Вы здесь

Мнение: школьному образованию требуется «ревизия»


Можно с уверенностью утверждать, что к проблемам образования все мы имеем отношение — прямое или опосредованное. Для Беларуси, которая не обладает богатыми природными ресурсами, образование приобретает особо важную роль. Не случайно в последнее время на государственном уровне принимаются решения, которые так или иначе касаются образовательной сферы. Основополагающими вопросами, на мой взгляд, всегда были и будут следующие: «Почему учить?», «Как учить?», «Кого учить?» и «Кто будет учить?».


Если раньше главным было научить читать, писать и считать, то сегодня акценты смещаются в сторону умения самостоятельно добывать информацию (а не накапливать ее и запоминать), развития критического мышления, творческого подхода к делу, способностей к взаимодействию. В этой связи очень важно определить те предметы и разработать учебные планы, которые будут способствовать всестороннему развитию учащихся и подготовят их к дальнейшему обучению и практической деятельности. ЮНЕСКО отнесла к пяти важнейшим дисциплинам географию, историю, иностранный язык, психологию и философию. Как видим, некоторые из этих предметов в наших школах вообще не представлены. Убежден, что пришло время провести серьезную ревизию школьных дисциплин, которая должна обязательно затронуть и количество часов на изучение тех или иных предметов.

С высоты прожитых лет могу с уверенностью утверждать, что реально за всю свою жизнь со многими аспектами некоторых предметов (например, математики, химии) сталкиваться приходилось очень редко. И не только мне одному. А вот с тем, что выпускник средней школы не может свободно говорить по-белорусски, встречаюсь довольно часто.

Почти сто лет назад Аркадий Смолич отмечал, что «основой национальной школы служит родной язык... Язык собирает в себе все, что имеет дух нации. Нет у нации ничего ни малого ни большого, чего бы язык не знал. Без языка не происходит творчество народа. Пока живет язык, до тех пор живет народ, до тех пор и национальное воспитание будет иметь большой вес и значение. Отобрать у народа язык — значит остановить его развитие, поставить на дороге его культурного творчества глухую перегородку. Эпоха упадка языка в жизни нации — это эпоха упадка всей жизни народа, прекращение работы его ума: это национальная болезнь, самое худшее несчастье, которое может случиться у целого народа». Вот уже более четверти века Республика Беларусь является независимой страной, а ничего другого, кроме недоумения, не вызывают сегодняшние цифры обучения по-белорусски учащихся общеобразовательных школ (13 процентов от общего числа) и студентов вузов (1 процент).

Пожалуй, самый сложный из всех основополагающих вопросов образования — «Как учить?». Изменение приоритетов в образовательном процессе не может не повлиять на изменение методик обучения, роль и место учителя в учебном процессе, оценивание знаний. Быть просто передатчиком знаний — это уже вчерашний день. Сегодня педагог должен прежде всего выступать организатором процесса самообразования учеников, особенно в старших классах. На смену монологу должен прийти диалог, а индивидуальная деятельность учеников — сочетаться с командной деятельностью (класса или группы). Важно научить учиться и творчески подходить к делу, а не транслировать услышанное...

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что новое поколение, которое вступает в жизнь, по-другому не только думает, но и воспринимает информацию. Если раньше знание интересных фактов являлось определенным достижением, то сегодня, благодаря интернету, любые факты становятся общедоступными всем желающим за считанные секунды. Поэтому основной акцент в обучении должен делаться на оценке информации, на ее объяснении, критическим анализе, а не на фиксации.

Понятно, что новые подходы к методике обучения требуют кардинальных изменений в подготовке учебников. Могу с уверенностью утверждать, что качественный учебник, составленный грамотно, доступно и интересно, — почти гарантированный успех удачного освоения предмета. Уверен, что конкурс на их написание должен быть организован не так, как он выглядит сейчас: закрытая система подведения итогов, когда участники не могут видеть работы своих конкурентов, подбор случайных рецензентов и др. Убежден в том, что главным экспертом школьной учебной литературы должен быть учитель. При сегодняшних технических возможностях организовать такой конкурс и подведение его результатов не составляет никаких трудностей.

