21 сентября, пятница

Вы здесь

Почему результаты вступительных экзаменов нередко шокируют общественность?


Этим летом сразу в нескольких странах разразились скандалы, связанные с поступлением в высшие учебные заведения. За честные экзамены пытаются бороться повсеместно, причем самыми разными способами, включая установку металлодетекторов на входе в экзаменационные аудитории и отключение на время национальных экзаменов интернета в стране, но, как оказалось, не всегда успешно...


Девушки — лишние?

Так, случайно выяснилось, что в Токийском медицинском университете много лет подряд занижали результаты вступительных экзаменов абитуриенткам для того, чтобы принять на учебу больше мужчин. По мнению руководства университета, студенты мужского пола с большей вероятностью в дальнейшем будут работать по специальности. К тому же мужчины-врачи более подготовлены к ночным сменам, большим нагрузкам и дежурствам в службе скорой помощи. Результаты экзаменов начали корректировать после того, как в 2010 году число женщин, поступивших в университет, резко выросло по сравнению с предыдущими годами. Девушек среди первокурсников оказалось 40 процентов, а ранее этот показатель был вдвое меньше.

Руководство Токийского медицинского университета уже попросило прощения у общественности за махинации со вступительными экзаменами. Кроме того, правительство Японии заявило о намерении провести проверки во всех медицинских вузах страны. А тем временем посольства Франции и Финляндии после скандала с занижением оценок предложили японкам поступать в их медицинские вузы.

Российским девушкам тоже не повезло: так, в Татарстане во время проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) ученицу 11 класса заставили снять часть белья перед мужчинами-охранниками только потому, потому что металлодетектор звенел, а причина им была непонятна. Позже об аналогичных случаях сообщили и другие выпускницы...

После экзамена — в суд

В общем, в России, наверное, не было ни одной кампании по проведению единого государственного экзамена, которая бы не сопровождалась слухами про масштабную утечку экзаменационных материалов. В интернете активно обсуждается, кто и как «сливает» задания в сети. Выпускники подтверждают, что именно те, которые гуляют по интернету, или очень похожие на них были на едином государственном экзамене. Однако Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки традиционно факты утечки экзаменационных материалов категорически опровергает.

Между прочим, в этом году приемная кампания ознаменовалась в России еще и обращением одного из участников ЕГЭ в суд. Выпускник новосибирской гимназии Артем Веселов стал первым школьником, который решил оспорить результаты госэкзамена в суде. До этого последний рассматривал только дела о нарушении регламента проведения ЕГЭ.

Парень не согласился с решением экспертов. В одном из заданий выпускник должен был дать определение гиперинфляции, в другом — написать мини-сочинение об экономике. Ответ на один из них признали неправильным, потому что абитуриент сослался на учебник Высшей школы экономики, которого нет в перечне официально рекомендованных для изучения в школе. Во втором случае эксперты посчитали недостаточным уровень его аргументации.

По результатам ЕГЭ Артем Веселов получил 88 баллов. Общее количество набранных баллов позволило ему поступить в Высшую школу экономики (ВШЭ), но выпускник решил пойти до конца: по словам парня, его цель — создать прецедент, благодаря которому правила тестирования будут усовершенствованы. «Надеюсь, что они или будут составлять вопросы, на которые может быть дан только однозначный ответ и не являющиеся дискуссионными, или станут давать большую свободу в оценке ответов выпускников», — пояснил молодой человек свою принципиальную позицию.

На чем «засыпались» выпускники?

Не обошлось без потрясений и в Казахстане, где Национальный центр тестирования Министерства образования и науки обратился к Министерству внутренних дел с просьбой разобраться с ситуацией вокруг появления фотографий тестовых заданий Единого национального тестирования 2018 года в социальных сетях.

