Вы здесь

Вопросы, стоящие на повестке дня, педагоги рассмотрели на форуме


Может ли количество школьных медалистов, обладателей стобальных сертификатов ЦТ или победителей республиканских и международных школьных олимпиад быть объективным критерием оценки качества школьного образования? Если исходить из этих позиций, то столичная система образования по-прежнему держит свою высокую марку. Но на августовском педагогическом форуме, который прошел в Национальной библиотеке в преддверии нового учебного года, речь шла не только о достижениях, а прежде всего о проблемах и планах системы образования столицы на ближайшую перспективу.​


Фото: БЕЛТА

В первый класс или снова в садик?

«Задача сегодняшнего форума — объективно оценить имеющиеся возможности и ресурсы для совершенствования образовательного процесса», — подчеркнула в своем выступлении председатель комитета по образованию Мингорисполкома Мария КИНДИРЕНКО.

Сегодня в Минске функционирует более 755 учреждений образования всех типов. Их сеть продолжает прирастать вместе с развитием города. В 2017 году в столице были открыты четыре детских сада и одна средняя школа. В этом году запланирован ввод еще пяти дошкольных учреждений и одной школы на 1020 мест. Но темпы жилищного строительства по-прежнему опережают развитие образовательной инфраструктуры.

— Несколько лет назад мы предлагали решать проблему обеспечения местами в садах «шаговой доступности» за счет увеличения проектной мощности строящихся учреждений. К сожалению, в Минске эта идея пока не нашла воплощения, несмотря на то, что была проведена огромная организационная работа, — констатировала Мария Киндиренко. — Зато она была реализована в одном из регионов, и уже в сентябре текущего года в Бресте будет открыт детский сад, рассчитанный на 350 мест.

За счет мобилизации внутренних резервов — вывода первых классов в школы и восстановления функционального назначения групповых помещений — в прошлом учебном году в детских садах Минска были обеспечены местами дополнительно 1220 детей. С определенной долей осторожности можно говорить о том, что острота проблемы обеспечения местами в учреждениях дошкольного образования постепенно начала снижаться. Кроме того, впервые за последние три года средняя укомплектованность детских садов перестала увеличиваться.

Серьезной проблемой для города является и большое количество детей шестилетнего возраста, которые еще на один год остаются в детском саду. «Речь идет о родителях, которые пожелали продлить комфортное пребывание своего ребенка в дошкольном учреждении вместо того, чтобы привести его в первый класс, — уточнила председатель комитета по образованию. — На начало прошлого учебного года не приступили к занятиям 5184 ребенка, которым на 1 сентября уже исполнилось шесть лет, а это на 526 больше, чем в предыдущем году. Из них по медицинским показаниям — только 6%, а по решению родителей — 72%. К сожалению, интересы родителей оказываются сильнее наших убедительных слов и аргументов. Правда, над тем, насколько они убедительны, еще надо поразмышлять...»

Хочу быть гимназистом...

В связи с новыми правилами комплектования пятых классов гимназий Минск сегодня чувствует наибольшее напряжение по сравнению с другими регионами, так как каждое пятое учреждение общего среднего образования в городе — гимназия, которая сейчас наполняется детьми из закрепленных за этим учреждением домов.

С весны в столице начался, так сказать, процесс передела образовательного пространства. «Для руководителей это стало одновременно и управленческой задачей, и проблемой. Но город справляется... У нас получается предотвращать конфликтные ситуации и предупреждать социальную напряженность среди родителей, — заверила Мария Киндиренко. — Наша задача в этой ситуации — во-первых, сохранить качество гимназического образования за счет возможностей учебного плана, а во-вторых, не допустить нарушений при приеме и зачислении в гимназии. Четкий алгоритм наших действий определен».

Между прочим, в столице 9718 родителей первоклассников подали заявления в учреждение образования, за которым их дом не закреплен, и 14 463 семьи — по месту жительства. Заседание комиссий, которые будут решать судьбу будущих первоклассников, запланировано на 29 августа.

В связи с этим актуальность приобретает еще один вопрос — учет детей в микрорайонах вокруг учреждений образования или, как привыкли говорить, «всеобуч».

