26 сентября, среда

Вы здесь

Как молодому учителю не сгореть на работе и не бежать из школы?


15 августа в учреждения образования придут несколько тысяч молодых специалистов — выпускников педагогических специальностей университетов и колледжей. Как правило, перед каждым молодым педагогом встает множество вопросов. С чего начать? Что сказать ученикам при первой встрече, когда останешься один на один с несколько десятками пар пытливых глаз? Как выстроить взаимоотношения с детским коллективом и сделать родителей учеников своими союзниками? Как привыкнуть к новой своей роли?

Можно закончить с "красным дипломом" университет, получить степень магистра, но это вовсе не гарантия того, что если ты придешь в детскую аудиторию, все пойдет как по маслу. Детский коллектив — стихия, которой нужно научиться управлять. В этом убедилась учительница русского языка и литературы столичной гимназии № 38 Анастасия Гончарова, которая четыре года назад также впервые переступила порог школьного класса как самостоятельный педагог. О своем периоде адаптации в учительской среде Анастасия откровенно рассказала во время педагогической мастерской #СчастьеУчить. Как она сама заметила, захотела поделиться тем, чему не учат в вузах. На самом деле, ну зачем другим наступать на те же самые грабли?


Сопоставьте возможности с ожиданиями

Организаторы мастерской признаются: сильно удивились, когда увидели, что на мероприятие для молодых учителей с минимальным или вообще нулевым опытом работы зарегистрировалось много опытных педагогов, чей профессиональный стаж колебался от 7 до 25 лет. Удивились и растерялись... Что делать, чтобы было интересно и, главное, полезно всем? Поэтому трансформировали встречу в интерактивный формат, чтобы молодые учителя смогли найти ответы на важные вопросы, которые их волнуют, а взрослые педагоги — поделиться частичкой ценного опыта, вспомнив те времена, когда они сами только начинали свой профессиональный путь.

Интересно, а чего они когда-то боялись? И сильно ли отличаются их страхи от страхов молодых? Первые признаются, что боялись оказаться с детьми на разных волнах, что ученики не будут воспринимать их всерьез, боялись неадекватных руководителей и негативного отношения к ним старших коллег.

Молодые всерьез опасаются давления на них со стороны родителей учеников, боятся потерять авторитет, перейти границу "учитель — друг", не найти подход к "особым детям", заставить учеников думать шаблонно, сломать их, вложить в них свои мысли, не достигнуть образовательной цели, не найти поддержки и понимания со стороны коллег, опасаются оказаться неквалифицированными, а также завышенных требований со стороны администрации.

— В университете закладывается фундамент, но строить дом на этом фундаменте приходится уже самостоятельно, — предупреждает Анастасия. — Первый важный этап — собеседование с руководителем учреждения образования. Поверьте, что внешний вид имеет значение, потому подумайте, какое впечатление вы хотели бы оставить. Во время беседы не только вам будут задавать вопросы, но и вы также должны их задавать. Например, какая будет ваша учебная нагрузка, так как от нее напрямую зависит зарплата. Для молодых специалистов, которые были распределены, обязаны выделить не менее 20 часов в неделю. Корректно уточните, какой заработок этому соответствует, чтобы не испытать легкий шок от первой зарплаты. Спросите, в каких классах вы будете преподавать, будет ли у вас классное руководство? Обязательно поинтересуйтесь, какие надежды возлагает на вас руководитель, что он от вас ждет, кроме проведения уроков? Может быть, он хочет, чтобы вы организовали театральный кружок, а, может быть, хотел бы, чтобы вы готовили детей к олимпиаде? Так вы сможете сопоставить свои возможности с ожиданиями руководства...

Если вас осчастливили классным руководством, еще до 1 сентября пообщайтесь с предыдущим классным руководителем, который поможет заочно познакомиться с вашим будущим классом, расскажет о детях и их семьях.

План — ваша "шпаргалка" на каждый урок

Отдельная тема — нормативно-правовая документация и заполнение бумаг. Согласно постановлению Министерства образования, список документации, которую должны заполнять учителя, ограничен четырьмя пунктами: классным журналом, календарно-тематическим планированием, поурочным планированием и дневниками учащихся.

Учитель, который выполняет еще и функции классного руководителя, кроме заполнения классного журнала и отслеживания дневников учащихся, должен иметь планирование своей работы на полугодие, поддерживать в актуальном состоянии в течение года социально-педагогическую характеристику класса (корректировать ее по мере необходимости) и заполнять личные карточки учащихся.

