраст, не те компетенции, но на самом деле во многих учреждениях образования Гродненской, Брестской, Гомельской областей и Минска есть очень интересные подходы и серьезные точки роста в этом направлении, и мы видим, как педагоги с 30-летним опытом работы спокойно осваивают новые технические решения: те же интерактивные панели, электронные средства обучения... Поэтому возникает закономерный вопрос: почему одни мотивированы и в состоянии это сделать, а другие не заинтересованы?

Сегодня на повестке дня стоит создание республиканской информационно-образовательной среды (впервые эта идея была озвучена в 2016 году). Специалисты Главного информационно-аналитического центра занимались изучением аналогичных систем в Северной Америке, Азии и Европе. Их внимание привлекли примеры, когда государство и педагогическое общество поддерживают такие платформенные решения, где точка входа в систему — единая.

Это значит, что из нее можно попасть на информацию любого уровня: от простого справочного текста до сложных сервисов. Причем это может сделать любой участник образовательного процесса: от школьника до представителя высшего менеджмента в образовании.

— Мы тоже пойдем этим путем. Все наши разрозненные ресурсы будут объединяться на единой платформе, — сообщил Павел Лис. — Причем регламенты действия подобной среды будут открыты и для государственных, и для частных партнеров. Вся инфраструктура должна быть прозрачной и понятной как нам (тем, кто ей управляет), так и тем, кто ей пользуется. Какой поток информации мы собираемся аккумулировать на единой платформе? Сейчас разрабатывается регистр учащихся. В первую очередь он важен для межведомственного взаимодействия, а также для Министерства образования, чтобы мы могли видеть профиль каждого учащегося — от его зачисления в детский сад до окончания университета (соответственно обновление будет происходить постоянно). Менее динамичный — регистр учреждений образования (он уже готов). Также на платформе будут представлены регистр педагогических работников и статистические системы ГИАЦ. В ближайшей перспективе более активно будут внедряться система мониторинга успеваемости, облачная бухгалтерия, безбумажный документооборот, единственный корпоративный почтовый сервис, офисный пакет, электронные платежи, дистанционное обучение. Единственный корпоративный почтовый сервис чрезвычайно важен, поскольку сегодня большинство учреждений образования пользуется бесплатными почтовыми сервисами, которые не гарантируют никакой защиты информации.

Также для эффективной трансформации в образовательный процесс должны внедряться современные технологии: искусственный интеллект и нейронные сети, виртуализация образовательного процесса (дополненная реальность), блокчейн. В системе образования технология блокчейна может использоваться для подтверждения подлинности электронных документов.

Сергей Поблагуев: «Надо выходить из зоны комфорта и пытаться что-то изменить...»

Чужие здесь не ходят

— Искусственный интеллект — это не киборг, а набор технологий, объединенных общим названием, которые могут улучшить нашу жизнь, — объясняет директор ООО «Синезис Стратус» Сергей Поблагуев. — Например, в школе есть много процессов, которые можно упростить: я имею в виду безопасность, организацию на ее территории пропускного режима или процессы, требующие идентификации личности, скажем, при получении питания. Это можно делать с использованием уже доступных инструментов, которые есть на вооружении нашей компании. В частности, я говорю о системе видеоаналитики Kiроd, которая умеет распознавать личность.

В одной из столичных школ уже начались испытания системы безопасности на основе искусственного интеллекта: в здании и на ее территории установлены камеры, способные в режиме реального времени идентифицировать всех посетителей по принципу «свой-чужой».

Система способна не только распознавать (с точностью 95—98 процентов) и вести учет учеников, но и отправлять через мессенджер информацию их родителям (когда ребенок пришел ли покинул территорию школы). Она более надежна, чем карточная, которой пользуются сейчас повсеместно. Количество людей в кадре неограничено плюс платформа мгновенно определяет, кто перед камерой — свой ученик или посторонние взрослые или дети. Для новых посетителей школы предусмотрена быстрая регистрация через мессенджер. А информация о незарегистрированных «гостях» сразу поступает в службу безопасности.

