Вы здесь

Как организован учебный процесс в главном милицейском вузе страны


В этом году Академия МВД отметила 60-летний юбилей. Еще одним знаковым событием для учреждения образования стало присуждение ему премии правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. Причем высокую награду академия заслужила уже второй раз подряд. Вместо ответа на вопрос о том, как удалось достичь таких впечатляющих результатов, начальник Академии МВД, кандидат юридических наук, доцент, автор более 200 научных работ, генерал-майор милиции Владимир БАЧИЛА пригласил нас на экскурсию по учебному заведению. И действительно, увиденное оказалось красноречивее любых слов.


Все начинается с памяти

Прежде всего отправляемся в отремонтированный к юбилею актовый зал. В просторном холле у входа в него расположилась музейная галерея. До этого единой экспозиции, которая рассказывала бы об истории учреждения образования, в академии не было. Теперь же здесь собраны сведения не только о ее деятельности и руководящем составе в разные годы, но и о том, как был организован процесс обучения милицейских кадров, начиная со времени образования белорусской милиции. Кроме архивных фотографий здесь можно увидеть и настоящие исторические артефакты. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации образца 1941 года, обмундирование сотрудников милиции перед началом Великой Отечественной войны, китель участника боевых действий, который стоял у истоков создания учебного заведения, диплом доктора наук, первого начальника Минской высшей школы МВД генерал-майора милиции Михаила Ивановича Зырина, удостоверение и нагрудный знак «Заслуженный юрист Республики Беларусь» профессора Гарольда Ивановича Грамовича — известного белорусского криминалиста. Есть здесь и необычные экспонаты. Например, специальные очки со встроенными лупами. Их использовали в советское время, когда сотрудники располагались в больших кабинетах, в которых для общего пользования вешали одну огромную карту. Так вот с помощью таких очков ее можно было изучать со своего рабочего места, чтобы не мешать другим. Одним из современных предметов, достойных увековечения в музее, стала книга, выпущенная к 100-летию белорусской милиции. Издание, в создании которого принимал участие авторский коллектив из числа профессорско-преподавательского состава академии, было отмечено премией Министерства информации.

Сам актовый зал получился очень светлым и торжественным. И в этом, как пояснил начальник академии, есть воспитательный момент. С одной стороны, такая обстановка создает приподнятое настроение, с другой — дисциплинирует и побуждает вести себя должным образом. Кроме этого, зал оснащен всеми необходимыми техническими ноу-хау. Кстати, современные технологии применялись и при создании музея. Кроме изучения экспонатов в реальности, всю необходимую информацию можно получить и виртуально.

Во внутреннем дворе учебного комплекса в день юбилея была открыта Аллея Памяти, Чести и Славы. Таким образом увековечена память преподавателей и курсантов, которые проявили себя особенным образом на различных этапах становления вуза. На Аллее установлены четыре памятных знака в виде книги и скульптура, олицетворяющая курсанта-выпускника. Первый знак посвящен сотрудникам академии, которые принимали участие в ВОВ, так как именно они позже создали это учебное заведение. Второй знак установлен в память тех, кто погиб при исполнении служебного долга. Третий знак напоминает о сотрудниках академии и ее курсантах, выполнявших интернациональный долг. А четвертый возведены в честь тех, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Завершает композицию курсант-выпускник, который выходит из стен Академии МВД в большую жизнь. На плечах у него еще курсантские погоны, но в руках он уже держит диплом об окончании вуза и лейтенантские погоны. Вообще в месте, которое уже стало сердцем академии, продумана каждая деталь. Да, здесь использован мраморный настил, он неровный, поэтому каждый, кто по нему проходит, чтобы не споткнуться, должен смотреть себе под ноги. Наклоненная голова — знак уважения этим событиям и людям.

Эпоха IT

Еще в 2013 году начальник академии поставил задачу внедрения IT-технологий в образовательный процесс. За пять лет они были не просто освоены, а легли в основу организации учебной деятельности. Например, каждая лекционная аудитория оборудована проектором, причем управлять презентацией можно как с компьютера, так и с планшета или смартфона. Это позволяет преподавателю перемещаться во время занятий, при этом из любой точки можно вносить в презентацию изменения или вообще создавать слайды с нуля. Та же самая технология межмашинного общения применяется и в спортивном зале. Есть и линейное подключение, и возможность вывода изображения на экран. При отработке приемов можно подробно рассмотреть правильность их выполнения, а во время соревнований еще раз пересмотреть спорные моменты. Спортзал многофункциональный: здесь проводятся занятия по волейболу, баскетболу, мини-футболу, теннису, единоборствам.

Одним же из самых высокотехнологичных является кабинет ситуационно-оперативного штаба. Здесь есть все, что в информационном поле применяется для раскрытия преступлений. Например, если нужно отработать охрану общественного порядка, можно получить доступ к реальным камерам видеонаблюдения, расположенным на территории академии. Перемещение условного преступника можно проследить по базам данных: на интерактивной карте видно, какие самолеты сейчас пролетают над страной, также можно узнать, кто на какой рейс или железнодорожный маршрут был зарегистрирован.

Этот кабинет можно переформатировать под любую из необходимых форм занятий за несколько часов, соседний, где учат работать с открытыми продуктами, которые помогают найти преступника во всемирной сети, можно перестроить буквально за 10-15 минут. После второго курса есть возможность параллельно поступить на второе высшее образование в БГУИР. Учитывая, что преступность все больше уходит в сеть, наличие углубленных знаний в сфере IT-технологий только приветствуется.