— Календарно-тематическое планирование можно найти на портале Национального института образования. Его можно адаптировать под себя, но желательно в первые два-три года этого не делать, потому что молодой педагог вряд ли понимает, по каким темам можно сократить количество часов, а где, наоборот, часов не хватает. Поэтому лучше доверьтесь Национальному институту образования и используете их планирование, — советует учительница. — А вот что касается плана-конспекта урока, то он у вас обязательно должен быть или в рукописном, или в распечатанном варианте. Заявить, что мой план урока находится на домашнем компьютере, вы не сможете...

Если мы выставляем ученику оценку в журнал, обязательно нужно выставить ее и в дневник, так как случается, что родители приходят и говорят: "У моего ребенка за четверть "пятерка", а я не видела в его дневнике ни одной оценки за несколько месяцев... "Вовсе не лишним будет и ознакомление с нормативно-правовыми документами: их знание поможет защитить вас в спорах как с родителями, так и с администрацией, поможет аргументировать свою позицию.

Американский педагог Адам Дрейер классифицировал самые типичные ошибки учителей-новичков. И первая из них — недостаточная подготовка. Как уже говорилось выше, у педагога обязательно должен быть план-конспект урока. Каждый его элемент нужно продумывать, причем материала, изложенные в учебнике, учителю недостаточно. "Я сама сталкивалась с тем, что учащиеся начинают нас проверять на прочность, пытаются "прозондировать" наш кругозор, насколько хорошо учитель владеет той или иной темой", — улыбается Анастасия.

Скучным урок может получиться по двум причинам: первая — скучный материал и вторая — скучные методы работы. Когда дети приходят на урок, читают параграф, отвечают на вопросы после него, выполняют задания и уходят, естественно, что это никому не интересно".

Фото Сергея НИКОНОВИЧА.

Стучите, и вам откроют!

Еще одна ошибка — многословие педагога. Молодые учителя нередко получают такое наслаждение от своей новой роли, что могут говорить все 45 минут без передышки. При переходе от старой модели педагогики к новой активная роль передается ученикам. А учитель должен их направлять, вдохновлять и поддерживать. Серьезный пробел в работе — отсутствие рефлексии. Без обратной связи невозможно понять, насколько были интересны методы и приемы, которыми вы пользовались на уроке? Достигли ли вы своей цели?

Сильно мешает учителю состояться и его необщительность. "Я целый год не выходила из своего кабинета, ни с кем не общалась, и мои коллеги подумали, что со мной что-то не так, ведь странно, если молодой учитель ни о чем не спрашивает. Неужели он все знает? На самом деле у меня было множество вопросов, но я, магистр педагогических наук, боялась показаться некомпетентным, поэтому сидела и портила классный журнал. Вместо того, чтобы спросить и решить проблему за три минуты, часами читала инструкцию по заполнению журнала и все равно допускала ошибки, — смеется Анастасия. — С коллегами надо обязательно поддерживать отношения: если ты будешь открыт к людям, то все начнет у тебя получаться. Самое главное — не забывайте, что двери не откроются, пока вы в них не постучите..."

Расставляйте приоритеты

— Одна из самых распространенных ошибок — работа по ночам. "В этом я большой специалист, — констатирует учительница. — Дефицит времени ты пытаешься компенсировать, но быстро убеждаешься, что эффект от такой работы нулевой. Ночью надо спать, а вот день нужно планировать досконально. В этом поможет тайм-менеджмент — искусство управлять своим временем. Перед педагогом стоит очень много задач, и с каждым днем ​​их становится все больше. на переменах постоянно забегают коллеги, представители администрации, что-то просят сделать... Не хватайтесь сразу за все задачи, которые будут на вас сыпаться (вы никогда со всеми не справитесь)... Оцените степень их срочности. Можно вечером записать список всех задач, чтобы четко понимать, с какими объемами работы придется справляться завтра. Далее нужно расставить приоритеты: в первую очередь выполнять задачи с пометкой "дедлайн", далее можно сконцентрироваться на стратегических задачах, которые могут продвинуть нас в профессиональном развитии. Например, я хочу прочитать статью о перевернутом обучении — это моя стратегическая задача. Не переживайте, что вам не удастся сделать все. Работа учителя выделяется тем, что сделать всю работу просто невозможно...

Согласно американским исследованиям, для эффективной работы нужно вообще убрать телефон со стола. Если он лежит рядом, даже отключенный, мы все равно тратим свою энергию на то, чтобы на него не смотреть, даже если и не признаемся себе в этом. Поэтому, чтобы мозг спокойно работал над какой-то задачей, телефона в поле зрения не должно быть!

