25 сентября, вторник

Вы здесь

В Вилейке можно увидеть станок, аналогичный скориновскому


В творческой мастерской Владимира Лиходедова в Вилейке первый этаж здания (там, кстати, когда-то была типография) занимает выставка печатного оборудования XIX-XX веков. Оригинальные станки, что собирались по всему миру, собраны вместе и представляют собой впечатляющую коллекцию. Здесь же находится и тот самый реконструированный станок XVI века — аналогичный тому, на котором Скорина в свое время печатал книги Библии.


Есть здесь зал печатной прессы. Однако особый интерес, безусловно, вызывает в экспозиции печатный станок.

— Станки собирались по всему миру. Что-то было в хорошем состоянии, другое приходилось реставрировать, — говорит Владимир Лиходедов. — Наш проект называется «В поисках утраченного», поэтому мы действительно искали все то, что потеряно... Представленный станок, сделанный по образцу того, каким Франциск Скорина напечатал Библию в XVI веке. Теперь и другие пытаются сделать копии такого станка — однако они не выдерживают регулярной печати, а по многим деталям не очень похожи на оригинал. В мире нет ни одного оригинального деревянного станка XVI века, который бы сохранился.

Создавать его в рамках проекта помогал Геннадий Котлинский. По образованию он инженер-робототехники. Однако в настоящее время работает дизайнером, производит из дерева предметы мебели.

— Документов, из которых можно было бы понять, как изготовить такой станок, почти не сохранилось. Поэтому пришлось делать его по принципу действия, по ощущениям, — говорит Геннадий Котлинский. — В некоторых музеях хранятся восстановленные станки, на которых можно печатать. Нашей задачей было сделать такой же, но разборный, чтобы станок можно было перевозить с места на место, — вот разборных, честно говоря, я раньше никогда не видел. К тому же мы старались, чтобы это был действительно рабочий станок — не то, что кто-то раз в год напечатает страницу, — а чтобы на нем можно было печатать постоянно, как и раньше. В принципе у нас это получилось.

Копия скориновского станка, на котором любой желающий может своими руками напечатать страницу Библии, — не единственная изюминка экспозиции. О том, что еще можно увидеть в вилейской творческой мастерской, рассказывает Владимир Лиходедов:

— Все металлические станки, представленные в экспозиции, — совершенно оригинальные. Есть, например, пресс, который можно использовать для выжимания бумаги и для переплетов. Есть уникальная тигельная машина XIX века. Имеется ленотип, изобретенный в конце XIX века. Тот, что представлен на экспозиции, выпущен в 1972 году, — но со времени возникновения такой машины в нем почти не было изменений. В станке имеются небольшие свинцовые заготовки, когда они опускаются, свинец начинает плавиться, набирается текст в строку, с помощью матрицы они оттесняются и получается строка (такая машина называется строкоотливной). Строки отсекаются так, как надо, они складываются вместе в нужной последовательности и далее печатается газета или что угодно. С ленотипом, представленном здесь, работали еще в типографии, которая ранее располагалась в этом здании.

Среди других интересных экспонатов — итальянская машинка для печати визиток. Рядом — игрушечная тигельная машинка начала ХХ века. Однако несмотря на то, что она предназначалась для детей, на ней также можно печатать визитки.

Специально из Германии был привезен станок, которому почти 150 лет. Он в идеальном состоянии, несмотря на довольно серьезный возраст. Также можно увидеть несколько офортных станков.

На первом этаже музея представлены и все те книги, которые были выпущены Лиходедовым в рамках проекта
«В поисках утраченного». Среди них: издания про Тадеуша Костюшко, Адама Мицкевича, воссозданная с помощью станка книга «Бытие». Лиходедов отмечает, что у него самая уникальная в мире коллекция открыток, посвященная Беларуси. Именно открытки, описание их историй и выявленных там сюжетов стали основой многих книг. Кстати, книгу про Тадеуша Костюшко автор в свое время презентовал в библиотеке Конгресса США.

Посещая эту экспозицию, можно не только произвести страницу первой белорусской печатной книги. Имеются здесь устройства и для печати офорта. Обычно с ними работает и помогает посетителям получить собственное маленькое произведение художник Борис Титович, он отмечает:

— Офорты выполняются в различных техниках. Мы же сейчас печатаем с помощью того, что сделано травленым штрихом. Изображение «В поисках утраченного» изготовлено мной пять лет назад. Цифра 10 на нем — столько в то время было проекту. Сова — это символ мудрости. Сам Лиходедов из Полоцка, поэтому рядом изображен Софийский собор. Естественно, оригинал сделан в зеркальном отображении, чтобы отпечаток с него был правильный. Эта техника интересна своей рукотворностью: сначала я делал эскиз карандашом. Потом покрывал специальную пластину кислотоустойчивым лаком. На него с помощью штрихов нанес изображение. Получается, там, где лак поцарапан, видны очертания рисунка, там, где он не тронут, остается чистая цветовая пластина. Таким образом, мы покрываем изображение краской, кладем его на бумагу, и с помощью специальной машины делаем отпечаток.

Художник отмечает, что рукотворной работы в настоящее время делается все меньше. Может, потому и интересны такие экспозиции. Они напоминают нам, как много человек может сделать своими руками. Не случайно Скорина в XVI веке напечатал именно Библию. Это та книга, которая также напоминает нам, что каждый человек — творец. Так часто забываем мы об этом в суете жизни. Кажется, самое время вспомнить!..

 

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Вилейский район

Оставить комментарий

Выбор редакции

Экономика

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Мнениями о грядущих переменах обменялись эксперты во время видеомоста Москва—Минск.

Экономика

Почему продукция белорусских машиностроителей не «застаивается» на складах

Почему продукция белорусских машиностроителей не «застаивается» на складах

Причина этой положительной тенденции — диверсификация экспортных направлений.

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.

Общество

Кому и чем поможет ТЦСОН

Кому и чем поможет ТЦСОН

От помощи на дому пожилым и до создания кризисных комнат для жертв домашнего насилия.