Вы здесь

«З зычливасти ку моей Отчизне». Василий Тяпинский


Из далекого XVI столетия звучит его призыв к нашей совести — призыв патриота — посвятить себя Родине. Он не совершал великих дел, которые заносили бы в хроники, он не вершил судьбами стран и народов. Славный тот, кто с оружием защищает родную землю от врага, и славный тот, кто свой талант отдает ей на пищу и нужду. Василий Тяпинский был и рыцарем, и просветителем. Он из тех, для кого Родина — это его жизнь, «если она до конца згинет, с нею згинуть».


Простой шляхтич Василий Тяпинский выполнял свой благородный долг «войну служити». В переписи войска Великого Княжества Литовского за 1567 год есть упоминание и о нем. «Товарыш Василей Тяпин на шесть кони. На нем панцер, шишак, шабля, гаркабуз, кончер, секира, под ним дрыкгант сив». Служил Тяпинский офицером в конной роте Оршанского старосты Филона Кмиты-Чернобыльского. Смелый, мужественный воин Кмита-Чернобыльский славился оригинальным талантом литератора и, безусловно, повлиял на молодого Тяпинского.

В общем Тяпинскому повезло с хорошим знакомством. Знал он подканцлера Астафия Воловича, человека высокообразованного и разумного. Дружил с мыслителем Симоном Будным. Так что ничего удивительного не произошло, когда воин стал просветителем, переменил саблю на перо.

Тонкое сердце патриота чувствовало новую беду. На Беларусь надвигалась культурная и духовная тьма. Те, кто назывался пастырем народа, не несли ему свет, не открывали «школы ку науце». Многие из панов и шляхты забросили «народе езыка своего славного». Духовное одичание люда посполитого, культурная ассимиляция знатного панства были куда опаснее вражеского нашествия. И надо было спасать страну от тьмы невежества, от измены родным культуре и языку. И фронт этой борьбы пролег через сердца и души людей. Здесь саблей не разрубишь.

Знакомство Василия Тяпинского с Симоном Будным в полной мере предрешило его жизненный путь. Для военного офицера, огрубевшего душой на войне, философ и мыслитель стал учителем и другом. Вместе они занялись просвещением народа. Тяпинский перевел Евангелие на белорусский язык и около 1570 года выдал его в своей типографии. В предисловии (по каким-то причинам оно не вошло в книгу) Тяпинский писал, что он «яко сприязливый, простый и щирий, правдиве, верне, а отвористе, з зычливости ку моей отчизне, ...з убогое своее маетности народу моему услутую».

Собирался Тяпинский издать и Катехизис, который он написал на белорусском языке. Неизвестно, что помешало этому. Почему остановился его печатный станок? Наверное, не хватило Тяпинскому «имущества,». Сам признавался, что «тяжкие дороги для друку». А все же он действенно участвует в духовной жизни общества. Симон Будный вспоминал, что в 1567 году в «доме брата милого Василия Тяпинского» проходил синод социанов. Позже, в 1578 году, Тяпинский защищал на синоде в Лоске взгляды Будного, о чем тот и писал: «Отозвался один шляхтич, а затем и другие, что правительство меча не противоречит евангельской науке, а также как соблюдение имений, участие в войнах, «прававанне» и т.д. Спорили с ним польские братья, да уже вечер был, успокоились. Назавтра при своем разъехались».

Василий Тяпинский мог сделать много «народу своему рускому», да и сделал немало, но... Это роковое но! Сколько светлых устремлений разбивалось об это но.

Не каждому дано стать великим, а великое чинят и простые люди, имена которых не попадают в анналы истории. Простой белорусский шляхтич Василий Тяпинский правдиво и доброжелательно служил своему народу и Отечеству — совершал великое дело.

Долгое время ничего не было известно о смерти Василия Тяпинского. И вот в 1991 году открылась одна из тайн нашей истории. В архивах были найдены документы, которые сообщали о смерти Василия Тяпинского от руки своих родственников Ивана и Василия Тяпинских. Какой-то зловещий символ есть в этой смерти просветителя. Сколько рубили веток и веточек на дереве белорусской культуры безжалостной рукой уродов и чужаков? А оно зеленело новыми побегами-гонцами. А призыв Василия Тяпинского народу своему служить, «языка своего славного» не забросить обращен к нашей совести. В родном языке, в родной культуре, в духовности видел Тяпинский величие народа и источник его духовного богатства, «яко то был зацный, славный, острий, довстипный народ их в умеетности и яко многокрот посторонние учоные народы их мудрость мусели похвалять и овшем се от них учить». И свой маленький вклад внес и Василий Тяпинский.

Витовт ЧАРОПКО

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.