22 сентября, суббота

Вы здесь

Как активная оценка побуждает к учебе?


«В доме прорвало две трубы: с холодной водой и горячей. Из холодной в квартиру выливается 70 литров ледяной воды в минуту, а из горячей — 12 литров в секунду. Утонут жители этой квартиры в ледяной воде или «сварятся»?

Как вы думаете, если бы такой вопрос задали школьникам на уроке по математике, показалась бы тема «Единицы измерения» им такой уж скучной? Умение педагога формулировать вопросы, которые цепляют учащихся на крючок и удерживают их внимание весь урок, можно сравнить с настоящим искусством. Закидать вопросами проще, куда сложнее попасть в цель...


Ольга Житкая: «Благодаря активной оценке ты становишься более интересным для своих учеников».

В мировом тренде

Этим летом в Академии последипломного образования прошел уже второй фестиваль активной оценки, который собрал около ста педагогов со всей Беларуси — идейных сторонников этой технологии обучения. Интересно, что на дистанционный курс «Стратегии активной оценки», который вот уже шесть лет проводит Общество белорусской школы, заявок всегда поступает больше, чем могут удовлетворить организаторы. Некоторые выпускники курса признаются, что им удалось попасть на учебу только с третьей попытки. Но, поднабравшись опыта, многие позже уже сами становятся менторами на курсе. К движению педагогов, которые пожелали пересмотреть свои методы обучения, присоединяются все новые энтузиасты. Происходит настоящая цепная реакция. В этом году, например, свидетельства об окончании курса получили 72 педагога, которые в течение шести месяцев шаг за шагом постигали новую философию и вводили в свою практику элементы активной оценки.

— В Европе эта технология известна под названием Formative Assessment (динамическое или формирующее оценивание). Когда в 2009 году в Беларусь приехали учителя из Варшавы, чтобы поделиться своим опытом, мы поняли, что существует целая система, элементами которой мы ранее пользовались, но делали это не системно, а эпизодически, — говорит профессор кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования, кандидат педагогических наук, доцент Николай Запрудский. — У нас сформировалась своя группа тренеров и возник вопрос, как назвать эту систему. Решили, что в Беларуси будет активная оценка (АА). Обществом белорусской школы был создан специальный сайт www.aacenka.by, где организованы дистанционные курсы. В стране три года работали 13 инновационных площадок по внедрению активной оценки в образовательный процесс. Координация их деятельности осуществлялась центром профессионального развития и инновационного образования Академии последипломного образования. Многими учителями был защищен опыт применения АА, на основании которого они получили категорию «учитель-методист». Проводится множество семинаров, тренингов, уроков для взрослых, мастер-классов в Академии последипломного образования и региональных институтах развития образования. Что мы имеем сегодня, спустя девять лет? Если учителя умело применяют активную оценку, то у их учеников повышаются мотивация, ответственность за обучение и, соответственно, качество образования.

Эффективность такого оценивания подтверждается не только опытом учителей, но и наукой. Есть очень основательные исследования австралийского профессора Джона Хэтти, ученых из Открытого университета Великобритании, которые доказывают, что FА — модель обучения, которая дает большой образовательный эффект. Она признана самым эффективным средством обучения.

«Но, к сожалению, присутствует и профанация, есть примеры неумелого применения активной оценки, вульгаризации идеи, нерефлексивного использования внешне привлекательных средств технологии АА, — констатирует Николай Запрудский. — Поэтому я считаю, что только профессионализм защитит активную оценку...»

Танцуем вокруг оценок

Можно ли научить того, кому неинтересно? Может ли низкий балл мотивировать к обучению? Эти вопросы нельзя назвать риторическими. Учиться — означает для многих получать оценки. Оценить работу ученика — значит обязательно поставить ему оценку.

Активная же оценка принципиально избегает конкуренции. Учителя, которые ее используют, убеждены, что каждый ученик может достичь многого, и делают акцент на его успехах без сравнения с другими учениками.

Все обучение в рамках активной оценки пронизано обратной связью: от учителя к ученику, от учителя к родителям, от ученика к другому ученику, от ученика к родителям. Именно комментарий от учителя (устный и письменный), а не оценка в баллах, является фундаментом активной оценки. Для педагогов это возможность вернуть в образовательный процесс наиболее слабых учеников, ведь детям неинтересно, если в классе происходит разбор только наиболее типичных ошибок. Каждый хочет слышать прежде всего о себе — о своих успехах и неудачах.

