Вы здесь

Велодвижение в Беларуси. Что делается для его развития?


Теплая пора года настраивает на вылазки на природу и вообще длительное пребывание на свежем воздухе. В качестве средства передвижения активные белорусы все чаще начинают выбирать велосипед. Причем это касается не только свободного времени, нередко велосипед становится экологической альтернативой городскому транспорту. Чтобы точно регулировать эту сферу, в январе текущего года была принята концепция развития велосипедного движения в Беларуси, особое внимание в которой уделяется теме безопасности.


Разумеется, безусловным лидером по количеству велосипедистов в стране является столица. По данным ОО «Минское велосипедное общество», в прошлом сезоне в пользовании минчан находилось около 800 тысяч велосипедов. При этом около 8% взрослых горожан летом ездят на них практически ежедневно, а 40% — несколько раз в месяц. К сожалению, пока всего 1% жителей столицы использует это средство передвижения в качестве основного. Для сравнения: сейчас средний показатель в городах Европы — 8%. Причин этому несколько. Одна из них — недостаточно развитая инфраструктура, над улучшением которой сейчас ведется активная работа.

Вообще велосипед способен решить множество вопросов, которые неизбежно возникают в больших городах. Во-первых, это доступная физическая нагрузка для тех, кто весь день проводит в офисе, во-вторых, замена автомобиля велосипедом поможет снизить трафик, освободить парковочные места во дворах и хорошим образом повлиять на экологию. Чтобы достичь этого, охватывается целый комплекс направлений, которые включают в себя инженерные работы, мероприятия по популяризации этого вида транспорта и профилактике безопасности его использования, в том числе среди детей, совершенствование существующего законодательства в сфере регулирования дорожного движения. Планируется, что благодаря этому к 2030 году в городах с численностью населения 50 тысяч человек и более доля использования велотранспорта должна повыситься до 8-10%; с меньшим количеством и в поселках городского типа — до 15-20%; в агрогородках и сельских населенных пунктах — до более 40%. Для этого местным органам власти необходимо разработать планы реализации концепции с конкретным списком мероприятий в зависимости от специфики региона.

Сотрудники Госавтоинспекции подчеркивают: ни в коем случае нельзя забывать, что велосипедист — полноценный участник дорожного движения. А это значит, что он также обязан соблюдать ПДД, нарушение которых ведет к ответственности. Одни из основных камней преткновения — спешивание на пешеходных переходах, где необходимо, а также использование светоотражающих элементов в темное время суток при движении вдоль дорог.

Как рассказал временно исполняющий обязанности по должности начальника отдела организации дорожного движения и дорожной инспекции УГАИ МВД Беларуси Александр Хромченко, в течение последних десяти лет наблюдается тенденция устойчивого снижения общего количества ДТП с участием велосипедистов, а также количества погибших. Если десять лет назад гибло около 150-160 велосипедистов ежегодно, то в прошлом году печальная статистика остановилась на 42 лицах. Самым опасным по-прежнему остается движение вдоль республиканских дорог, где высокий скоростной режим. Что касается ДТП в темное время суток, то из 21 случая со смертельным исходом 20 произошло там, где отсутствовало искусственное освещение. Поэтому надо обязательно обозначать себя фонарями и светоотражающими элементами. В идеале — надевать светоотражающий жилет, так как именно он обеспечивает наибольший уровень заметности.

Возвращаясь к движению в городах: к счастью, несмотря на существенный рост общего количества велотранспорта, получается избежать возрастания аварийности. Так, в прошлом и позапрошлом годах количество лиц, пострадавших в результате контакта велосипеда с автомобилем, составило 25 человек. Как поясняет заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Андрей Зырянов, ГАИ принимает непосредственное участие в работе над развитием инфраструктуры. Так, на всех светофорных объектах, которые должны появиться в этом году, будут организованы велопереезды, обозначенные зеленой краской. Также по городу будут устанавливаться перила при подъезде к проезжей части, чтобы велосипедистам не приходилось лишний раз спешиваться. «Мы заинтересованы, чтобы движение активно развивалось, поэтому со своей стороны стараемся делать для этого все возможное», — отметил Андрей Зырянов.

Сейчас в работе находится экспериментальный проект — выделенная на проезжей части полоса для велосипедов. Как говорят специалисты, нужно учесть много нюансов, поэтому дело продвигается не так быстро. К тому же выбран непростой участок — улица Веры Хоружей, где и так очень интенсивное движение. Однако велоинфраструктура там просто необходима. На данный момент столичным велосипедистам доступны 27-километровая магистральная велодорожка, две прогулочные велодорожки в Лошицком парке и парке 900-летия Минска, а также 188 километров совмещенных пешеходно-велосипедных дорожек.

Дарья КОСКО

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Общество

Как удовлетворить кадровый голод в сфере IТ?

Как удовлетворить кадровый голод в сфере IТ?

Работодатели говорят, что быть хорошим программистом и уметь писать код для эффективной работы уже недостаточно.

Культура

В воскресенье евреи празднуют Новый год деревьев

В воскресенье евреи празднуют Новый год деревьев

На этот праздник особенным образом потребляют разные фрукты, запивая бокалами хорошо разбавленного вина.  

Экономика

Почему кредиты на строительство стали менее доступны?

Почему кредиты на строительство стали менее доступны?

Несмотря на стабильность ставки рефинансирования.