— В этом вопросе отсутствует понимание со стороны наших социальных партнеров, в первую очередь жилищно-эксплуатационных служб, — констатировала председатель комитета по образованию. — Мы обращали внимание на то, что требуется подключение административного ресурса, рассчитывали на содействие в этом вопросе администраций районов, потому что точный учет детей, которые должны обучаться, — это не только планирование контингента, а в первую очередь планирование объемов бюджетного финансирования. Но через пару недель учителя снова пойдут по домам и квартирам со знаменитыми тетрадями по «всеобучу», причем собранную ими информацию нельзя считать абсолютно правдивой и объективной, потому что ее получают только со слов опрошенных жителей. Полгода назад комитет по образованию просил районные управления образования проанализировать и при необходимости перераспределить микрорайоны, закрепленные за учреждениями образования, чтобы избежать в этой работе формализма. Однако за летние месяцы были выявлены и проблемные микрорайоны, и факты лоббирования интересов отдельных учреждений образования, а некоторые дома и вообще «потерялись».

В дошкольном образовании, в соответствии с запросами родителей, расширяются формы ее организации и спектр дополнительных образовательных услуг. "В 2017 году было открыто 420 групп кратковременного пребывания. Однако в масштабах города этого явно недостаточно. Как показывает практика, родители готовы платить за качественные дополнительные услуги, особенно на уровне дошкольного образования. Но чтобы эта работа носила системный характер, в районах должен быть план развития новых форм организации дошкольного образования, основанный на изучении спроса и наличия ресурсов, в том числе кадровых, — поделилась видением ситуации председатель комитета по образованию. — Кроме того, нужны реклама и продвижение своих возможностей".

Фото Надежды БУЖАН

Идея не сработала...

Еще одно важное направление — сохранение преемственности в обучении. Организация образовательного процесса с дошкольниками строится на принципах компетентостного обучения, заложенных в государственной программе. Однако школьные учителя не всегда знают, какими компетенциями обладают дети, переходящие на более высокую ступень, и, к сожалению, не учитывают это при организации образовательного процесса.

Практика показывает, что в команде учителей-предметников, работающих в одной параллели или в одном классе, часто отсутствует согласованность в вопросах формирования у школьников основных компетенций. А участие учащихся в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и научно-практических конференциях только подтверждает это: нередко проблемы с выполнением олимпиадных заданий обусловлены недостаточно сформированными компетенциями, такими как коммуникативные, исследовательские, аналитические и другие.

Мария Киндиренко напомнила, что с нового учебного года воспитанники школ и гимназий будут иметь равные возможности для изучения иностранного языка и отдельных предметов на повышенном уровне, начиная со второй ступени обучения. Кроме того, в учебных планах заложены часы для организации трудового обучения, допрофильной, допрофессиональной и профессиональной подготовки школьников.

— Надо понимать, что это базовые возможности, на основе которых в каждой школе разрабатываются свои модели трудового обучения и подготовки учащихся к выбору профессии, — обратила внимание участников форума председатель комитета. — Особенно актуально это в связи с введением в учебные планы базовых 10-х классов обязательных шести часов профессиональной подготовки. Обеспечить условия для их проведения — непростая задача для руководителей.

Базой для проведения уроков труда в 5-9 классах остаются преимущественно школьные мастерские. Очень важно, что с нового учебного года у учителей труда появилась возможность выбирать, кроме базовых, и другие темы для изучения из перечня, предложенного министерством, более того, они могут предлагать свои темы в зависимости от запросов родителей, пожеланий детей и наличия ресурсов. Ученики 10-х базовых классов шесть часов в неделю будут заниматься в отделениях профессиональной подготовки школьников на базе профессионально-технических учебных заведений. Сегодня в столице функционирует шесть таких отделений. В 2017/2018 учебном году там обучалось 8262 ученика 8-11 классов из 133 школ города. Допрофессиональную подготовку получили 737 школьников, профессиональную — 5388 учащихся по 40 профессиям, среди них и очень востребованные молодежью. Производственное обучение и практику учащиеся проходили на базе 250 предприятий города. Почти 80% выпускников получили свидетельства о присвоении разряда по выбранной профессии.

Активно развивается в учреждениях образования и сеть профильных классов. В 2018/2019 учебном году будут действовать 387 десятых классов, из них 241 — профильный. Педагогические классы и группы были созданы в 23 учреждениях образования (там обучались 240 подростков). Однако только каждому пятому их выпускнику была дана рекомендация для поступления на педагогические специальности, а поступили туда всего 16% от общего числа выпускников педклассов, причем большая часть из них является воспитанниками одной минской гимназии.

— Как видим, подготовка учащихся в классах профильной направленности при поступлении в педагогические вузы, к сожалению, не срабатывает, а вообще говоря, не выполняется поставленная нами задача — по восстановлению рабочего ресурса для системы образования города, — констатировала Мария Киндиренко. — Скажу, что только один этот пример заставляет поразмышлять об определеннуой девальвации идеи профильного обучения.

