Вы здесь

Женщина жалуется, что бывший муж не дает ей встречаться с дочерью


Когда родители разводятся, то в подавляющем большинстве случаев суд оставляет ребенка с матерью. История Анны* не из их числа. Ее девятилетняя дочь живет с отцом. С матерью девочка проводит время по графику, установленному судом. Но встречаться по расписанию не всегда удается: Анна говорит, что не видит дочь месяцами, так как бывший муж чинит препятствия.


«Надо было маму слушать»

С будущим мужем Анну познакомила подруга. Павел попросил номер телефона, предложил прогуляться. Анна, тогда 18-летняя деревенская девушка, которая только приехала в Минск, была польщена таким вниманием со стороны мужчины (Павел старше ее почти на 20 лет).

Через полтора года они поженились, потом родилась дочь.

— Его семья не хотела ребенка, говорили, что не от него. Меня всегда гнобили за то, что я деревенская, у меня нет наследства, родители обычные заводские рабочие, — вспоминает женщина. — Надо было маму слушать, когда она предупреждала. Я же учебу бросила ради мужа. Ведь на дневном училась, а он поставил условие: хочешь хорошо одеваться и кушать — иди работай. Своим детям всегда буду повторять: если мама говорит не выходить замуж за этого человека, лучше послушаться.

Семейная жизнь не складывалась. Когда дочери Вере исполнилось три года, пара развелась. Анна то снимала однокомнатную квартиру, то возвращалась на квартиру к мужу: тот часто бывал в разъездах, поэтому виделись редко. Вопроса о воспитания дочери не возникало. Пока Павел не решил снова жениться. Суд постановил, что малышке лучше будет у папы — у мамы, в отличие от него, на тот момент не было ни минской прописки, ни собственного жилья в столице.

Год назад Анна вышла замуж. Квартирный вопрос решился, но решение суда осталось неизменным. И хотя в законе прописано, что после развода родители имеют равные права на участие в воспитании ребенка, для женщины непонятно: как дочь могли не оставить с ней?

— Я не алкоголичка, к административной и уголовной ответственности никогда не привлекалась. Да, у меня меньше квадратных метров, но жилье есть. Я работала кассиром, приносила справку с работы о доходах. Показывала график, что у меня пятидневка, что я успеваю ребенка отвести в садик и забрать, все выходные могу проводить с ним. Есть все условия, и все равно суд не на моей стороне. Почему так? За что нормальных мам лишают детей? Я всю беременность с животом пробегала по судам (месяц назад Анна родила вторую дочь. — Авт.). Мне судья говорил: «Вы беременны, сидели бы дома». А как я могу бросить своего ребенка?

 

«Ребенка настроили против»

Суд определил порядок участия Анны в воспитании дочери. Так, женщина может забирать малышку к себе на выходные с ночевкой два раза в месяц, каждый вторник видеться с ней с 14 до 18 часов, второй и четвертый четверг с 17 до 20 часов — без присутствия отца девочки и с правом посещать культурно-образовательные, развлекательные, спортивные и оздоровительные мероприятия. Плюс матери «отдали» некоторые праздники, зимние каникулы и месяц летних. Но, по словам Анны, проблема в том, что Павел это решение суда не выполняет и препятствует встречам: не отвечает на звонки, не открывает двери квартиры.

— К приставам обращаюсь, там уже стопка моих жалоб — ничего не делают. Никто не хочет лезть в семейные дела. Павла, может, боятся. Ребенка он настроил против меня: когда разговариваю с дочерью, слышу в трубке, как ей подсказывают, что говорить. Вера с отчимом не может познакомиться — каждый раз, когда я приезжала с ним, дверь мне никто не открыл.

По решению суда Анна имеет право вывозить дочь летом на оздоровление, в том числе и за пределы страны. Сначала женщина думала поехать с малышкой в родительский деревенский дом к нынешней свекрови на Витебщину, на озера. А потом сестра предложила отправиться на море. Но, делится собеседница, бывший муж Веру с ней не отпускает.

Анна уверяет, что алименты она платит исправно. Плюс покупает дочери одежду, продукты.

— Приносила фрукты. Мясо не приобретаю: дочь отбивные не ест. Она любит котлетки, но я знаю, что никто ей готовить этого не будет. На день рождения к дочери ехали с сестрой, подарков накупили. Ролики, микроскоп, различные сумочки, цветы. Вера любит тюльпаны, как и я: только мне нравятся желтые, а ей фиолетовые.

