Вы здесь

Как семья пчеловодов сделала увлечение местной достопримечательностью


Увидеть Михаила Радюка за работой — словно понаблюдать за отважным дрессировщиком. Нет, никаких крупных животных. Наоборот, подопечные мужчины размером всего лишь с ноготь. Но признайтесь, мало кто, кроме опытного пчеловода, осмелится засунуть руки в пчелиный домик.


Опытный пчеловод рассказывает о каждой семье на пасеке как о хороших знакомых.

Если загудела «Пчелка»

Откуда появилось такое увлечение, Михаил и сам точно не может сказать. Никто из родственников пчеловодством не занимался. По комсомольской путевке деревенский парень поехал строить Байкал-Амурскую магистраль, а после того как развалился Советский союз, вернулся на родину. Наверное, тогда пришла мысль о собственной пасеке, которая стала делом жизни.

Если что-то нравится, то делаешь это с душой и хочешь поделиться с другими. Михаил присоединил к пчеловодному делу сыновей, жену, а потом праздник на Медовый спас стал брендом места, где живет прилежный пчеловод. Ежегодно в Прудниках — деревушке Докшицкого района Витебской области — собираются пчеловоды и любители природного лакомства. Устраиваются концерт, игры и конкурсы, угощение медовыми сладостями. Благодаря хорошему примеру сейчас и на других подворьях района гудят пчелиные рои...

Ольга Радюк-Сидина работает директором Прудницкого сельского Дома культуры. Женщина шутит, что они с мужем «нанимают» друг друга. На пасеке она «на полставки» помогает мужу, а в различных конкурсах и праздниках Михаил поддерживает односельчан игрой на гармошке.

— За каждым клубом должен быть закреплен бренд — какое-то мероприятие, чтобы продвигать местность. Мы с мужем начали искать, чем же таким особенным наши Прудники выделяются. Думали-думали, пока наш руководитель из района не удивилась: «Так у вас же уже медовый праздник существует!» — вспоминает Ольга.

Так Дом культуры стал еще и базой для сбора клуба пчеловодов и любителей меда «Золотая пчелка». Участники признаются, что некоторые из них приходили в ДК еще до создания «Пчелки» — петь в музыкальном коллективе. Песни никуда не исчезли, а вот тематическая направленность у клуба появилась, как и папка, куда директор добавляет грамоты и награды коллектива.

Среди участников «Золотой пчелки» есть взрослые пчеловоды, потомки пчеловодческих династий, и молодые помощники, которые пока только присматриваются к ремеслу.

Участники клуба собираются дважды в неделю на полтора-два часа. Летом, когда для медосбора наступает «горячая пора», встреча может тянуться за полночь, так как нужно быстро упорядочить сладкий продукт.

— Еще мои родители — что мама, что папа — занимались пчелами. В школе наступали каникулы, и мы маленькие за восемь километров шли к бабке в Глинное. Привычных «домиков»-ульев тогда не было, рой жил в колодах — «коренниках», как их здесь называли. Теперь уже нет ни бабушки, ни деревни, где она жила, а хозяева держатся за традицию, ставят в своих дворах хоть с пяток ульев, — говорит участница клуба Галина Юльяновна Павлович.

Коллектив условно можно разделить на две части: взрослую и детскую. Если новенького всерьез заинтересует «сладкое дело», он начинает учиться на примере старших. Зимой нахватается теории в книгах, а летом вместе с Михаилом Ивановичем проходит «практику» среди ульев. Недавно был случай, когда парень так загорелся ремеслом, что сумел присоединить к увлечению еще и отца, так что теперь семья Анищик «пасет» на цветочных лугах свои семь пчелиных семей.

Один хозяин на 180 семей

На самом деле работа пчеловода нелегкая. Многие начинают, но годами держать ульи остаются только те, кто сильно «заболел» этим делом.

Михаил работает с пчелами двадцать седьмой сезон. В начале пытался привыкнуть к работе в подсобном хозяйстве, но не понравилось отношение к работникам. Перешел в агросервис. То же самое. В конце концов мужчина решил оставаться только любителем и жить со «своей» пасеки. Тем временем в Прудницком лесничестве случилось несчастье — за зиму погиб целый пчельник. Директор лесхоза попросил помощи у сведущего пчеловода. Михаил согласился возобновить дело и за год сработался с лесниками. Говорит, подкупило отношение как работников, так и начальства. Зимой организация обеспечивает древесиной, чтобы можно было мастерить рамки и домики. Лесники, когда видят, что работы слишком много, предлагают помощь.

Сейчас на пасеке рядом с лесничеством 85 постоянных «зимних» пчелиных домиков. Еще около 60 семей находятся в лагерях — это такие переносные ульи, чтобы пчелы могли собирать нектар рядом с цветущим полем. А всего под присмотром прудницкого пчеловода находится 180 семей.