Постоянных учеников и персонал включают в базу данных (для этого хватает одного рабочего дня). Далее искусственный интеллект сам собирает и запоминает информацию об их одежде, прическе, возрастных изменениях. Это увеличивает точность распознавания. Благодаря новой технологии не нужно проверять посещаемость по списку, система делает это сама.

Kiроd уже работает в московском и минском метро, ​​Генштабе вооруженных сил в России, систему используют Министерство обороны, Государственный таможенный комитет и МВД Беларуси и Азербайджана. Год назад главой нашего государства было принято решение о создании республиканской системы мониторинга общественной безопасности. Уже объявлен конкурс на выбор технического оператора платформы мониторинга. «Я считаю, что интеграция школ в эту систему очень важна, — подчеркивает Сергей Поблагуев, — им нужно только встроиться в систему, на которую собираются потратить сотни миллионов долларов. Кто-то может мне возразить и сказать, что сегодня для многих руководителей более актуален ремонт класса, но если мы не погрузимся в цифровую трансформацию и не начнем ей управлять, то завтра уже она начнет управлять нами».

Кто спит на уроке?

Еще одна возможность — определение интеллектуальными системами эмоций людей и получение обратной связи. Как уверяет Сергей Поблагуев, распознавание — реально сложная математическая задача, но для современных систем аналитики она вполне решаема. От того, что рассказывают специалисты, просто захватывает дух. Получая данные из многих источников, можно «увидеть» не только, что дети по всей стране «спят» на определенных уроках (скажем, на истории после математики или физкультуры), а как воспринимается учащимися тот или иной учебный материал (не все же, в конце концов, зависит от учителя). Какая тема «хромает»? Только в одном регионе или по всей стране? Эта информация будет полезной тем, кто создает учебные программы и пишет учебники, составляет школьное расписание. В какое время лучше начинать занятия? Это также можно проанализировать. Например, можно собрать со всей страны информацию по успеваемости детей по определенному предмету по конкретной теме в конкретный отрезок времени. Реакция, зафиксированная в одном классе, конечно, не репрезентативна, но если таких реакций тысячи по всей стране! Равнодушие, одиночество, раздражение, агрессия — все эмоции фиксируются, и на основании их анализа делаются соответствующие выводы. Это может стать дополнительным инструментом для специалистов. Можно оперативно внести изменения в программу, откорректировать определенные нюансы, ведь, например, тема может быть изложена так, что взрослым она понятна, а детям — нет. Возникает вопрос, а поддержат ли присутствие искусственного интеллекта в учебных аудиториях учителя, так как многие могут рассматривать внедрение такой системы, как контроль за их работой?

— Я считаю, что надо выходить из зоны комфорта и пытаться что-то изменить, — говорит Сергей Поблагуев.

— У нас есть шанс стать локомотивом, который будет двигать не только всю систему образования, но и экономику в целом, — считает Павел Лис. — Скорость принятия решений чрезвычайно важна. Мы будем или первыми, или уже не имеет смысла, какими мы будем...

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Сергея НИКОНОВИЧА и ГИАЦ

Комментарии

Если уж модернизировать образование, то тогда уж самыми передовыми технологиями и оснащением.

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Из воспоминаний фронтового журналиста-звяздовца

Из воспоминаний фронтового журналиста-звяздовца

История Великой Отечественной войны: глубоко исследованная и в то же время во многом неизвестна.

Культура

«Славянский базар в Витебске»: не «прощай», а «до встречи»!

«Славянский базар в Витебске»: не «прощай», а «до встречи»!

Состоялось торжественное закрытие фестиваля.

Общество

Красноярск — город с денежной купюры

Красноярск — город с денежной купюры

Он находится почти в сердце Сибири.