На роликах, вздыхает Анна, малышка так и не каталась. «Просто ее никто не учит. У нее нет детства, как у обычных детей, даже подруг. Раньше пойдешь с дочкой во двор — на целый день, бегает с девочками. А теперь мне соседи говорят, что Вера сидит дома или с дедом выходят на улицу — он курит, она на лавочке сидит. Дочь сама ничего не рассказывает, запретили. Ведет себя так, как ей велели. Она боится папу. Я сама его боялась, когда жили вместе. Не могла слова сказать, возразить, потому что знала, что прибить может».

Беспокоит женщину и то, что малышка не ходит в школу — она на домашнем обучении.

— Только на первом звонке была, и все. Она не знает, что такое коллектив, уроки. Мне, как матери, такое не нравится.

«Девочка сама не хочет»

Павел звонком журналистов был шокирован, но согласился прояснить ситуацию со своей стороны. Мужчина уверяет, что видиться малышке с матерью не запрещает, оставляет их наедине и на отдых тоже готов отпустить. Но девочка сама не хочет.

— Она прячется, плачет. Что я, насильно посажу ее в машину и скажу «езжай»? Это же не младенец. Дочери уже 9 лет, она логически мыслит, у нее есть свое видение ситуации, она вправе сама решать. Кто может ее заставить, обязать? — делится Павел

— Почему Вера не хочет видеться с мамой?

— Наверное, мама виновата. Она в свое время сделала все, чтобы ребенка оттолкнуть. Гуляла, бросала дочь по ночам. Она ей психологическую травму нанесла. А если забирала Веру в родительский дом, дочь там сильно болела. Температура была под 40, а Анна даже не вызвала «скорую», не лечила малышку. Ребенок мне сам все рассказывал.

В материалах суда есть психологическое заключение социально-педагогического центра одного из районов Минска. Там написано, что привязанность девочки к матери носит ненадлежащий характер. «По отношению к матери у Веры выявлено негативное отношение, свидетельствующее о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ней». (Правда, по словам Анны, дочь опрашивали в присутствии отца, что могло повлиять на ее ответы.)

Мужчина признается: раньше у него не так много времени было, чтобы дочери внимание уделять, на работе пропадал. Но сейчас график более свободный, и он может заниматься воспитанием Веры.

— Со мной она прекрасно живет, развивается, учится. Я берегу дочь от негатива, она не знает ни одного ругательного слова. Почему на домашнем обучении? Мы так решили, так как у нее есть другая занятость, она в вокальной школе занимается.

Павел добавляет, что бесконечные судебные заседания его уже утомили.

— Я понимаю Анну как мать. Но, мне кажется, она не учитывает интересы ребенка — какая же тут любовь? Ее цель — украсть мир из нашей семьи. Одно дело, если бы дочке тут плохо было, но ведь нет. У нас воспитанная, интеллигентная семья. У меня прекрасная жена, которая помогает. У нас все отлично, поверьте.

Комментирует адвокат Ирина ШЕЛЕГ:

— Если после развода один из родителей препятствует другому встречаться с ребенком во время, установленное судом, следует обращаться в отдел принудительного исполнения района с заявлением о привлечении бывшего мужа или жены к административной ответственности за неисполнение решения суда. Исполнители должны проконтролировать, имеет ли место нарушение. Если, например, отец говорит, что не отдаст ребенка, отсутствует дома без уважительной причины в то время, когда мать должна забрать малыша, — это несоблюдение с прямым умыслом. Но, бывает, что человек в отпуске или заболел — такие ситуации не будут считаться прямым умыслом, и правонарушения здесь не будет.

В каждом конкретном случае есть нюансы. Этот вопрос бывает сложно решить. Иногда ребенка специально отдают на кружки и секции, где занятия совпадают с тем временем, которое выделили кому-то из родителей. Недобросовестные люди разное придумывают. Не буду рассказывать о всех вариантах, чтобы это не восприняли как руководство к действию.

Что касается образования ребенка, то по закону этот вопрос решается по согласию между родителями. Я еще не слышала, чтобы такие споры рассматривали в суде. Но, если у одного из бывших супругов есть претензия к организации обучения сына или дочери, нужно обращаться с жалобой в управление образования.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Фото Анатолия Клещука

* Все имена изменены по этическим соображения

 

Название в газете: Выхаванне па раскладзе

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.