Полагаю, что пришло время, чтобы позволить самим учителям выбирать учебники по своим предметам. Главное, чтобы они соответствовали учебной программе и было из чего выбирать. Чтобы заинтересовать ученых и учителей в их создании, Минобразования нужно разработать систему грантов и стимулировать этот процесс. Поскольку написание качественного учебника — дело сложное, наивно думать, что появится много желающих.

Что касается самого содержания учебников, здесь приоритет должен быть в пользу прикладных аспектов, или, иначе говоря, практического значения. Не секрет, что действующие учебные программы по большинству школьных предметов и ряда дисциплин вузов имеют дисбаланс в пользу узнаваемости. Замечу при этом, что от правильно выбранных соотношений между узнаваемостью и прикладным характером подачи материала будут зависеть и часы на их изучение на различных дисциплинах и в разных классах. И самое главное, это соотношение будет непосредственно влиять на понимание важности предмета со стороны учащихся, без чего образовательный процесс в сегодняшних условиях нельзя представить. Проблема мотивации в обучении, личной заинтересованности остается по-прежнему у отечественного образования очень острой.

Размышляя над вопросом «Кого учить?», важно, прежде всего, исходить из того, что сегодняшний ученик (тем более студент) — это уже не вчерашний школяр (ботаник), которому хотелось больше знать. Если раньше и интересовал учеников вопрос «Почему?», то теперь все чаще от них можно услышать «Зачем?». Надо признать, что того здорового любопытства, которое имело место совсем недавно, уже почти нет, вместо него появились практицизм и меркантильность («А что я буду с этого иметь?»).

И, наконец, вопрос «Кто будет учить?». Если вспомнить, какие низкие конкурсы были при поступлении абитуриентов в педагогические учебные заведения страны в последние годы, то оптимизм невольно исчезает. Ответ на вопрос, сможет ли «зажечь» ученика, помочь ему раскрыть свой потенциал учитель, которого самого не «зажгли» в свое время, остается очевидным...

Вне поставленных в начале статьи вопросов остался еще один, обойти который считаю неправильным: как сочетается получение знаний в школе с воспитанием? Думаю, эти два процесса неразделимы, хотя приоритет, безусловно, должен оставаться за знаниями. Главным в воспитании, по моему мнению, должно быть не количество мероприятий «для галочки», а воздействие на учеников через личный пример педагога. Если исходить из того, что жизнь учителя, особенно сельского, происходит у всех на глазах, нельзя не понимать, каким может быть его влияние на поведение, характер и отношение к делу его подопечных. Еще один важный аспект воспитания связан с организацией поездок по стране. Из-за большой бюрократизации этого процесса, к сожалению, нередко многие ученики периферийных школ могут ни разу за годы обучения не увидеть не только столицу своей страны, но и областные центры.

По известным причинам основное место в моих размышлениях заняли проблемы общей средней школы, так как именно она является фундаментом для дальнейшего обучения через всю жизнь. Хотя уверен, что и в высшей школе их не меньше.

Они особенно остро возникнут в связи с возможным переходом вузов на трехлетний срок обучения. За три года можно получить основы знаний и овладеть практическими навыками по многим специальностям, однако высшее образование не должно сводиться только к прикладным моментам... Оно развивает кругозор человека, учит смотреть на проблемы не только шире, но и гораздо глубже, поднимает человека на более высокий культурный уровень.

Не секрет, что нынешние выпускники вузов по своему интеллектуальному развитию уступают тем, кто учился в ХХ веке. Поэтому если уж начинать заниматься проблемами образования, то одновременно нужно решать их как в средней, так и в высшей школе, поскольку связь между ними — непосредственная.

Вячеслав СОСНОВСКИЙ, кандидат географических наук, доцент

Фото Марины БЕГУНКОВОЙ

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Что происходит в Юровичах?

Что происходит в Юровичах?

После трагедии люди общаются с журналистами на условиях анонимности  

Общество

Дмитрий Жилунович. Товарищ песняр

Дмитрий Жилунович. Товарищ песняр

Он был автором Манифеста о провозглашении Советской Беларуси, первым премьер-министром республики, его дважды исключали из партии, он мог стать первым народным поэтом...

Общество

Упростит ли «Электронная школа» жизнь педагогам?

Упростит ли «Электронная школа» жизнь педагогам?

И как это отразится на качестве знаний?