Вы здесь

«Совместно Беларусь и Россия — это уже сила»


От Костромы до сердца Беларуси — Минска — более тысячи километров. Но для дружбы и сотрудничества, как известно, преград не существует. Беларусь всегда была надежным торговым партнером этого российского региона, а после визита в прошлом году костромской делегации во главе с губернатором области Сергеем Ситниковым связи еще более упрочнились. В Минске было подписано соглашение между администрацией Костромской области и правительством Беларуси о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве. Во время недавнего трехдневного пресс-тура в Кострому, организатором которого стало Министерство информации Беларуси, белорусские журналисты смогли убедиться, что соглашение действует не только на бумаге. Старинный город покорил своей уникальной архитектурой, природой и по-русски хлебосольными людьми. Впечатляет и производственный потенциал Костромской области. Современные модернизированные предприятия делают край краше и богаче. И в этом Беларусь играет не последнюю роль.


На Кост­ром­ском  ас­фаль­то­бе­тон­ном за­во­де  ра­бо­та­ет  бел­орус­ская техника.

Дороги — российские, техника — белорусская

За последние несколько лет российские дороги заметно похорошели. Дорожностроительная отрасль развивается стремительно и уверенно. Например, филиал «Костромской асфальтобетонный завод», который стал 20-м для предприятия «Костромаавтодор», появился всего год назад. В 2017-м на этом месте еще рос лес, а сегодня уже вовсю работает современное оборудование, которое выпускает третью часть от производимого в области асфальта. И в этом ему помогает белорусская техника.

В автопарке предприятия «Костромаавтодор» более 300 единиц специализированной и дорожной техники, из них половина — белорусская! В этом году оно закупило в нашей стране 20 единиц транспорта для строительства, реконструкции, ремонта и обслуживания региональных и межмуниципальных дорог. Это погрузчики, тягачи, тракторы «Беларус», комплекты оборудования для пескоразбрасывающей техники.

— Недавно руководство белорусского машиностроительного комплекса «Амкодор» приняло решение создать филиал на территории Костромской области, — говорит директор «Костромаавтодора» Александр ШВЕДОВ. — Кроме «желтой» — дорожной — техники у них есть еще и ряд «зеленой» — лесной. Предприятие активно продвигает и ту, и другую. В сравнении с зарубежными аналогами она значительно дешевле и хорошего качества. Так что будем плодотворно сотрудничать.

В прошлом году Костромская область отремонтировала и реконструировала в два раза больше дорог, чем в предыдущем, — более 100 километров. В этом году планируется планку поднять еще выше.

— У нас на балансе четыре тысячи километров областных дорог, — отмечает руководитель «Костромаавтодора». — По условиям эксплуатации надо в год ремонтировать хотя бы 250—300 километров, чтобы межремонтные сроки соблюдались. В 2012 году мы сделали всего 1,2 километра, а сегодня асфальтируем уже более 100 километров в год и на этом не собираемся останавливаться. Президент страны Владимир Путин подписал указы, чтобы к 2024 году 50 % региональных областных дорог были приведены к нормативным требованиям. На сегодня Костромская область имеет 14 % дорог, соответствующих «нормативке». Чтобы выйти на исполнение указа, нужно ударно поработать.

Кстати, Александр Шведов сам белорус, уроженец города Буда-Кошелево Гомельской области. Пятнадцать лет своей жизни отдал дорогам Беларуси, работал мастером асфальтного завода. А теперь вот занимается дорожным строительством в России. На встречу с земляками пришел в майке с надписью Bеlаrus и изображением победоносной команды биатлонистов. В ответ на провокационный вопрос, помнит ли он родной язык, Александр Анатольевич на хорошем белорусском процитировал строчки из «Тараса на Парнасе». Одним словом, наш человек.

С ветерком по Волге

Ох уж эта Волга-матушка — любоваться бы на нее и любоваться. А прокатиться по ней с ветерком да на катере костромского производства — это вообще высший шик. И для белорусов такую возможность предоставили благодаря руководству Костромского судомеханического завода.

— Около 80 % нашей продукции — это гособоронный заказ, — говорит генеральный директор Костромского судомеханического завода Алексей ВОРОНЦОВ. — Основной потребитель — силовые ведомства, спецслужбы, федеральная служба безопасности, пограничные войска, МВД, МЧС, Министерство обороны. Выпускаем катера всевозможной насыщенности, комплектации. Среди наших заказчиков — крупные российские компании «Транснефть», «Газпром». Готовы поставлять в Беларусь служебные, прогулочные, пассажирские, скоростные, пожарные, буксирные катера на водометной установке. Эти суда не имеют аналогов в России, а некоторые даже в мире.

У предприятия секретов от белорусских журналистов нет — Алексей Воронцов лично провел экскурсию по судостроительному заводу.

