22 сентября, суббота

Вы здесь

Какие требования предъявляются к новым учебникам?


В следующем учебном году в белорусских школах будут использоваться 44 новых учебных пособия. Большинство них попадут к ученикам третьих и седьмых классов, поскольку вот уже несколько лет в учреждениях образования поэтапно внедряются новые учебные программы: первыми на обновленное содержание обучения перешли в 2015/2016 учебном году первые и пятые классы, на следующий год — вторые и шестые, далее — третьи и седьмые, а теперь пришел черед четвертого и восьмого классов. Также появятся новые учебные пособия по иностранным языкам для учащихся третьего, шестого, девятого и десятого классов, пособия по математике, информатике и трудовому обучению для шестого класса.

 


Навигатор в море знаний

Белорусскому контенту в новых учебниках уделяется особое внимание, об этом рассказала на встрече с журналистами директор Национального института образования Валентина Гинчук.

— Особенностью новых учебных пособий является в том числе их национально-ориентированное содержание, — подчеркнула она. — Это значит, что в текстах используется информация о достопримечательностях Беларуси, ее экономических и спортивных достижениях. Мы считаем это принципиально важным для реализации воспитательного потенциала учебных предметов.

Также новые учебники и учебные пособия включают больше практико-ориентированных заданий. Учебный материал в них оптимизирован с точки зрения доступности для учащихся с учетом возрастных особенностей школьников, времени, выделяемого для изучения того или иного предмета, в учебных программах реализованы межпредметные связи, уменьшен объем теоретического материала, изучаемого на второй ступени школы. К тому же в новых учебниках используется разная форма подачи информации. Современному человеку приходится работать не только с цельными текстами, но и с графиками, таблицами, диаграммами... Все это необходимо уметь «читать», поэтому в учебниках используются различные формы подачи информации...

В основу создания новых учебников по иностранным языкам положен коммуникативный подход. Ставится конкретная цель — каждый выпускник должен владеть разговорным иностранным языком и свободно общаться с носителями других языков хотя бы на бытовом уровне.

При разработке учебных пособий активно задействуют информационные технологии. Главное ноу-хау — активное использование QR-кодов и дополненной реальности. Кстати, все электронные версии учебников, используемых в образовательном процессе, можно найти на Национальном образовательном портале. Они доступны для бесплатного скачивания, а их PDF-версии дополнены гиперссылками, которые позволяют переходить на другие компоненты учебно-методических комплексов: хрестоматии, атласы, сборники задач и упражнений, электронные образовательные ресурсы... Учебник сегодня уже не рассматривается как единственный источник информации, а выполняет, скорее, навигационную функцию и направляет школьника к дополнительным источникам информации.

К новому учебному году будут подготовлены также электронные приложения по информатике для 6, 7 и 8 классов: они более интерактивные, чем PDF-версия школьных учебников.

Виктория КАЛИСТРАТОВА: «Во всех новых учебниках содержится много практико-ориентированных задач».

«Минск-Арена» на уроках геометрии

Издательство «Народная асвета», в частности, выпустило 11 новых наименований учебных пособий: информатику для шестого класса, физику, геометрию, химию, алгебру, информатику — для восьмого.

— Отдельно останавливаюсь на учебнике по физике для 8 класса. Это учебник дополненной реальности, который позволяет учащимся посмотреть видеосъемку лабораторных и практических занятий, — объясняет директор издательства Виктория КАЛИСТРАТОВА. — Каждый ученик может «оживить» картинку с помощью своего смартфона... Учебник по физике для 8 класса — второй, который вышел в мягком интегральным переплете. Первым был прошлогодний учебник по физике для 7 класса: он на национальном конкурсе «Искусство книги» решением жюри был признан «Учебником нового века».

Вообще во всех новых учебниках содержится много практико-ориентированных задач, которые каждому придется решать в жизни. Например, как рассчитать, сколько нужно приобрести ламината для конкретной комнаты и как его положить? Или еще одна задачка из реальной геометрии: если идет речь о построении кривых, то берется карта Беларуси и предлагается проложить авиамаршурт, допустим, из Минска в Гомель. Или, например, задачи по окружности решаются на примере спортивно-развлекательного комплекса «Минск-Арена». Главное — белорусский контекст.

Новые учебники получат также и дети с нарушением зрения. Учебники шрифтом Брайля выйдут тиражом более тысячи экземпляров. Всего будет выпущено 36 томов шести наименований учебников. Они полностью повторяют соответствующие издания для общеобразовательной школы. Но если обычный учебник по истории помещается под одной обложкой, то аналогичный учебник, выполненный шрифтом Брайля, занимает шесть томов. Зато здесь есть и карты, выполненные на полистироле точечным методом, которые дети тоже могут «считывать» пальцами. Даже графический рисунок на обложке повторяет обычный учебник, и дети могут на ощупь узнать, как выглядел замок в Средние века. Новый тираж выделяется также и переплетом, который оформлен в определенном цвете в зависимости от учебного предмета: розовый и красный — история Средних веков и история Беларуси, синий — география, зеленый — биология. Это позволит детям со слабым зрением легче ориентироваться в выборе нужного учебника на книжной полке. Кроме того, издательство готовит к выпуску книги шрифтом Брайля из серии «Школьная библиотека». Увидят свет девять наименований с произведениями Ивана Науменко, Василя Быкова, Пимена Панченко, Раисы Боровиковой, Винцента Дунина-Марцинкевича, Андрея Платонова, Николая Гумилева, Анны Ахматовой и Афанасия Фета.

