22 сентября, суббота

Вы здесь

Аспирант БГУ ведет просветительский аккаунт в Instagram «Физика для всех»


Как работает гидроэлектростанция, почему кнут щелкает, а высота Эйфелевой башни зависит от времени года? Аспирант БГУ Павел Лобацевич ведет аккаунт в «Инстаграме» «Физика для всех», где с помощью понятных изображений отвечает на эти и другие вопросы. За проектом следят почти пять тысяч подписчиков, среди которых есть даже иранцы и австралийцы.


В детстве Павел любил читать энциклопедии: о динозаврах, военной технике, планетах. Поэтому, когда в школе началась физика, парню она показалась очень легкой. «Там отчасти описываются явления, которые мы встречаем в жизни. Взять вот силу притяжения — это же логично, что все тела падают!» — говорит он.

Потом были олимпиады, учеба на физическом профиле в лицее БГУ. В год, когда Павел поступал в университет, проходной балл на физфак был почему-то очень низкий — 108. Аспирант шутит: со своим аттестатом и сертификатами ЦТ три раза туда мог пройти. Во время учебы в БГУ парень активно участвовал в общественной жизни: возглавлял совет по качеству образования, выступал в проекте «Наука на пальцах», где рассказывал о своих исследованиях понятным языком студентам других специальностей.

— В прошлом году в БНТУ поступал мой брат. Я ему немного помогал готовиться и сам тоже решил сходить на ЦТ. Мне показалось, что физика в прошлом году была куда более простой, чем когда я поступал. Правда, может, дело в том, что это я за время учебы углубил свои знания? Но брату было сложно. Мне стало не по себе, что физика остается на обочине, и я решил создать проект, чтобы популяризировать эту науку.

Павел подумал, что лучше всего будет делать рисунки и писать краткое объяснение под ними — когда сам пытается с чем-то разобраться, часто обращается к схемам. Лучшей социальной сетью для такого формата был «Инстаграм». Аккаунт парень создал в середине июня прошлого года и поставил себе условие: если до конца лета не будет тысячи подписчиков, перестанет этим заниматься. К сентябрю планка была взята.

Раскрутить дело аспирант пытался многими способами. Например, подписывался на большое количество страниц пользователей сети, чтобы его проект показывали в рекомендациях. Прикинул, что, если подписаться на тысячу, шестая часть от этого количества станет твоими читателями. Публикации парень делает преимущественно в восемь вечера — чтобы захватить и белорусскую, и американскую аудиторию (сейчас страница ведется на трех языках: русском, английском и французском). А еще лучше размещать посты в конце недели, так как в понедельник-вторник аудитория «мертвая».

Среди подписчиков преобладают школьники, студенты и молодые преподаватели. Три четверти читателей — в возрасте от 18 до 34 лет. Тех, кому 13-17 лет, — семь процентов. Следит за проектом и категория 60+ (таких один процент). Две трети подписчиков — мужчины. Если смотреть по странам, то большинство аудитории из Беларуси (16 процентов). Активно просматривают аккаунт также жители Индии, США и России. Павел улыбается: как-то ему писали ребята из Индонезии, просили помочь решить задачу.

В наибольшей степени подписчики интересуются такими разделами науки, как астрофизика и квантовая физика. Последняя, ​​признается аспирант, на самом деле сложная. Ведь в мире атомов действуют абсолютно другие законы, которые нам трудно представить. Условно говоря, там существует определенная доля вероятности, что предмет может пройти сквозь стену и ничего не разрушить.

Картинки Павел делает от руки. На создание одного поста может ййти от двух часов до нескольких дней. Некоторые вещи, о которых парень рассказывает в «Инстаграме», для него самого были в диковинку:

— Из последнего — как открыть бутылку вина с помощью зажигалки. В интернете увидел это видео и подумал, что надо объяснить, почему так происходит. Интересно было разбираться, как образуются миражи, особенно Фата Моргана — один из самых классных и редких.

В аккаунте «Физика для всех» аспирант также рекомендует книги, предлагает угадать формулы. А в будущем он планирует снимать и видеоролики.

Почему школьники считают физику самым сложным предметом, Павел искренне не понимает.

— Возможно, она кажется такой, так как математику как следует не доучтвают, — рассуждает он и делится своим видением того, как следует преподавать физику: — У американского популяризатора науки Ричарда Фенмана есть такая фраза: если вы ученый или инженер и не можете объяснить ребенку, чем занимаетесь, в двух словах, то вы шарлатан. Просто рассказывать — это скучно и неинтересно. Лучше давать как можно больше изображений и приводить примеры из жизни. Вы вот знали, что вы — звезда? И все люди тоже? Когда только появился мир, он состоял из водорода и гелия, самых легких элементов. Потом они стали превращаться в звезды. А наша планета возникла на месте одной из них.

И еще одно важное замечание от Павла: чтобы хорошо преподавать физику, надо ее любить.

По мнению парня, здесь, как и в любом другом предмете, важно понять, что и почему происходит, а не просто заучить наизусть константы. «Кто-то из ученых даже говорил: «Если бы я знал все эти цифры, я был бы обычным ботаником».

Чем эти знания помогают в жизни? Из самого простого — если у телефона сломается подзарядка, физики никогда не понесут ее в ремонт: разберут, где нужно припаяют — и готово. По словам аспиранта, обычно такие приборы ремонтировать легко.

— Смотрели сериал «Теория большого взрыва»? Вот как там показали ученых, на самом деле так и есть. Но физики — нормальные! (Смеется.) Просто их интересы немного сдвинуты в другую сферу. Это не значит, что мы больше ничем не интересуемся. Я, например, не могу представить свою жизнь без спорта. Занимался и хоккеем, и футболом, сейчас на бокс хожу. А вот танцы мне не очень поддаются. Как-то пригласили участвовать в бале БГУ, и надо было тренироваться вальсировать — это было очень трудно! Хотя, возможно, мне не хватило терпения.

Через год Павел заканчивает аспирантуру. Куда направится дальше, пока не определился. Есть вариант пойти в программирование, но эта работа парню не очень интересна. Совсем другое дело — заниматься разработкой «начинки» для научных установок. А вот исследования по физике, скорее всего, останутся в качестве хобби.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Оставить комментарий

Выбор редакции

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.

Общество

Кому и чем поможет ТЦСОН

Кому и чем поможет ТЦСОН

От помощи на дому пожилым и до создания кризисных комнат для жертв домашнего насилия.

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.