Экзамен, который город провалил

Высокий класс продемонстрировали в этом году представители столичной системы образования на конкурсе профессионального мастерства «WоrldSkills Беларусь»: минчане завоевали в различных квалификациях 19 медалей. К тому же 10 призеров вошли в состав национальной сборной по подготовке к мировому чемпионату 2019 года в Казани.

Мария Киндиренко подчеркнула, что участие в таких конкурсах требует серьезного финансирования. «Но на самом современном оборудовании нужно готовить не только к участию в конкурсах — на нем нужно массово обучать всех, кто пришел получать профессию. Процессу обновления материально-технической базы учреждений профессионального образования будет дан новый импульс. При этом не стоит надеяться только на бюджетное финансирование, необходимо переориентироваться на работу с заказчиками кадров, использовать в полном объеме ресурсные центры, созданные на базе профессионально-технических учреждений...»

Болевой точкой для города остается социализация молодых людей с особенностями развития, которые получили профессиональное образование. Получается, что право на получение той или иной специальности они имеют, но не имеют права на трудоустройство, а если и имеют, то с большими ограничениями. «Экзамен на конструктивное межведомственное взаимодействие в вопросах трудоустройства таких молодых людей в городе не выдерживается, — обращает внимание Мария Киндиренко. — Образование свою миссию выполняет полностью. А вот к системе здравоохранения и к заказчикам кадров вопросы есть. Последние делают все, чтобы не принять на работу молодого специалиста с особенностями. Этой ситуации можно дать три оценки. Экономическую: ежегодно мы «закапываем» бюджетные деньги, готовя специалиста, который нигде не будет востребован. Моральную: молодой человек и его родители, получив надежду на полноценную жизнь в обществе, потом ее лишаются. И общественную: при таком подходе мы дискредитируем государственную задачу по построению инклюзивного общества».

Касаясь вопросов проведения в городе воспитательной работы, руководитель столичной системы образования признала, что говорить об управляемости воспитательного пространства пока рано. Количество проведенных воспитательных мероприятий не соотносится с эффектом от них. В 2017 году к административной ответственности были привлечены в столице 826 учащихся. К уголовной — 136 несовершеннолетних, почти половина из них — школьники, остальные являются учащимися системы профессионально-технического и среднего специального образования. В подростковой среде присутствуют и алкоголь, и наркотики, и психотропы. Тревожит и то обстоятельство, что более 70 процентов преступлений были совершены подростками, которые ранее ни к уголовной, ни к административной ответственности не привлекались.

Затронула председатель комитета по образованию и проблему ротации управленческих кадров:

— В этом году практически в каждой 10-й школе сменился директор. Конечно, есть причины объективные, и их большинство, но всем нам известны и другие причины, в том числе из категории моральных. С трибуны форума скажу только одно: уважаемые коллеги, берегите приобретенный за годы работы в образовании авторитет и уважение со стороны детей, их родителей, коллег и руководства! Дорожите своим статусом и репутацией, не допускайте, чтобы из-за минутной слабости вы оказались вне профессионального сообщества. Это очень больно не только для человека и его близкого окружения, но и для всей системы образования.

Мария Киндиренко заверила, что о все проблемные моменты в комитете по образованию знают: «В частности, есть повод для размышления по итогам централизованного тестирования, международных олимпиад, выпускных экзаменов. В самое ближайшее время это станет предметом критического осмысления и обсуждения. Кроме того, с учетом современных тенденций будут корректироваться и стратегии управления качеством образования».

Достижения столичной системы образования:

  • В 2018 году золотую медаль получили 457 выпускников средней школы, а серебряную — 54 выпускника. Обладателями свидетельств о базовом образовании с отличием стали 745 человек.
  • По результатам государственной аттестации за курс базовой и средней школы отметки высокого и достаточного уровней получили 54,5 процента учащихся 9-х классов и более 70 процентов одиннадцатиклассников.
  • 88 выпускников набрали по разным предметам на централизованном тестировании 100 баллов, а по шести предметам минские школьники показали наивысший средний балл в стране.
  • На заключительном этапе предметных олимпиад школьников и на конкурсе работ исследовательского характера команда Минска снова была лучшей в республике.
  • Достойно выступили минчане и на международных интеллектуальных соревнованиях: в 2018 году году ими завоевано 26 медалей различного достоинства.
  • Общий охват детей и молодежи дополнительным образованием составляет в столице более 77 процентов. В настоящее время каждый юный минчанин может посещать 2-3 кружка.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Спорт

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Он — один из немногих представителей белорусского фигурного катания на международной арене. 

Культура

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Где можно освоить литературное мастерство? Как становятся писателями? 

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.