Чтобы увидеть «живую» картинку, читателю понадобится телефон или планшет с камерой доступа к интернету и специальная бесплатная программа HP Reveal.

Учиться... вместе с супергероями

Целая россыпь полезной литературы предлагает к новому учебному году издательство «Пачатковая школа».

— Мы подготовили более 50 новых изданий, — подчеркивает директор издательства Ольга Ванина. — Это и методические пособия для учителей, и рабочие тетради для учеников, и книги для дополнительного образования. Учебный процесс должен быть для ребенка интересным и захватывающим, поэтому мы стремимся к тому, чтобы наши издания не только помогали учиться, но и повышали мотивацию к учебе. Например, серия пособий для дошкольников «Хочу в школу» предназначена для тренировки мелкой моторики рук. Детям предлагаются упражнения, направленные на развитие основных графических навыков: надо аккуратно обвести и дополнить элементы, образцы, раскрасить фигуры, выполнить различные виды штриховки. Регулярные занятия помогают подготовить руку к письму, формируют умение ориентироваться на листе, правильно держать карандаш и ручку.

В серии «Академия супергероев» собраны творческие задания для повторения школьной программы для всех классов начальной школы. Но, чтобы детям не было скучно, все они завернуты в сказочный контент: для того, чтобы решить проблемы героев, понадобятся школьные знания. Здесь присутствует и игровой, и мотивационные моменты.

Со тетрадями из новой серии «Школа логики» ребенок учится рассуждать и логически мыслить. Авторские задания раскрывают интеллектуальные способности маленького ученика и программируют его на успех не только в точных науках, но и в сфере творчества, и повседневной жизни. 3D-задачи, оказывается, могут решать дети в возрасте от пяти до десяти лет!

Именно издательство «Начальная школа» в своих детских журналах первое начало внедрять технологию дополненной реальности, когда фотографии оживают и превращаются в видеоролики. «Эта технология работает в журналах «Рюкзачокс,«Рюкзачок. Весёлый зоопарк»,«Рюкзачок. Мир путешествий»,«Юный техник и изобретатель», а также в некоторых наших книгах. Чтобы увидеть «живую» картинку, читателю понадобится телефон или планшет с камерой доступа к интернету и специальная программа HP Reveal, которую можно бесплатно скачать с Play Market или App Store», — объясняет Ольга Ванина.

Педагогов «Пачатковай школе» тоже есть чем порадовать. Новая серия «Компетентостный подход» содержит дидактические и диагностические материалы нового поколения.

Работают только профессионалы

Начальник управления издательской и полиграфической деятельности Министерства информации Елена Павлова сообщила, что тираж учебной литературы по итогам I полугодия текущего года составил 72% от общего тиража книг, выпускаемых издательствами. Учебники, методические пособия, другая учебная литература занимает значительное место на книжном рынке. Если в 2012 году учебная литература составляла до 50% в общем объеме книгоиздания, то по итогам 2017 г. по наименованиям — уже 51%, а по тиражу — 76%.

По словам специалиста, получить право издавать книги учебного направления очень сложно. «Мы стремимся ограничить приход на книжный рынок непрофессионалов, которые просто хотят снять сливки, так как образовательная литература пользуется высоким спросом у покупателей, — констатировала она. — На рынке учебной литературы работают прежде всего учреждения образования — высшие учебные заведения, средние специальные, организации Министерства образования, специализированные государственные издательства, в первую очередь системы Министерства информации и системы Министерства образования. Присутствуют также и частные издательства. Благодаря тому, что многие учебники сейчас выходят в двух частях (чтобы не нарушать установленные санитарные требования по весу), это позволило наладить их ритмичный выпуск в течение всего года. Например, другие части учебников для третьей и четвертой учебной четверти будут печататься в сентябре — ноябре, а раньше пик приходился на июнь — август и полиграфии было очень сложно справляться с такими объемами работы.

По словам директора Национального института образования Валентины Гинчук, подготовка и создание современных учебников и учебных пособий для общеобразовательных учреждений — многосторонний и творческий процесс, в котором участвуют ученые, методисты, учителя, издатели и полиграфисты. Главная роль в этом процессе, несомненно, отводится авторам или авторским коллективам. Все учебники разрабатываются на конкурсной основе. Во внимание берутся, например уровень сложности изложения материала, иллюстративный материал, соответствие возрастным особенностям школьников, образовательным стандартам и учебным программам, современному состоянию развития науки, последовательность и преемственность содержания при переходе из класса в класс, внутрипредметные и межпредметные связи. В основу создания новых учебников закладываются практикоориентированность в изложении материала и реализация компетентостного подхода. На сегодняшний день подведены итоги конкурса уже по 100 учебным пособиям, и среди победителей-авторов каждый четвертый — это учитель-практик.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Оставить комментарий

Выбор редакции

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.

Общество

Кому и чем поможет ТЦСОН

Кому и чем поможет ТЦСОН

От помощи на дому пожилым и до создания кризисных комнат для жертв домашнего насилия.

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.