Вы здесь

Эхо «Славянки»: яркие мгновения нынешнего фестиваля искусств


 

Официально двадцать седьмой международный фестиваль финишировал еще в прошлый понедельник. Но на самом деле в Витебске еще несколько дней проходили концерты, выставки и театральные встречи, которые не вошли в основную программу, а социальные сети гудели от обмена впечатлениями. Одни зрители обсуждали сценические наряды и профессиональное мастерство ведущих, другие выкладывали селфи с фестиваля уличной культуры, третьи признавались в любви к конкретным артистов и бесконечно и бессмысленно спорили о художественных вкусах…

«Звязда» попыталась обобщить, чем больше всего запомнился нынешний «Славянский базар».


«Дикий ангел» приземлился в Витебске

Она ворвалась в сердце телезрителей постсоветского пространства 20 лет назад с аргентинским сериалом «Дикий ангел» да так и осталась в нем. Сегодня Наталья Орейро — не только певица и актриса, но еще и дизайнер, и посол доброй воли ЮНИСЕФ в Аргентине и родном Уругвае. В Витебск Наталья приехала впервые, но сразу прониклась атмосферой фестиваля, держала себя с поклонниками просто и позволила называть себя Наташей. А еще изучила правильное название нашей страны, привезла зрителям фильм «Я — Гая» о судьбе популярной латиноамериканской певицы и работала в составе международного жюри конкурса исполнителей.

«Кто вдохновляет меня? Склоняю голову перед матерями-одиночками, так как не представляю, смогла бы воспитывать сына одна. Также глубоко уважаю женщин, которые борются за равные с мужчинами права. Недавно я сыграла такую героиню в новом фильме «Ненормальная» (Re Loca), который вышел в этом году: в нем женщина, с которой долгое время плохо обходятся, начинает откровенно говорить об этом и делать то, о чем другие только мечтают. Но вообще это комедия, и больше всего смеются мужчины, — рассказала актриса. — Если бы я сама была режиссером, то, наверное, посвятила бы ленту самому нежному возрасту — детству. Я много где бывала, видела, что происходит с детьми в разных странах, и хотела бы перенести эти истории на экран».

Брегович и Кустурица: рядом, но не вместе

В этом году на «Славянском базаре» выступали сразу пять разноплановых оркестров, в том числе два балканские — «Свадебно-похоронный оркестр» знаменитого музыканта и композитора Горана Бреговича и No Smokіng Orchestra режиссера и хулигана Эмира Кустурицы. Бывшие друзья и соратники поссорились много лет назад, обвинили друг друга в плагиате и с тех пор не общаются: на концерте в Витебске они выступили в различных отделениях и не встретились даже за кулисами. Но зажечь и завести публику смогли оба.

Обычно люди на концертах сидят и слушают, а артисты поют и танцуют. Но Горан Брегович все сумел сделать на свой лад. Он привставал с места, только чтобы сменить инструмент, принять букеты от зрительниц и выйти на поклон, показывая жестами, что часть его сердца останется в Витебске. Он извинялся, что разговаривает с публикой по-английски, но та прекрасно понимала язык музыки. Заводные цыганские и балканские ритмы подняли с мест чуть ли не половину зала, а во время исполнения песни Іn The Death Car, известной как саундтрек к фильму «Мечты Аризоны», публика так разошлась, что Брегович вынужден был призвать к тишине — песня звучала камерно, под гитару и едва слышный ритм барабанов.

А вот Эмир Кустурица, наоборот, много общался с публикой на хорошем русском и танцевал. За час с лишним Кустурица заставил зал прыгать, смеяться и плакать, троллил современную поп-культуру, исполнил любимые композиции из собственных фильмов «Черная кошка, белый кот» и «Жизнь как чудо», сравнивал себя с Шагалом и Франциском Скориной и, на восхищение фанатов, провел весь ансамбль в танце по периметру зала, позволяя сделать шикарные селфи. «Это был самый улетный концерт на фестивале!» — делились зрители, вызывая жгучую зависть у тех, кто пропустил шикарную балканскую вечеринку.

Тимати и виртуальность

Тимати, который привез на фестиваль свою новую программу «Поколение», неожиданно, кажется, даже для организаторов, собрал полный зал. И еще больше удивил поклонников тем, что не «включил звезду» и не делал на сцене никакого пафосного шоу, отказавшись от декораций и балета и пользуясь только высококачественным световым оформлением.

Что интересно, рэпер находился на сцене один, но при этом прозвучали все его дуэты с другими артистами. Точнее, с их виртуальными копиями — экранными образами. О каждом из этих «напарников» Тимати сказал несколько теплых слов, а в конце отдельно поблагодарил публику за душевный прием. «Никогда бы не подумала, что Тимати, с ног до головы покрытый татуировками, такой интеллигентный и скромный!» — поделилась впечатлениями коллега, которая вместе с еще несколькими сотнями зрителей честно отсидела весь ночной концерт (на минуточку, выступление началось в половине второго ночи и длилось почти два часа).

Круглые даты

В этом году на фестивале отмечали сразу несколько юбилеев (и это если не упоминать 30-летие главной площадки — Летнего амфитеатра). Так, в нескольких концертах вышел на сцену Робертино Лоретти — тот самый мальчик, «хрустальном» голосом которого в песнях «Джамайка» и «O sole mіo» 65 лет назад увлекался весь мир. Лоретти дал 850 сольных концертов в разных странах. В этом году знаменитый артист планирует отправиться в прощальный юбилейный тур, а после окончательно завершить карьеру и заняться бизнесом и преподавательской деятельностью.