В Украине приемная кампания в этом году претерпела много изменений. в частности, было установлено ​​минимальное количество баллов для поступления на медицинские специальности, унифицирован перечень предметов на аналогичных специальностях в разных вузах, пересмотрены региональные, отраслевые и сельские коэффициенты, по которым рассчитывался конкурсный балл. Но в центре всеобщего внимания оказались прежде всего неутешительные результаты внешнего независимого тестирования: каждый седьмой абитуриент этого года провалил его, не набрав необходимого минимума баллов. Тест по украинскому языку не сдали 14,5 процента выпускников (около 47 тысяч человек). Тест по истории провалили 23 тысячи вчерашних школьников. Математику не сдали около 19 процентов участников тестирования — около 20 тысяч человек. Английский язык, на тестировании по которому в этом году впервые применялось аудирование, не сдало 11 тысяч человек (13 процентов участников).

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин выразил свое недовольство по поводу результатов внешнего независимого оценивания по математике в «Фейсбуке». Он признался, что был шокирован уровнем подготовки украинских абитуриентов. «Честно говоря, хочется бить тревогу. Это же тотальная катастрофа!» — написал он.

48 процентов украинских абитуриентов не смогли решить задачу уровня восьмого класса. Половина выпускников не ориентируются в элементарных математических правилах... «Вас это не шокирует?» — задается вопросом дипломат.

Ноль на финише...

А что известно о результатах участников централизованного тестирования в Беларуси? Честно говоря, с каждым годом информация, которую озвучивают общественности, становится все более лаконичной.

В 2018 году для участия в ЦТ зарегистрировались чуть более 82,4 тысячи абитуриентов. Стобалльный сертификаты получили 392 человека, из них 16 имеют наивысший балл по двум предметам. Среди стобалльников оказались и выпускники прошлых лет (53 человека). Возникает вполне закономерный вопрос: кто эти «счастливцы»? Настоящие абитуриенты, нацеленные на получение образования, или учителя и репетиторы, которые идут на ЦТ совсем для других целей? Если речь идет о педагогах (а запретить им регистрироваться на ЦТ невозможно), то это означает, что на самом деле количество стобалльников среди абитуриентов меньше на полсотни.

Официально заявлено, что максимальные результаты были зарегистрированы в этом году по всем предметам, если, конечно, рассматривать иностранный язык как один предмет. 100 баллов на ЦТ по математике набрали 155 человек — это вдвое больше, чем в предыдущем году (в прошлом году было 69 абсолютных результатов). Вырос также и средний балл по математике: в 2017 году — 27,21 а в этом — 32,32. Ноль баллов набрали 52 человека.

Максимальный результат на централизованном тестировании по белорусскому языку получил 21 участник экзамена (в прошлом году было 35). А с нулевым на финиш пришли три человека. Тестирование по белорусскому языку абитуриенты также написали лучше, чем в прошлом году: средний балл составил 35,92 (в прошлом году был 34,25). Кроме того, уменьшилось количество тех, кто не превысил нижнего порогового значения на ЦТ. Менее 10 баллов по белорусскому языку в этом году набрали 1 335 абитуриентов, что составило 5,6 процента от общего числа. В прошлом году их было больше — 2040 человек (7,5 процента).

ЦТ по русскому языку на 100 баллов сдали 54 человека. Напомним, что этот предмет был самым массовым: его сдавали почти 67 тысяч человек. В прошлом году стобалльников на ЦТ по русскому языку было 66. Менее 10 баллов на тесте по русскому языку набрали в этом году 4,5 процента от общего числа участников экзамена (2906 абитуриентов), это значительно меньше, чем в предыдущем году, когда нижний порог не преодолели 7, 6 процента тех, кто поступал (5527 человек). Средний балл по предмету составил 37,6 (в 2017 году — 34,64). На ноль баллов русский язык написали шесть человек (в прошлом году таких было аж 17).

На ЦТ по биологии было выдано 11 стобалльных сертификатов (в 2017 году — 18). Только один участник показал нулевой результат. Средний балл ЦТ по биологии в этом году составил 37,85 (в 2017 году — 33,31).

Тест по обществоведнию на 100 баллов написали 11 абитуриентов. В 2017 году было 16 стобалльников по этой дисциплине. Ноль баллов получили 15 абитуриентов. В прошлом году таких было 13 человек. Средний балл за тест по обществоведению составил 43,73. Этот показатель также оказался выше прошлогоднего (41,76).

По истории Беларуси максимальный балл получили 10 абитуриентов (в 2017 году — 19). Всего один человек сдал тест на ноль баллов. Средний балл — 36,93.