— Наша продукция востребована во многих странах мира, — говорит он. — Поставляли продукцию в Африку, юго-восточную Азию, Камбоджу, Вьетнам. Двигатели используем как ярославские — они очень надежные, — так и импортные. Заказчик сам выбирает. Но предпочтение отдается все же нашим водометным двигателям. Сейчас фарватеры рек загрязнены, а наши катера отличают маленькая осадка и очень высокая проходимость.

Пограничный катер КС-850 — новая разработка судомеханического завода. «Он полностью импортозамещенный, — рекламирует новинку руководитель. — Два водомета, ярославские двигатели — скорость развивает до 170 километров в час. В августе пойдет на испытания в силовые структуры. Может использоваться как патрульный, пограничный, разъездной, служебный катер. Это первый из серии КС-850-х катеров. Такого в России еще не было».

Костромскими скоростными катерами укомплектована вся российская граница от северо-востока до запада. При их производстве используются сверхпрочные алюминиевые сплавы. Катера получаются не дешевые, но надежные.

Пассажирский катер не менее безопасный. Внутри напоминает микроавтобус на 32 пассажирских места.

— Ему не страшны ни камни, ни пороги, — заверяет Алексей Воронцов. — Водомет полностью закрыт в корпусе катера, нет ни одной выступающей части. Это позволяет высаживаться на необорудованные причалы и подходить вплотную к берегу. На этом катере можно уходить на 500 километров вдаль, оснащен двумя топливными баками по 500 литров.

Судомеханический завод в процессе непрерывной модернизации. Руководитель с гордостью демонстрирует участок лазерной резки: «Если раньше все делали по шаблонам, то сейчас технологи рисуют карту раскроя за компьютером. Лазер режет и сталь, и алюминий. Качество реза, быстрота, технологичность высокие, идем в ногу со временем. Делаем детали разной конфигурации». На производство катера, кстати, идет около десяти тысяч деталей.

Лидер в области  судостроения.

Во всем должен быть научный подход

Костромское научно-производственное объединение нефтехимического машиностроения — уникальное предприятие во всех отношениях. Существует оно всего 15 лет, но уже пользуется хорошей репутацией даже у продвинутых японцев. Сейчас, например, тут выполняют заказ для компании «Мицубиси». Среди постоянных заказчиков — «Тольяттиазот», «Череповецкий азот», «Северсталь». Предприятие активно работает и с белорусскими предприятиями, поставляет аппараты воздушного охлаждения, теплообменники, емкости, деаэраторы и другое специфическое оборудование. С «Гродно-азотом» костромичи работают вообще со дня основания НПО. И очень гордятся тем, что завод не сделал ни одного нарекания на их продукцию.

Основные задачи предприятия — проектирование, изготовление, ремонт и модернизация аппаратов воздушного охлаждения, секций и комплектующих к ним.

— У нас применяется 3D-оборудование. Это новая техника, которая позволяет с точностью до сотых миллиметра производить операции, — говорит директор НПО нефтехимического машиностроения Александр ПАСТУХОВ.

В качестве более тесного сотрудничества в перспективе костромское научно-практическое объединение рассматривает минскую компанию «Инженерный центр «АМТинжиниринг».

— У них в основном научные мозги, конструкторы разрабатывают новые технологии и продают. Цена нас устраивает, — отмечает Александр Пастухов.

К сожалению, был неприятный опыт сотрудничества с бобруйской «Белшиной», в частности по оплате. Белорусское предприятие является градообразующим, и костромичи с пониманием отнеслись к этому инциденту, хотя и посетовали на несовершенство законов.

— Надо делать общую для наших стран нормативную правовую базу, — считает руководитель. — Должна быть взаимная ответственность. И каждый должен исполнять свои обязанности. Бремя штрафных санкций нужно перекладывать на тех, по чьей вине это случилось. А то отвечают одни, а другие этим пользуются.

Сейчас предприятие работает над созданием оборудования для сушек нового поколения.

Александр Пастухов уверен, что будущее именно в тесных российско-белорусских отношениях: «Это понимают и наши производители, и правительства. Сейчас идет жестокая борьба за рынок, мы это хорошо ощущаем. Совместно Беларусь и Россия — это уже сила. Придет время, и Украина подтянется. Мы ведь славяне. Недавно украинцы к нам приезжали, открывают представительство в Москве. Продвигать продукцию на Запад сложно из-за квот. А в России квот нет. Вот они и тянутся к нам».

Нелли ЗИГУЛЯ

Название в газете: Расстояние не помеха

Выбор редакции

Общество

Память сердца. День вывода контингента советских войск из Афганистана

Память сердца. День вывода контингента советских войск из Афганистана

На мемориальном «Острове слез» пройдет традиционный митинг-реквием и встреча однополчан-афганцев

Как женщине оставаться женщиной? Знает Елена Делендик

Как женщине оставаться женщиной? Знает Елена Делендик

Елена Делендик — создательница «Школы очарования».

Общество

Игорь Задорожный: Мечтали, что у нас будет двое детей

Игорь Задорожный: Мечтали, что у нас будет двое детей

А теперь трое сыновей спрашивают, когда у них появится сестренка.