— Почему дети часто боятся отвечать на уроке? Потому что боятся негативной реакции на свою ошибку, — рассуждает учитель белорусского языка и литературы Михалишковской средней школы Наталья Ермак. — Я считаю, что любая мысль имеет право на существование, главное — ее аргументировать. И ученики вовсе не должны думать так же, как их учитель. Да, у меня больший жизненный опыт, и я могу направить их поиски в определенном направлении, но все имеют право на собственное мнение. При таком подходе дети смелее начинают высказываться, делиться идеями, озвучивать гипотезы...

У всех должна быть уверенность, что любое их мнение адекватно воспримут как учитель, так и одноклассники. Я убедилась, что активная оценка помогает ученику расти, главным становится не отметка, а оценка его деятельности. Значение имеет не то, сколько баллов ты получил на уроке, а то, чему научился. Мы же учимся не ради оценок? Во всяком случае, так должно быть! Активная оценка лечит страх перед выставлением оценки...

Заместитель директора средней школы № 5 г. Сморгони учитель истории и обществоведения Лариса Волынец предупреждает об ошибках при обеспечении обратной связи: «Нельзя использовать общие фразы вроде «Замечательно»,«Ты молодец!» Обратная связь должна быть максимально конкретной и адресоваться не 6 «А» классу, а Пете, Васе, Лене и так далее. Нужно показывать ученику, что у него получается, а над чем еще надо работать или что нужно доработать, дать ему подсказку, где найти нужный материал (конкретную страницу параграфа, ссылку на интернет-ресурс и так далее). И начинать надо с положительной: критика не должна быть обидной. Безусловно, обеспечить обратную связь сложно физически, к тому же делать это нужно не время от времени, а систематически. Зато в отличие от оценки в баллах активная оценка — более информативная, она подсказывает ученику, в каком направлении ему двигаться дальше, позволяет эффективно мотивировать воспитанников, заставляет их брать на себя ответственность за свое обучение... Признаюсь, что для меня самое сложное в активной оценке — составить интересный ключевый вопрос и обеспечить обратную связь».

Наталья Ермак: «Ключевым вопросом может быть и фотография, и картинка...»

Интрига на уроке

— Благодаря активной оценке ты становишься более интересным для своих учеников, — уверяет учитель биологии Ушачской средней школы Ольга Житкая. — А мотивировать их помогает качественно составленный ключевой вопрос. На него нельзя однозначно ответить «да» или «нет», он должен быть открытым. Это крючок, который не отпускает внимание ребенка 45 минут.

Вопрос должен связать материал, что будет изучаться, с жизнью. Чтобы ученики понимали, как и где им могут понадобиться те или иные знания. Он может охватывать один урок или весь раздел.

Вот несколько примеров ключевых вопросов:

«Человек и мир». 1 класс.

«Что страшнее для диких животных: холод или голод?»

Русский язык. 3 класс. Тема «Образование слов с помощью суффиксов».

«Как превратить обычного кота в маленького или большого?»

Биология. 10 класс. Тема «Моногибридное скрещивание».

«Вы генетик-селекционер. К вам обратился ваш друг — собаковод-заводчик. Ему предложили щенка хаски за 400 рублей, уверяя, что тот чистокровный. Какой способ проверки чистокровности собаки вы можете предложить своему другу как генетик?»

Физика. 9 класс. Тема урока «Движение по инерции. Первый закон Ньютона».

«Как вы считаете, возможно ли сделать так, чтобы тело двигалось бесконечно?»

— Можно в качестве ключевого вопроса воспользоваться двумя противоположными мнениями, —предлагает Николай Запрудский. — «Аристотель говорил: «Чтобы тело двигалось, нужно его пинать...» А Ньютон утверждал, что для того, чтобы тело двигалось, нужно ему не мешать. Кто из них был прав?» Замечательно, если ключевые вопросы провоцируют дискуссию, создают проблемную ситуацию.

