Вы здесь

Детские хирурги планируют помогать детям еще до их рождения


За семь месяцев текущего года в РНПЦ детской хирургии поступили 10 пациентов с ожогами пищевода и 130 малышей с инородными предметами в организме. В 2017 году таких пациентов было 18 и 326 соответственно.


Как рассказал директор центра, главный внештатный детский кардиохирург Минздрава Константин Дроздовский, количество детей, которые страдают от ожогов пищевода, несмотря на все предупреждения и профилактическую работу, не уменьшается последние 5—10 лет. Причем в 95 процентах случаев вина за эти происшествия ложится на родителей. Случай в Горках, где годовалый ребенок получил химические ожоги полости рта и пищевода, абсолютно типичен. Именно взрослые перелили жидкость для очищения канализационных труб с наличием кислоты в пластиковую бутылку из-под газированного напитка. Если родители используют для хранения агрессивных жидкостей обычную тару, причем не очень заботятся о том, чтобы у ребенка не было к ней доступа, это, как правило, заканчивается трагически.

— Приблизительно 80 процентов детей, которые поступают к нам, — от года до 2,5 лет, — рассказывает заведующий отделением экстренной хирургии РНПЦ детской хирургии Игорь Севковский. — Это именно тот возраст, когда ребенок постигает мир, пробует вещи на вкус и тянет в рот все, что ему попадается...

А вот число детей, проглотивших инородные предметы, в этом году уменьшилось примерно на 20—30 процентов. После появления в обороте монет именно этот предмет чаще всего вынуждены были доставать из детских организмов хирурги. Вот и в этом году было 78 таких случаев. А в 18 случаях хирургам пришлось спасать детей, которые проглотили батарейки. К счастью, обошлось без трагических исходов. Также дети глотали мелкие детали игрушек, запонки, серьги... Все инородные предметы, которые не могли выйти естественным путем, удалялись с помощью эндоскопической техники.

Отдельно Константин Дроздовский остановился на достижениях детской хирургии. С конца 2017 года было проведено уже около 20 операций по лечению нарушений ритма сердца у детей в возрасте 5-6 лет. Ранее пациенты с такой патологией оперировались только в возрасте 15-17 лет, а до этого их поддерживали медикаментозной терапией.

«В прошлом году поступило специальное оборудование и мы начали делать первые операции у детей с пяти лет. Это значит, что они не будут 10 лет ждать, принимая серьезные препараты, а уже в дошкольном возрасте получат необходимую помощь. Такие дети смогут жить полноценной жизнью, учиться, заниматься спортом, танцевать... В год требуется от 80 до 100 таких операций. Сейчас мы каждую неделю выполняем их как минимум две-три, а то и четыре. Это один из серьезных прорывных моментов в нашей работе!».

Также белорусские детские хирурги первыми на постсоветском пространстве получили новейший бронхоскопический комплекс, позволяющий делать бронхоскопию детям с весом тела от одного килограмма. Со стремительным развитием репродуктивных технологий в стране все чаще стали рождаться дети с небольшой массой тела и проблемами врожденного характера. Новейший бронхоскоп имеет диаметр всего 1,8 миллиметра и позволяет диагностировать и лечить патологии трахеи и бронхов у детей, которые весят всего килограмм!

А несколько месяцев назад белорусские детские кардиохирурги впервые в стране совершили операцию по замене клапана легочной артерии черезкожным доступом через просвет сосуда. Первым пациентом, которому провели такое вмешательство, стал 12-летний мальчик со сложным врожденным пороком сердца.

— Дети с такой патологией до 10-12 лет переносят уже по три-четыре сложных операции. Они сопровождаются разрезом грудной клетки, остановкой сердца пациента и его подключением к аппарату искусственного кровообращения. Операция сложная технически, достаточно травматическая и сопряжена с высоким риском для пациента. Дети растут, и протезы нужно регулярно заменять. А сейчас мы смогли доставить клапан в легочную артерию эндоваскулярным способом, — пояснил Константин Дроздовский.

Еще один очень перспективный научный проект специалисты РНПЦ детской хирургии собираются реализовывать вместе с РНПЦ «Мать и дитя» (сейчас он проходит согласование и экспертизу). Его цель — помочь детям с врожденной грыжей диафрагмы еще до их рождения (в период беременности матери). Это очень тяжелая патология, и более 50 процентов таких детей погибают после рождения.

Всего в РНПЦ детской хирургии выполняется за год около пяти тысяч операций, из них 1100—1200 делаются на сердце.

— Объемы экспорта белорусских медицинских услуг в детской хирургии составляют 120—140 тысяч долларов в год. География экспорта — ближнее зарубежье: Россия, Украина, есть пациенты из Молдовы и Казахстана, — рассказал Константин Дроздовский. — Несколько месяцев назад команда из трех человек участвовала в выставке в Узбекистане. Белорусские специалисты организовали в рамках форума скрининг врожденных пороков сердца. На консультацию активно приходили дети с родителями, и, как следствие, — первый пациент из Узбекистана уже прооперирован в РНПЦ детской хирургии.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.