Вы здесь

Ольга Дашук сняла фильм о единственной в Беларуси модели с ДЦП


Я увидела на экране невероятную героиню — на нее можно смотреть, не отрываясь, как на Жанну Моро, правда, кино здесь не игровое, а документальное. Новый фильм Ольги Дашук «Единственная такая» — к сожалению, очень сдержанный в смысле крупных планов — рассказывает об Ангелине Уэльской, девушке с церебральным параличом, которая защитила два диплома и стала моделью. Точнее, об Ангелине и ее матери Ольге, хотя речь все равно идет об Ангелине. И это очень красиво.


Здесь все просто: первая часть получасового фильма фокусируется на Ольге Уэльской, вторая — на Ангелине. Мать сопровождает дочь при подготовке выступления на международном конкурсе красоты. Тележки пересекают пространство, Ангелина произносит для записи текст «Я принимаю себя такой, какая я есть, и радуюсь жизни», а организационная суета сопровождается закадровый голосом Ольги Уэльской, которая озвучивает реплики о прошлом, трудностях, предопределении и прочее. То есть о том, что не всегда означает «радоваться жизни».

Непритязательную композицию кадра пополняет красота героинь. Так что отсутствие особых операторских изысков может быть умышленным или, по крайней мере, весьма уместным, так глазами зритель все равно концентрируется, и даже оказывается заколдованным, на Ангелине или Ольге. Пока все другое перестает существовать, проявляется удивительная способность Ольги Дашук создавать красоту не искусством, а отражением самой жизни. Мы привыкли даже в очень, казалось бы, простом документальном кино видеть какие-то манипуляции с темпом, атмосферой, контрастами и другим. Фильм «Единственная такая», как и некоторые другие работы Ольги Дашук, делает, похоже, не специально, акцент на том, что жизнь в своих качествах все еще более изысканная, чем кино.

Более четко здесь проступает и само свойство кино трансформировать реальность, что отсылает к временам, когда движение на экране сами собой становилось чудом и над обычными вещами совершали магию (со временем это ощущение стерлось). Мы уже привыкли игнорировать окружающий мир и включать его в рутинный порядок вещей, зато «Единственная такая» с ее первородными интенциями может подсветить его в другом ключе.

Я не уверена, дело тут в фильме или в моем личном восприятии, на это тоже сложно ответить, как на нерешенный вопрос, кто «виноват» в любви — тот, кто любит, или тот, кого любят. Но в числе более явных достоинств картины — почему ее полезно смотреть даже не с точки зрения произведения искусства, а мировоззрения — считается адекватное отношение к людям с ограниченными возможностями. Без соплей, жалости или любопытного разглядывания. Режиссер сняла фильм о человеке с его мечтами и трудностями, которые, конечно, имеют не совсем обычное качество, но к которым следует относиться с деликатностью, как к трудностям в общем любого человека.

Надо признать, общество к естественной «толерантности» в отношении людей с ограниченными возможностями не готово, поэтому здесь так кстати красота героинь, поэтому важно напомнить, что Ангелина Уэльская — первая в Беларуси модель с церебральным параличом, поэтому действие происходит на площадках конкурса красоты. Любой, наверное, зритель вместо любопытства в отношении особенностей жизненного распорядка героини замрет на крупных планах и переключится на умиление.

Конкурс таким образом решает в фильме множество задач — опять же становится символическим нажатием на красоту, показывает настроение социума, частью которого является человек с церебральным параличом, демонстрирует сферу самоутверждения.

Пока мать вспоминает трудности, которые она, тем не менее, не хотела бы видеть другими, дочь произносит в угоду формата конкурса реплики о радости жизни, которые скоро в разговоре с режиссером сама же опровергает упоминанием моментов слабости. И все же не фальшивит.

За эстетическим восторгом придет и восхищение силой двух женщин. Семейная хроника, включенная в фильм, вместе с актуальными планами съемочной группы показывает, как долго мать с дочерью идут рядом, и этот путь — с заботой, небольшими даже спорами, улыбками — также представляется очень красивым. В картине Ольги Дашук нет никакого широкого социального контекста — лишь эпизоды и голоса, но об отношениях внутри семьи — т.е. главное — понять можно достаточно.

Фильм таким образом — непонятно даже, как это получилось, но в простоте здесь явно скрылось нечто большее — вызвал множество чувств, причем приятных и светлых.

Еще несколько лет назад я не знала, что ответить на вопрос, как белорусский кинематограф исследует жизнь людей с ограниченными возможностями и их потребности. За это время я стала куда более опытной, но все еще редко вижу кино, которое показывало бы таких героев без боли и надрыва. Обществу, которое само не приходит к признанию, скажем так, «равенства», следует показывать картины вроде «Единственной такой», чтобы оно преодолевало, во-первых, сфокусированность на различиях, а во-вторых, желание посочувствовать «не таким, как все» людям.

Вы только посмотрите, Ангелина Уэльская — красивая девушка с искренним лицом, модель, участница конкурса красоты и, наконец, главная героиня фильма. Полчаса фильма о ней мне явно не хватило.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Название в газете: Красота без границ

Оставить комментарий

Выбор редакции

Экономика

Градостроительный паспорт разработают с учетом возможных построек

Градостроительный паспорт разработают с учетом возможных построек

Об этом говорится в новой редакции Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержден

Общество

Учеба может быть в радость, если говорить с учеником на одном языке

Учеба может быть в радость, если говорить с учеником на одном языке

Представьте себе ситуацию: ученик сделал в диктанте 20 ошибок...

Культура

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Он уже давно потерял счет песням, которые создал. На просьбу назвать примерное количество задумывается и отвечает приблизительно: около 300.