«Чувствуете, какой запах?» — спрашивает Ольга.

Воздух на пасеке действительно пьянит летними ароматами цветов, сосны и меда. Михаил тем временем надевает специальный костюм, разжигает дымарь и подходит к первому дому.

— Удаляем мед сейчас из-за того, что в соты попал рапс (материал готовился во время цветения этого растения. — Авт.), — объясняет пасечник. — Рапсовый мед считается самым лучшим по количеству глюкозы, ее там около 60 процентов. В Европе его очень высоко ценят, но у нас он не пользуется популярностью, так как по цвету белесый и имеет специфический аромат. Кроме того, чрезвычайно быстро кристаллизуется. Для пчелиной семьи эта особенность опасна, так как, если такой продукт оставить на зиму, насекомые не смогут им питаться. Поэтому выбираем рапсовый мед независимо от количества — пусть бы и полкилограмма.

Пчеловод снимает с улья крышу, окуривает короб внутри дымом. Даже в защитном костюме стоять рядом со встревоженным роем неуютно. Однако Михаил спокойно достает рамки незащищенными руками, а особенно упорных насекомых осторожно отталкивает пальцами. Одновременно пчеловод осматривает соты, рамки и рассказывает про своих любимцев. Обращает внимание, успели ли насекомые отроиться, прикидывает, какие шансы в семье хорошо подготовиться к зиме, и даже насколько они «дружно» живут. Такое ощущение, что речь идет о соседях, мол, это семья у нас молодая, но сильная, и с благосостоянием у нее все в порядке.

Семья Радюк-Сидиных показывает, как удаляют мед из сотов.

— Есть такая порода пчел — Бакфаст. Они вообще на пчеловода не реагируют, занимаются своими делами. У меня отчасти в ульях живут «карпатки», также хорошие пчелки, беззлобные. В этой конкретной семье всего около 10-15 тысяч пчел. А если улей старый, то там может быть и до 45 тысяч жителей. Это сейчас я с ними нашел общий язык, а в первое время были неудачи. Помню, как специально приходил смотреть и слушать, как пчелы жужжат около летка. Да и сейчас люблю прилечь рядом с ульями.

В ремесле нет случайных людей

Чтобы добыть из сот мед, их нужно сначала распечатать. Ольга счесывает «крышки» и одновременно рассказывает о себе:

— С самого начала знала, что выхожу замуж за пчеловода. Миша приобщил к делу сыновей, а я пчел боялась. Мужу пришлось быть терпеливым и изобретательным. Приучал постепенно: «Оля, вот тут поддержи, Оля, вот здесь помоги...» А как втянулась в работу, то даже нравится сейчас.

В прошлом году, как говорят пчеловоды, год был неудачный на медосбор. В лесничество Михаил сдал 758 килограммов продукта. В благоприятную погоду урожай у пчеловода может «запрыгнуть» за тонну.

Пока ждем, когда лакомство натечет в посуду, Михаил рассказывает о некоторых застарелых мифах из пчеловодного дела и приоткрывает секрет, как выбрать «правильный» мед и не напороться на мошенника.

— В Беларуси, считай, нет постоянного рынка сбыта. Пчеловоды реализуют продукцию кто как может. Это сложно и неудобно, но в то же время выбраковывает из ремесла всех поверхностных людей. Так что если говорить навскидку, процентов 80 продавцов предлагают качественный мед, ведь влюблены в дело. Хотите знать, что получили на стол, — посмотрите на пасеку продавца. Если домики ухоженные, значит, и человек относится честно к занятию. А если вместо ульев одни гнилушки — то хозяину интересны не пчелы, а деньги. Отличить некачественный мед «на глаз» трудно даже опытному пчеловоду, здесь поможет только лабораторный анализ.

Ароматное лакомство на столе.

Кстати, пчеловоды в прошлые времена могли быть первыми удачными предсказатель погоды. На смену атмосферного давления обычно кроткие пчелы становятся агрессивными, так что лучше не прохаживаться рядом с ульями перед дождем.

В стеклянной посуде свежий мед напоминает драгоценный янтарь. Это урожай с майского цветения яблоневых и вишневых садов. А всего в лакомстве более десятка различных сортов: кипрейный, одуванчиковый, крушинный, малиновый, из белого клевера... Осенью в ульях появляется даже вересковый мед. Конечно, пчеле не прикажешь, на какой цветок ей теперь садится. Она выбирает растения, где много густого нектара, так что, даже если поставить улей рядом с полем, все равно в результате получится смесь с одним основным медоносом.

Впрочем, главное, чтобы тебе нравилось выбранное занятие, а липовый мед на столе или греческий — уже дело вкуса.

Рогнеда ЮРГЕЛЬ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.