Вы здесь

«У нас он был такой один»


Большая выставка Израиля Басова, не признанного своим временем

Разнообразие художественного «продукта» избаловало нас так, что редко приходится быть чем-то действительно пораженным, но в Национальном художественном музее сейчас можно найти что-то невероятное. Самый смелый белорусский художник второй половины XX века, «новый Шагал» и предшественник белорусского авангарда советского периода с уникальным стилем Израиль Басов, который при жизни не застал ни одной своей авторской выставки, сейчас экспонируется в масштабном проекте «Премудрость построила себе дом». В залах музея расположено около шестидесяти графических и живописных работ, часть из которых показывается публике впервые. С 15 августа они занимают пространство Национального художественного музея, которое на месяц будет посвящено столетию художника.


«Выставка начинается с автопортрета, за который сами коллеги ругали моего отца, — рассказывает сын Израиля Басова, также художник Матвей Басов. — Мол, почему ты рот так криво нарисовал. Кто-то понимал, что это делается для экспрессии, обострения, кто-то, возможно, завидовал, здесь много нюансов. Время такое было — портрет был написан в 1964 году, — когда ему доставалось от коллег».

Израиль Басов стоял отдельно от художественной тусовки своего времени. Соцреализм и официальные догмы — которых держался не только ЦК, но и сами художники — не смогли принять тотально другого Басова в публичный творческий процесс. «Формальная смелость его живописи, освобождение от социальной дидактики соцреализма обусловили очень скупую выставочную судьбу и отсутствие персональных выставок». По словам Матвея Басова, его отец очень из-за этого переживал: «Ему не давали выставляться, потому что он был совсем другой, считали, что на его творчество влияет Запад, хотя в Москве такого рода художники выставлялись свободно. А у нас он был такой один, что и стало проблемой».

В итоге же, несмотря на такую ​​«непопулярную» формальную позицию в художественной среде при жизни, Израиль Басов признан одним из самых выдающихся мастеров белорусской истории искусства, который хоть и не был признан своим временем, но настойчиво держался собственного стиля вопреки канонам соцреализма.

«Открытие этой выставки — безусловно, праздник, правда, со слезами на глазах, потому что Израиль Басов никогда не видел свои работы в таком храме и не становился главным персонажем такого события, — отметила искусствовед Лариса Финкельштейн на церемонии открытия. — Он был предшественником белорусского авангарда 1970-х, каким мы его знаем и любим, истоком, началом, чудесным человеком невероятного масштаба. Малого роста, маленький в своих людских нуждах, он был глыбой в искусстве. В своей живописи Басов не боялся ничего, он был безумно смелый, чем пугал других. Его работы были вовсе не идеологические, они не соответствовали запросам государства или времени, но соответствовали запросам вечности».

Название выставки — выражение из притчи «Премудрость построила себе дом» — помимо того, что отсылает к жизни художника, показывает и содержание экспозиции. Дом, который у Басова помимо своей прикладной функции становится еще и философским символом, здесь является лейтмотивом. В выставке много Минска, любовью к которому художник известен. «О Минске вообще можно делать отдельную выставку. Эту живопись нужно показывать, потому что молодежь имеет достаточно нехороших примеров и теряет свои способности, а молодой автор должен тянутся к настоящему, некоммерческому искусству», — говорит Матвей Басов.

В одном из залов представлена ​​целая композиция графических изображений, которые не показывались до сих пор. Среди картин можно найти работу «Воспоминание»: «Елена Аладова увидела ее на какой-то выставке и сразу купила, за небольшую цену, она не могла много заплатить, но картина сохранилась в музее. Аладова очень любила и ценила моего отца». Графические и живописные произведения — основу выставки — дополняют фотографии и документы, а также видеонарис про Израиля Басова.

«Премудрость построила себе дом» сформирована из фондов Национального художественного музея, Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, фонда Белорусского союза художников, Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства и собственно коллекции семьи художника. Израиль Басов будет выставляться в музее до 16 сентября.

София ПОЛЯНСКАЯ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.