Учителю очень много звонят. Обязательно указывайте в ежедневнике результаты вашей беседы. Поверьте, что через два часа, вы не будете помнить и половины из того, о чем вам говорили родители ученика... А если вы сами звоните, обязательно напишите цель звонка, чтобы разговор на самом деле был направлен ​​на решение конкретного вопроса.

Определите "правила игры"

Анастасия подчеркивает: время для общения с родителями нужно установить еще при первой встрече. Они должны понимать, что учитель тоже имеете право на отдых и у него должна быть собственная территория. Иначе вам будут звонить и в 11 часов вечера... Можно, конечно, предложить альтернативный способ, например, создать группу класса в вайбере, но, честно говоря, это не очень удачный выход, ведь в таком случае вы будете находиться в круглосуточном доступе...

Нужно сразу определить стиль общения с учащимися. Каким педагогом вы хотите быть: авторитарным или либеральным? Какая роль для вас наиболее комфортна? Самое лучшее — определить вместе с учениками общие правила существования: что можно и что нельзя делать на уроке? Например, может ли находиться на столе мобильный телефон? А если может, то для каких целей? Правила, которые принимаются совместно, дети выполняют с гораздо большей охотой, чем навязанные им сверху, и даже сами отслеживают их соблюдение. Важно установить между учителем и учениками правильную дистанцию. Например, пропишите, что учителя нельзя приглашать на свидание ... Для молодых педагогов, у которых совсем небольшая разница в возрасте со старшеклассниками, это может быть актуальным.

"Однажды ученик позвал меня на свидание, — признается Анастасия. — Конечно, я перевела все в шутку, но для себя отметила, что всегда надо быть начеку. Учитель для учеников — это модель для подражания. Дети оценивают, что и как мы говорим, в чем приходим в школу. Никто не говорит о дорогих нарядах, но нужно быть интересным ученикам во всем, в том числе обращать внимание и на свой внешний вид. Когда мы с уважением относимся к детям, то эта модель поведения хорошо перенимается учениками. К глаголам "пойди", "принеси", "сделай" как минимум нужно добавлять слово "пожалуйста"... Сказать им просто "надо" будет недостаточно, необходимо их заинтересовать или переубедить... И обязательно хвалите учеников! "

Конфликты с родителями случаются у всех без исключения учителей, не только у молодых. А способность их решать, находить общий язык, приходит только с опытом работы. Всегда есть родители, которые легко идут на контакт, доверяют, поддерживают и готовы помочь, если ты о чем-то попросишь. На них и следует опираться в первую очередь. Совместный отдых учеников, учителя и родителей будет очень полезен. Во время таких мероприятий настраиваются связи, устанавливаются контакты, педагог и родители начинают лучше понимать и слышать друг друга.

Анастасия уверена, что к школе нельзя относиться просто как к месту работы. От отношений с детьми и коллегами нужно получать удовольствие. "Радуйтесь успехам, но помните, что прожить без ошибок и неудач невозможно, — говорит она. — Сохраняйте чувство юмора, будьте сами собой. И ни в коем случае не присоединяйтесь к коллегам, которые очень много жалуются: это "заразно" не меньше, чем вирус гриппа. Лучше ищите то, что вас может вдохновить, свой маяк в профессии. Для меня настоящим источником вдохновения стало интерактивное, перевернутое обучение. На самом деле учить детей — это счастье. И за молодыми учителями — будущее..."

Будь в курсе!

Педагогические мастерские — бесплатные мероприятия для учителей. Посетить их могут все желающие. Узнать тему очередной мастерской можно в "Фейсбуке" в группе "Сообщество учителей Беларуси».

Надежда НИКОЛАЕВА

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Как в Беларуси обезвреживают боеприпасы

Как в Беларуси обезвреживают боеприпасы

Бывший Белорусский военный округ считался одним из самых мощных в СССР.  

Общество

Откровенный разговор с известным педагогом о родительских страхах

Откровенный разговор с известным педагогом о родительских страхах

«Если у вас открылся рот, чтобы накричать на ребенка, остановитесь хоть на секунду...»  

Общество

Чего мы ждем от ЕАЭС?

Чего мы ждем от ЕАЭС?

В течение шести лет ЕАБР финансировал мониторинговые исследования.

Экономика

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Мнениями о грядущих переменах обменялись эксперты во время видеомоста Москва—Минск.