Ключевым вопросом может быть задача, загадка, гипотеза, любой предмет (скажем, кирпич на уроке математики или яблоко — на уроке истории), рисунок, фото, коллаж, плакат, видеоролик, лайфхак. Необычное поведение учителя, когда он создает на уроке конкретную ситуацию, также может зацепить внимание учеников. Любят дети и черные ящики, которые сохраняют интригу. Если ключевой вопрос хорошо продуман педагогом заранее, то на уроке работают все.

«На занятиях в седьмом классе я показываю учащимся развернутую ладонь, перо голубя, листья клена, каштана, дуба и задаю им вопрос: «Что общего между этими объектами и как они помогут нам сегодня на уроке?», — приводит еще один пример из своей практики Ольга Житкая.

Интересное наблюдение: дети, которые до школы охотно расспрашивают родителей и воспитателей обо всем, что они видят, теряют такой интерес в школе. Почему? Возможно, это результат того, что информацию они получают раньше, чем успевают ею заинтересоваться? К тому же педагог чаще всего не оставляет им времени на рассуждения и размышления. На вопрос «Как долго ждете ответа?» большинство учителей признается, что несколько секунд — до первой поднятой руки.

Сторонники активной оценки называют ее новой образовательной философией. Почему именно философией? Потому что АА требует от учителя принять новую роль и отказаться от стереотипов, сложившихся в традиционной модели. Учитель учит не для того, чтобы поймать на ошибках, а для того, чтобы научить. Он не контролер, а партнер в процессе обучения. В центре урока находится ученик с его потребностями.

Для педагога активная оценка — путь к изменениям: как внутри себя, так и вокруг. Но любое развитие — это в определенной степени выход из зоны комфорта...


Поделились опытом

В октябре прошлого года в Беларуси прошла первая неконференция EdCamp. Это международная инициатива родилась в учительском среде в США в 2010 году и распространилась на десятки стран мира. Неконференция подчиняется закону "о двух ногах": ее программа заранее неизвестна, участницы и участники самостоятельно определяют ход мероприятия и присоединяются к той дискуссии, которая интересна именно им, программа фактически создается вместе исходя из интересов каждого участника. "EdCamp Belarus мы подсмотрели в Украине. Однако после нашего "эдкэмпа" украинцы уже дважды приглашали белорусов на свои неканференции, — подчеркивает председатель Общества белорусской школы Тамара Мацкевич. — В июле в Харькове прошла 4-я национальная неконференция EdCamp Ukraine с участием 1000 учителей и экспертов из 11 стран мира. Белорусы представили там свой опыт внедрения активной оценки в практику. Тема "Активная оценка — технология, без которой невозможна реформа образования" собрала в Харькове полную аудиторию и была востребована не менее, чем опыт финнов, израильтян, немцев или эстонцев. А ключом к сердцам украинцев был белорусский язык. Он понятен нашим соседям и воспринимается ими как родной".

Страх допустить ошибку парализует ...

Результаты республиканского мониторинга утомляемости и работоспособности учащихся VII класса, который проводился Национальным институтом образования по заказу Министерства образования, показали, что интерес к изучению учебных предметов основывается на потребностях в новых впечатлениях и новой информации. По мнению учащихся, наиболее важными в повышении интереса являются знакомство с новыми, интересными фактами, событиями, практикоориентированность учебных заданий, выполнение творческих, нестандартных заданий, проведение опытов и экспериментов. Немаловажную роль имеет возможность высказать свою точку зрения и получение похвалы.

А снижают интерес к изучению учебных предметов непонимание учебного материала и/или необходимость запоминания его большого объема, чувство страха, боязнь допустить ошибку при ответе и выглядеть смешным в глазах одноклассников и/или учителей, непонимание объяснений учителя и отсутствие интересных заданий. Отрицательные эмоции, страхи не только блокируют мышление, но и провоцируют неуверенность, низкую самооценку, сильное нервное напряжение. Каждый десятый ученик на школьных занятиях чувствует напряженность, гнев, страх, волнение, обиду и неуверенность в себе.

Надежда НИКОЛАЕВА

Оставить комментарий

Выбор редакции

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.

Общество

Кому и чем поможет ТЦСОН

Кому и чем поможет ТЦСОН

От помощи на дому пожилым и до создания кризисных комнат для жертв домашнего насилия.

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.