На английском языке 94 абитуриента набрали 100 баллов, а 12 человек не справились ни с одним заданием и получили ноль. Средний балл за этот предмет — 44.

Традиционно самой проблемной дисциплиной для абитуриентов остается физика. Сохранилось эта традиция и в этом году. Причем если по другим предметам результаты абитуриентов улучшились, то по физике они, по сравнению с 2017 годом, несколько снизились. Средний показатель составил 26,9 балла. Но ни количество стобалльников, ни количество нулевых результатов, ни количество абитуриентов, которые не преодолели установленный порог по этой дисциплине, уже не первый год не называются. И никто в колокола не бьет, будто бы проблем с освоением физики в школе не существует. Между прочим, это та дисциплина, без которой невозможно обучаться на технических специальностях. Именно «физика» не может укомплектоваться на педагогических специальностях, а если бюджетные места все-таки, хоть и не без проблем, заполняются, то проходные баллы там складываются исключительно символические. Часто абитуриентам достаточно просто преодолеть минимальный порог, чтобы стать первокурсником. Поэтому шутки вроде «Нужно физику в школах просто отменить» довольно активно циркулируют в интернете.

Во всем виноваты тесты?

Пожалуй главной изюминкой последней приемной кампании в Беларуси стала модельная апробация новой методики подсчета результатов ЦТ. Организаторы централизованного тестирования уверяют, что результаты участников тестирования нынешнего года оценивались по старой методике, которая утверждалась приказом Министерства образования и использовалась в течение более чем 12 лет. У многих возникает закономерный вопрос, а почему прежняя система подсчета баллов перестала удовлетворять? Вроде бы нареканий на нее со стороны абитуриентов не было...

— Методик обработки результатов тестов в мире много — от очень простых до очень сложных. Мы собираемся найти золотую середину: чтобы для наших граждан этот подход был более понятен и чтобы одновременно выполнялись две функции — ранжирования и оценивания знаний, — анонсировал будущие изменения еще зимой директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк.

Надо заметить, что предложения пересмотреть систему подсчета баллов участников ЦТ звучали уже давно. Главный аргумент — родителям непонятно, почему их ребенок получает в школе «восьмерки» по предмету, а на тестировании набирает всего 30 баллов. Мол, если средний балл аттестата выпускников по стране — 7 баллов, а по результатам централизованного тестирования — 4,7, то возникают вопросы. Или школы завышают оценки, или виноваты тесты?

Поясним, что на сегодняшний день в основу методики расчета тестового балла на ЦТ положена шкала, которая позволяет не только принять во внимание количество правильно выполненных заданий теста, но и подсчитать относительную сложность каждого выполненного или невыполненного задания, а она зависит от того, сколько абитуриентов с ним справились. Эта методика очень хорошо подходит для ранжирования абитуриентов, особенно на специальностях, где проходные баллы просто зашкаливают, как, например, на факультете международных отношений или на IТ-специальностях...

Новая методика, как обещают, станет более прозрачна: каждому тестовому заданию будет присваиваться первичный балл, его абитуриенты будут знать еще до начала ЦТ. Этот балл зависит от нескольких показателей: уровня сложности задания, формы его представления, в какой части теста находится задание (в области А или В), открытое оно или закрытое. Затем в процессе проверки работ будут введены коэффициенты, а дальше будет рассчитываться итоговый тестовый балл.

Инициаторы изменений увидели в новой шкале много плюсов. Правда, в чем они заключаются, не объяснили. Нетрудно спрогнозировать, что большое количество стобалльных результатов существенно усложнит задачу ранжирования. Поэтому очередная шутка в тему: «Чтобы не получилось так, что перешли от пятибалльной к десятибалльной системе и все учатся на «пятерки»...».

Надежда НИКОЛАЕВА

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Почему в Беларуси следует оптимизировать количество сельсоветов

Почему в Беларуси следует оптимизировать количество сельсоветов

И повышать эффективность работы местных органов власти.  

Общество

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Для системы дополнительного образования присущ отложенный во времени эффект.  

Культура

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Их создали в честь предприятий, которые успешно функционировали в дореволюционное время.