Третий по счету юбилейный концерт дал и председатель жюри конкурса исполнителей российский композитор-песенник Александр Морозов, который до этого отметил свое 70-летие и 50 лет творческой деятельности в Санкт-Петербурге и в Кремле. На программе «В горнице моей светло...», заметим, яблоко долго искало бы, где упасть, зрители с первой ноты подпевали любимые песни, а сам композитор сделал для себя ряд открытий. «Ваша студенческая группа «Маракасы» приятно поразила, подготовив мою песню на белорусском языке. Вообще, со многими артистами, которых я увидел и услышал в Витебске, хотелось бы продолжить творческое сотрудничество».

Вполне естественно, что аншлаговым стал концерт «И пока на земле существует любовь...», посвященный 80-летию Игоря Лученка. Поздравить известного композитора, народного артиста СССР и БССР, собралась не только звездная россыпь исполнителей, но прежде всего слушатели, которые охапками несли цветы и не сдерживали эмоций, стоя приветствовали композитора овациями, засыпали комплиментами. В концерте прозвучали чуть более 20 песен — но, кажется, публика слушала бы и слушала все четыре сотни, написанные Игорем Михайловичем за годы творческой деятельности.

Имя Розы

Делегацию Казахстана на «Славянском базаре – 2018» было видно издалека. И не только потому, что в рамках проекта «Фестиваль без границ» состоялся концерт «Искусство большой степи» с участием более 80 казахских мастеров искусств, что представитель этой страны Амре (псевдоним Ернара Садирбаева) на конкурсе исполнителей взял первую премию, а имя народной артистки Розы Рымбаевой украсило Площадь звезд возле Летнего амфитеатра. А еще миниатюрную Розу Куанышевну на официальные мероприятия сопровождали великаны-батыры в шикарных и исторически достоверных костюмах, с мечами и луками — пятеро мужчин ростом по два метра и выше. Причем в данном случае это не метафора, а констатация факта. На все расспросы, откуда взялись легендарные гиганты, сами они — участники театра национальных костюмов «Арлан Жете» — только сдержанно улыбались и шутили: «На кумысе выросли!».

Фестиваль в фестивале

Четвертый фестиваль «На семи ветрах» в Витебске прошел по формуле 7 х 7 = 700: на семи площадках были представлены семь различных видов уличного искусства — уличные театры, фаер-шоу, перформанс, музыка и пение, поэзия, изобразительное искусство и хореография, а участие в нем приняли более 700 человек из Беларуси, России, Украины, Финляндии и Швеции. Причем ни один из них не снялся из программы даже в самый сильный дождь! «Витебский дождь — наш постоянный участник, — шутит режиссер Юрий Бреус, — в прошлом году он даже получил Гран-при в номинации «Лучший перформанс».

Экспертный совет, в который вошли искусствоведы, руководители профессиональных творческих коллективов, продюсеры и арт-менеджеры, оценивал всех участников и выбирал лучших. «Мы сделали это не для того, чтобы расставить творческие общины по ранжиру, а с той целью, чтобы людям, которые решат к нам присоединиться в следующем году, было на кого равняться, ведь предварительно ежегодно проходит довольно серьезный отсев участников», — рассказала автор и руководитель фестиваля Владислава Цвики.

Таким образом, фаер-команда Agnі show получила главный приз фестиваля «На семи ветрах» — камень из старой витебской брусчатки, расписанный художником Надеждой Барановской. Еще один специальный приз — чемоданчик-копилку — получила сборная батерия (бразильский оркестр), которая собрала наибольшее количество зрителей.

Игра в куклы

Проект «Кукольный квартал» в рамках «Славянского базара в Витебске» существует уже пять лет и каждый раз поражает зрителей многожанровыми постановками театров из разных стран. Не стал исключением и нынешний фестиваль, где зрители имели возможность увидеть новую работу брестского театра «Холстомер. История лошади» по Толстому, фантасмагорию «Мертвые души» Оренбургского областного театра кукол, философский спектакль для взрослых «Поминальная молитва» от Мытищинского театра, фарс «Скандальное происшествие в Пассаже, либо Крокодил» пермского театра «Карабахский», хороший детский «Теремок» от татарского государственного театра кукол «Экият», поэтическую сказку «Алёнушка и Иванушки» Хмельницкого театра, сказку-притчу «История одной матери» украинского театра «ГистАрт». Сами же хозяева праздника, витебский театр «Лялька», подготовили историю «Фенька» и музыкальную сказку-фантазию «Бременские музыканты», которая идет уже 20 лет и стала в том числе хорошей традицией «Кукольного квартала».

В юбилейный год участники фестиваля кукол всех лет получили не только специальные дипломы, но и памятные подарки — авторскую батлейку художника Дмитрия Гаралевича, символизирующую «Кукольный квартал» и особую атмосферу театра.

...Шагомер в моем телефоне показывает, что во время «Славянского базара» пройдено более 100 тысяч шагов. Притом, что далеко не все удалось успеть и иногда хотелось разорваться на несколько частей, чтобы увидеть, послушать, поучаствовать во всех интересных мероприятиях. Видимо, это повод ждать следующего лета и снова жить фестивалем, записывать его летопись на сайте и газетных страницах?..

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото с официального сайта fest-sbv.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Культура

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Он уже давно потерял счет песням, которые создал. На просьбу назвать примерное количество задумывается и отвечает приблизительно: около 300.

Общество

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские журналы — на самом деле уникальные информационные сборники, значение и важность которых понимали в том числе их создатели и читатели.  

Общество

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

На юбилейной выставке Национальной академии наук.