Вы здесь

Как государство и бизнес совместно решают проблемы сельской торговли


Обеспечение сельского населения соответствующей торговой инфраструктурой долгое время является сложным вопросом, который пытаются решить во многих районах страны. У одних — расцвет потребкооперации, у других на смену государственным сетям приходят частники. Перед теми и другими стоит сложная задача по обеспечению высокого качества обслуживания и поддержанию широкого ассортимента товаров. В сельской местности это достаточно проблематично, так как покупательная способность там ниже, да и товарооборот значительно меньше, чем в городе, а продукты людям нужны. Так что же делать?


Найти новые формы

Еще в феврале эти важные для малых городов моменты обсуждали во время заседания Совета по взаимодействию органов местного самоуправления в Поставах. Во время него члены Совета Республики совместно с представителями крупных частных и государственных торговых сетей рассматривали перспективы развития сельской торговли. Прошло почти полгода, корреспонденты «МС» задались вопросом: «Изменилось что-то за это время?»

Следует отметить, что ранее торговое обслуживание населения на селе во многом зависело от «Белкоопсоюза». Сегодня потребительская кооперация является важным сектором экономики страны, обслуживающим более 3,4 млн человек и практически все сельское население. Мелкая торговля является главным направлением работы кооперации, доля которого в общем объеме ее деятельности составляет 70%. Кроме того, «Белкоопсоюзу» принадлежит 19% торговых площадей магазинов страны.

В то же время имеющийся потенциал потребительская кооперация использует недостаточно. Сегодня в сельской местности особую значимость приобретает сближение интересов населения, государства и бизнеса, для чего требуется создание эффективного механизма взаимодействия.

За полгода были сделаны определенные шаги, которые уже получили одобрение у сельского населения Оршанского района. Там, где не справилась кооперация, пришел крупный ритейлер. Компания «Евроторг» смогла реализовать проект по передаче более 30 торговых точек, которые ранее принадлежали «Белкоопсоюзу» под создание своих магазинов. Этот опыт посчитали успешным и в перспективе могут применить для поддержания уровня торговли на селе.

В поисках здоровой конкуренции

Вместе с тем в бизнес-сообществе считают, что приход крупных компаний может не только положительно решить вопрос с развитием торговли на селе, но и создать условия для нездоровой конкуренции для малого и среднего бизнеса, которому придется покинуть свои ниши.

Сопредседатель союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор Маргелов считает, что проблема конкуренции частного и крупного бизнеса заключается в том, что крупные торговые сети страны, благодаря несовершенству государственного регулирования, как минимум в несколько раз более конкурентоспособны, чем вся остальная торговля в любом районе.

«Сейчас деловое сообщество формирует пакет предложений по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере торговли. Предприниматели, работающие в сфере торговли, ежегодно теряют 5-10% рынка в общей доле товарооборота. Сегодня нет тех решений, которые бы правильно ограничивали крупный бизнес для поддержки мелкого», — считает Виктор Маргелов.

Также, по его мнению, в малом бизнесе сложно быть конкурентоспособным. Важно объединяться и координировать логистику, закупки. Эксперт считает, что белорусские предприниматели все еще тяжелы на подъем.

«Но только в координации по некоторым позициям можно приблизиться к крупным сетям. Для этого нужно прозрачное и взаимовыгодное сотрудничество», — пояснил сопредседатель союза.

Вдобавок, говоря о том, насколько сегодня нелегко небольшому частному предприятию войти на рынок сельской торговли, он отметил сложности в поисках хорошего помещения для организации в населенном пункте своего небольшого магазина. Чаще всего придется вкладываться в строительство или перепрофилировать то, что есть.

Вместе с тем эксперт считает, что другие моменты, которые связаны с техническими, санитарными правилами, теперь являются решаемыми для предпринимателей.

«С учетом Декрета № 7 пройти эти процедуры значительно проще. Оформить документы уже не проблема », — отметил Виктор Маргелов.

Таким образом, сегодня вопросы создания хорошей конкуренции остаются открытыми. Но в первую очередь важными они являются для бизнеса независимо от формы и размера. Гражданам же существенно, чтобы их качественно обслуживали и предлагали широкий спектр товаров. За то, что им понравится больше, они проголосуют рублем.

Наша справка

По данным Белстата, с 2015-го по 2017 год количество розничных торговых объектов в сельской местности увеличилось на 5% и на 1 января 2018 года составило 10 764 единицы, или 17,3% от общего количества торговых объектов в стране.

В свою очередь, торговая площадь магазинов в сельской местности за аналогичный период уменьшилась на 3,4% и на 1 января 2018 года составила 726 тысяч кв. м (13,1%).

По оперативным данным Торгового реестра, розничную торговлю в сельской местности осуществляют 5308 субъектов торговли. Из них 2692 юридические лица (50,7%) и 2616 индивидуальных предпринимателей (49,3%).

Сейчас торговые объекты, расположенные в сельской местности, представлены следующими форматами:

магазины - 49,4%;

павильоны - 12,6%;

киоски - 5,6%;

автомагазины - 5,7%;

неизолированные торговые объекты, палатки, передвижные средства розничной торговли - 26,7%.

Торговлю на селе осуществляют такие крупные торговые сети, как Белкоопсоюз (4077 розничных торговых объектов, расположенных в сельской местности), РУП «Белпочта» (2101), «Белоруснефть» и «Лукойл» (111 и 17 магазинов на АЗС соответственно), ОАО «ДорОрс» (30), «Евроопт» (98), «Белмаркет» (6), «Мила» (10), Торговый дом «Лагуна» (7).

Илья КРЫЖЕВИЧ

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Название в газете: Сэрвіс і кошты як у горадзе

Оставить комментарий

Выбор редакции

Культура

«Лістапад» назвал победителей — все возвращается на круги своя

«Лістапад» назвал победителей — все возвращается на круги своя

Наряду с сладостным упоением кино на «Лістападзе» всегда идет интрига — что и кого международные составы жюри назовут лучшими и с какими формулировками.

Спорт

Как белоруска Вера Хващинская стала лучшей на континенте в русских шашках

Как белоруска Вера Хващинская стала лучшей на континенте в русских шашках

Вера Хващинская начала выступать во взрослых турнирах по шашкам в 15-летнем возрасте.

Общество

Как защитить туристов от непрофессиональных экскурсоводов

Как защитить туристов от непрофессиональных экскурсоводов

«Звязда» решила детально разобраться, кто может работать экскурсоводом.  

Экономика

Как могилевчанин помог разоблачить махинации с медицинскими препаратами

Как могилевчанин помог разоблачить махинации с медицинскими препаратами

В этом году под запрет в Беларуси попало несколько сайтов, на которых торговали лекарствами.