С 2016 года на базе академии для всех категорий тех, кто повышает квалификацию, излагаются основы взаимодействия с общественностью и со СМИ — работа с камерой, ораторское мастерство, подготовка к интервью и брифингу. Своими знаниями с учащимися делятся как представители пресс-службы ведомства, так и профессиональные журналисты, среди которых Вадим Гигин, Виктория Сенкевич, в новом учебном году к ним присоединятся сотрудники Второго национального телеканала. Одним из важнейших вопросов станет использование социальных сетей, размещение в них фото- и видеоматериалов, а также выбор наиболее оптимальных заголовков. Также занятия будут проходить и в суперсовременном медиацентре академии, в котором по принципу модульности оборудованы зоны пресс-конференций, вебинаров и интервью.

Практика и еще раз практика

Однако любые технологии ничто без сильного профессорско-преподавательского состава. Сегодня 64% профессорско-преподавательского состава имеют ученую степень доктор наук (17 человек) и кандидат наук (171 человек). Для того, чтобы иметь возможность преподавать курсантам, стаж практической работы должен быть не менее трех лет. На кафедрах, где формируются основные профессиональные навыки — уголовного процесса, криминалистики, расследования преступлений и других, — в 25-30% преподавателей стаж практической работы более 20 лет. Кроме того, каждый семестр хотя бы одни занятия у курсантов проводит высшее руководство МВД: министр, его заместители, начальники УВД и главных управлений МВД. В целом присутствие действующих сотрудников в учебном процессе достаточно значительное. В то же время своим богатым опытом делятся и те, кто стоял у руководства ведомством в предыдущие годы.

На кафедре управления органами внутренних дел осуществляют научно-педагогическую деятельность бывшие министры внутренних дел — кандидат военных наук, генерал-лейтенант в отставке Валентин Степанович Аголец и кандидат юридических наук, доцент, генерал-лейтенант в отставке Юрий Леонидович Сиваков. Профессором кафедры является в прошлом начальник штаба МВД, кандидат юридических наук, полковник милиции в отставке Анатолий Васильевич Бекещенко и другие профессионалы с богатым послужным списком.

Что касается практической составляющей, то академия может запрашивать и использовать в образовательном процессе все обзорные справки, проверочную информацию и другие материалы по любому уголовному делу после вступления в силу приговора.

Фактические обзоры по всем видам преступлений ежеквартально поступают в академию, а начальники кафедр, в зависимости от своей специализации, присутствуют на совещаниях, которые проводят заместители министра внутренних дел, и на коллегиях Следственного комитета.

— Исследования показали, что на слух воспринимается только от 15 до 30% информации, а вот если ее подкрепить визуальным рядом или отработкой практических навыков, эта цифра увеличивается до 60-80%. Именно поэтому мы делаем все возможное для усиления образовательного процесса, — отметил Владимир Бачила.

Так, в академии есть специальные полигоны, имитирующие реальные объекты, например, квартиру или комнату в общежитии. Они используются для того, чтобы на практике отрабатывать действия при реагировании на различные виды преступлений: от поиска наркотиков до прибытия на место совершения убийства. Причем обучение идет по двум методикам, так называемой классической и западноевропейской. В первом случае на место преступления выезжает следственно-оперативная группа, во втором случае действовать приходится в более узком составе. Игровая ситуация способствует лучшему усвоению полученных знаний и навыков, учит оперативно ориентироваться в критической ситуации.

Кроме учебной работы, сотрудники каждой из кафедр занимаются еще и исследовательской деятельностью. Так, например, только у кафедры криминалистики 10 патентов на изобретения и полезные модели. Одна из них — программный продукт для сопоставления нескольких образов конкретного человека. Могут пройти десятки лет, человек может быть в гриме, совсем с другой прической, цветом глаз и волос, но, благодаря обучению, специалист выделит те черты, которые помогут его безошибочно узнать.

На международном уровне

С 2007 года на базе академии действует Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми. 11 лет назад его открывали Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко и тогдашний генеральный директор Международной организации по миграции Брунсон МакКинли. База центра оснащена по последнему слову техники, в частности, есть система синхронного перевода и видеосопровождения, поэтому здесь проходят не только учебные занятия и конференции, но и значимые международные встречи. Так, в декабре здесь должно состояться заседание ОБСЕ.

В год на базе международного центра проходит около 30 курсов, слушателями которых становятся около 700-850 специалистов, связанных с правоохранительных сферой, четверть из них — иностранцы. Кстати, в главном зале центра выставлены флаги тех государств, чьи представители в нем побывали. Число их пополняется ежегодно.

В этом году академию ждет еще одна крупная международная встреча. 3-4 октября на базе международного центра пройдет XV заседание Исполнительного комитета Международной ассоциации полицейских академий (INTEPRA). Организация объединяет 72 вузов из 57 государств. Кстати, Владимир Бачила является вице-президентом INTEPRA. Сама же академия хорошо известна в среде милицейских и полицейских учебных заведений как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.

Чтобы осветить все аспекты деятельности Академии МВД, не хватит, кажется, и всей газеты. Но даже из того, что мы успели рассказать, вывод напрашивается только один: премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества была получена более чем заслуженно.

Дарья КОСКО

Оставить комментарий

Выбор редакции

Экономика

Градостроительный паспорт разработают с учетом возможных построек

Градостроительный паспорт разработают с учетом возможных построек

Об этом говорится в новой редакции Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержден

Общество

Учеба может быть в радость, если говорить с учеником на одном языке

Учеба может быть в радость, если говорить с учеником на одном языке

Представьте себе ситуацию: ученик сделал в диктанте 20 ошибок...

Культура

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Он уже давно потерял счет песням, которые создал. На просьбу назвать примерное количество задумывается и отвечает приблизительно: около 300.