Вы здесь

Кому по силам возглавить «династию»?


Летом тысячи детей весело проводят время в лагерях отдыха. Однако за беззаботными, на первый взгляд, играми и развлечениями скрывается на самом деле кропотливая работа. Каким образом она организована? Ответ на этот вопрос корреспонденты «Чырвонки. Чырвонай змены» искали в педагогическом отряде «Ветразь», в котором сегодня открывается четвертая, последняя, смена.


— У нас сейчас находятся 240 детей в возрасте от 6 до 16 лет, — говорит старший педагог детского оздоровительного лагеря «Политехник» Владимир Самуленков. — Они разделены на 9 отрядов. Для третьей смены мы выбрали названия известных исторических династий — Бурбоны, Тюдоры, Мин... Отряды скомплектованы так, чтобы в них входили дети примерно одного возраста плюс-минус год. Все вожатые — это либо студенты, либо нынешние выпускники. Средний возраст — 22—23 года. В наших рядах есть даже первокурсники. Как правило, они сами неоднократно приезжали в лагерь школьниками и поэтому хорошо знают его жизнь «изнутри».

В этом году войти в «Ветразь» захотели более 280 человек. Хотя отряд организован на базе БГПУ, но потенциальные кандидаты приходят из разных высших учебных заведений и даже колледжей. Этот год для отряда примечателен: он впервые работает на базе сразу двух лагерей — «Политехника» и «Спутника». В последнем до сих пор «Ветразь» работал аж восемнадцать лет.

Все будущие вожатые проходят через специализированное обучение. Начинается оно задолго до лета — в декабре — январе, и включает в себя пять этапов. Первый из них — это разговор. Преимущество на нем отдается открытой, мотивированной, искренней молодежи. Помогает в отборе квалифицированный психолог.

После беседы кандидаты в вожатые делятся на микрогруппы, за ними закрепляются кураторы, которые дают задания на выход из зоны комфорта, проверку профессиональной пригодности, психологическую совместимость. Такая работа длится около трех недель. Те, кто на этом этапе не отсеялся, переходят к очному обучению. Оно во многом похоже на классические университетские занятия, но основной упор сделан на семинары и тренинги. Затем идет практика. Многие мероприятия, которые проходят в рамках лагеря, распределяются между учащимися и «проигрываются». Ведь если будет пробел в знаниях, то придется экстренно исправлять ситуацию уже на месте, а контакт «вожатый — дети» рискует быть нарушен. И «вишенка на торте» — выездное обучение непосредственно в лагере. За три дня будущие вожатые моделируют все возможные ситуации — заезд, расселение, контакты с родителями, вечерние «свечки»-сборы, где члены отряда обсуждают друг друга. Из 280 человек, которые начинали учебу, обучение успешно закончили только 200.

Екатерина Макарова работает вожатой в отряде «Ветразь» уже второй год, она закончила второй курс БГПУ. Учится девушка на факультете дошкольного образования. Под ее руководством — династия «Бурбоны».

— Мои воспитанники — дети в возрасте 13—14 лет. Тот самый переходный возраст — гиперактивность и непослушание, через которые проходили все мы, — смеется Екатерина. — Самое сложное — сказать подросткам, что уже 22:30 и настало время отбоя после дискотеки. А утром все хотят больше поспать. Первое время еще есть «жаворонки», которые встают в 6 часов и даже раньше, но после они подстраиваются под других.

День у вожатого сложный. Он начинается в 7 утра, а заканчивается... Скажем так, точной временной границы вечером нет. Подъем у детей — в 7.40. Вместе с ними вожатые идут на зарядку, завтрак. До обеда — игры на свежем воздухе: волейбол, пионербол, футбол, баскетбол... А еще идет подготовка к самым разнообразным мероприятиям. Например, в лагере прошла «Ночь музеев». Каждая «династия» представляла несколько экспозиций, которые в определенный момент оживали. Во время «Легенды музыки» дети выступали на балконах и пели легендарные композиции Queen, Led Zeppelin, Beatles... По художественной книге снимаем двухминутный буктрейлер. А еще прошел День Гарри Поттера, когда по лагерю бегали 240 маленьких магов. Была и «Минута славы», где каждый мог показать свои способности.

Первые три дня, как правило, дети привыкают друг к другу. Им немного сложно свыкнуться и с режимом дня, так как обычно они не проводят столько времени на свежем воздухе. Мобильные телефоны выдаются только на «тихом часу», так как активный отдых не должен превращаться в «сидение в смартфоне» под деревьями.

А вот родители с помощью гаджетов могут следить за тем, как их дети чувствуют себя в лагере. Фото из многочисленных торжеств оперативно выкладываются в социальных сетях.

Интересуюсь у Екатерины Макаровой, что же ее вдохновило на такую ​​интересную, но довольно сложную работу.

— Дети — это закрытая книга, которую хочется раскрыть и оставить в ней хороший след. Дети же помнят своего первого учителя, воспитательницу в детском саду... Быть для кого-то примером — это честь для меня.

А насколько сложно самим вожатым работать вчетвером?

— Среди нас идет разделение полномочий. Обязанностей очень много: убрать в столовой, накрыть стол, отвести детей на процедуры, на соревнования по футболу, мастер-классы, придумать программу мероприятий... К тому же мы отказались от идеи предлагать мероприятия детям «сверху», а придумываем их вместе. У нас нет понятия «кружковая работа», мы перешли на формат мастер-классов. Самое популярное направление — танцы. Пользуется спросом и хэнд-мэйд, начиная от выбора чехлов на телефоны и заканчивая аппликациями в 3D. Те, кто умеет петь, готовятся к конкурсу по формату, похожему на «Евровидение». Много подростков задействованы на силовой аэробике. Одним словом, занятие по душе мы найдем каждому.

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции