23 сентября, воскресенье

Вы здесь

Как помочь ребенку наладить школьную жизнь


В скором времени в школах прозвенят первые звонки, и очередной учебный год добавит забот и школьникам, и родителям. Особенно непростое это время для тех, кто в этом году сядет за парты впервые. Даже для самых подготовленных первые месяцы в школе оборачиваются стрессом. Как помочь адаптироваться вчерашним детсадовцам в новых обстоятельствах и создать комфортные условия дома, чего нельзя от них требовать и как не пропустить тревожные звоночки, рассказала психолог Городского детского клинического психиатрического диспансера Галина Станчик.


Готов — не готов?

— Критично ли, если не совсем подготовленный ребенок идет в школу?

— Действительно, в первый класс идут разные дети: и готовые, и не совсем готовые, и совершенно не готовые — так называемые условные дошкольники. Критериев готовности много, и в них непросто ориентироваться родителям. Часто руководствуются педагогическими: кажется, что ребенок умненький, читает-считает, почему бы ему и не учиться в школе?
А потом оказывается, что у такого ребенка нет мотивационной готовности — не понимает, что он делает в школе, личностная готовность «Я школьник, и этим горжусь» не сформирована. Иногда у первоклассника игровая мотивация: он идет в школу радостный, с ощущением праздника. Но оно длится не долго, так как наступает большое разочарование: учиться надоело, хочется встать из-за парты и поиграть. Но с этими факторами еще можно работать, в отличие от физиологической готовности, на которую мы не можем повлиять. Если у ребенка еще не развиты доли головного мозга, которые дают возможность делать то, что не очень нравится, он не готов сидеть за партой. Дошкольники воспринимают море информации, но только той, что им интересна, а не интересная проходит мимо. В школе же важно воспринимать то, что предлагает программа. И таким детям очень сложно. Физиологическую готовность диагностируют совместно с врачами психологи, и ее важно учитывать.

— На что сами родители должны обратить внимание?

— Иногда это очевидно: ребенок меняется на глазах, может дольше посидеть, ему нравится заниматься, не обязательно даже познавательной деятельностью. Во время любого домашнего занятия видно, что это уже не просто игра, а стремление к результату, желание сделать так, как взрослые. Очень хорошо играть «в школу»: это рекомендация и перед 1 сентября, и после, чтобы понимать, что с ребенком происходит, понаблюдать, какие есть конфликты, что ребенка беспокоит. Очень показательны игры по правилам. На них можно увидеть, может ли ребенок придерживаться правил, умеет ли проигрывать и как на это реагирует. Хорошо, если реакция — «я все исправлю». если же очень эмоциональная — «я больше не играю», то, к сожалению, такой ребенок и в школе, если у него не получается какой-то «крючок», бросает и говорит: я больше не пишу.

Адаптация — не время для воспитания

— Ребенок идет в школу, где у него новый коллектив, новый учитель, новый распорядок дня — все кардинально меняется. Как помочь адаптироваться к этим условиям?

— Даже идеально готовый к школе ребенок переживает стресс. Его, кстати, переживают и родители, даже если это не первый их ребенок, который идет в школу. И надо понимать, что это непростое время, причем проявляться стресс у ребенка может по-разному. Например, случается так называемый регресс, когда дома ребенок превращается в маленького. Казалось бы, давно одевалась-раздевалась самостоятельно, и в школе золотой ребенок, а дома так ослабел, что нужно, чтобы мама раздела, сняла обувь. Иногда язык становится совсем детским, хотя до этого хорошо разговаривал. Здесь нужно понимать, что период адаптации, а длится он в норме от двух месяцев до полугода, не время для воспитания. Ребенку сложно в школе, где его тоже воспитывают. Недаром говорят, что больше всего дети нуждаются в любви, когда они ее... не заслуживают — когда плохо себя ведут. Это нужно помнить, поддерживать ребенка и помогать ему.

Ребенок может часто спрашивать у родителей: «А вы меня любите?» Школьники чувствуют, что их оценивают, что они, возможно, не соответствуют требованиям, их сравнивают, несмотря на то, что оценки пока не ставят. И им необходима безусловная родительская любовь, которую они стремятся получить, снова становясь маленькими. К этому надо относиться с пониманием. И тут снова на помощь приходит игра. Можно поиграть в маленьких деток, даже в младенца. Это и телесный контакт с родителями, особенно с мамой. Если стресс серьезный и адаптация проходит сложно, ребенок начинает болеть чаще, чем обычно. Иногда бывают невротические проявления —тики, энурез. Если это разово, то не страшно, если же затягивается, следует обращаться к специалистам.

— Что еще должно насторожить родителей и дать понять, что нагрузка большая и что-то идет не так?

Фото Анатолия КЛЕЩУКА.

— Обычно родители замечают: ребенок совсем на себя не похож, и тогда лучше обратиться к врачу или психологу. Капризность дома — это нормально, так как ребенок устает в школе. Есть очень правильные дети, которые просыпаются в пять часов утра, так как боятся проспать и опоздать в школу. Таким важно прийти раньше остальных, чтобы их встретила учительница, поговорила, потом они встречают остальных детей. В первые дни, недели это своеобразная норма, но важно, чтобы процесс не затягивался. Ведь здесь также могут быть невротические проявления, соматические болезни. В период адаптации важно сохранять всякие приятные семейные привычки, ритуалы, которые были раньше, чтобы ребенок дома находился в привычной обстановке. Это помогает восстанавливать ресурсы организма и справляться с тем новым, что приносит в жизнь школа.

Есть психологический тип детей, которые с трудом адаптировались в детском саду, но им гораздо проще в школе, где есть правила и все упорядочено. Иногда таким детям уроки нравятся больше, чем перерывы. Ведь во время перерыва учитель не может постоянно быть в классе, и правильных детей очень раздражает, что правила нарушаются остальными детьми. Также могут раздражать шум, контакты с остальными детьми, то, что их могут толкнуть. Такой ребенок, как правило, не отходит от учительницы, ведь дети непредсказуемы. К этому детей следует также готовить. Для снятия стресса очень важен телесный контакт. Можно поиграть и в «школу», и в «скалу»: сначала мама — скала, которую надо сдвинуть, потом ребенок. Подойдут любые веселые игры, обычно их любят папы: возня, когда нужно выкручиваться, это еще называют медвежьи шалости. Они помогают понять, что прикосновения, даже не очень мягкие, — это не агрессия, а игра.

Очень часто правильные дети боятся проситься в туалет. Других детей, кто очень часто выходит из класса, учительница уже не выпускает. А правильные дети боятся попросить, так как думают, что и их не выпустят. В результате происходят не очень приятные казусы. Родители должны объяснить: если кого-то не пустили, вовсе не значит, что и тебя не пустят.

Секции и кружки лучше отложить на год

— Стоит ли нагружать ребенка дополнительными занятиями в кружках, секциях, музыкальной школе?

— На этот счет много разнообразных рекомендаций. Но из собственного опыта скажу, что очень нежелательно включать что-то новое в этот период. Даже если это очень удобно: ребенок пошел в школу и, например, в музыкальную школу или в кружок рядом со школой. Важно учитывать, что это опять новые обстоятельства, новые отношения. Иногда даже тренеры или руководители кружков говорят: ребенок очень талантлив, но вам лучше прийти через год. Ребенок может начать часто болеть, пропускать и школу, и кружок, а в первом классе эти пропуски и контакт со сверстниками сложно восстановить, адаптация начинается заново. Правда, когда ребенок чем-то заинтересована, посещал секцию раньше, то это своеобразный способ поддержки: зато на танцах, где все привычно, я успешный. Неплохой вариант — кружок при школе, и во время продленки ребенок имеет возможность его посещать, обычно дети это любят. Здесь нужен индивидуальный подход, есть дети, которые и в школу идут легко, и кружок воспринимают с удовольствием.

— Как правильно рассказать ребенку о школе? Не рекомендуется говорить, что школа — это весело, и в то же время неправильно настраивать, что там предстоит серьезная работа...

— Мотивацию — для чего мы идем в школу, важно обсудить. Если ребенок к школе готов, у него сформировалась позиция «быть, как взрослый», он этим гордится. Можно рассказать, что он идет в школу, чтобы потом быть, как мама или папа, иметь возможность работать. А теперь надо получить много знаний. Посыл «школа — это непростая работа» мотивации не добавит. Самим родителям следует быть готовыми, что первый год мы учимся учиться и строим позитивное отношение к школе. Важно, чтобы ребенку там было комфортно. Не страшно, если он за первый год не многому научился, но если он делает это с желанием, то научится потом. К сожалению, у нас бывает, что уже во второй класс после каникул дети идти не хотят.

— Тем более они не хотят идти, когда это уже, скажем, восьмой класс... Как, кстати, мотивировать таких взрослых детей?

— В младшей школе основная деятельность — учебная, и здесь важно подключать интерес. В подростковом возрасте — в шестом, седьмом, восьмом классе — важно общаться со сверстниками. Успешность в таком возрасте, как правило, снижается. Потом, в старших классах, когда появится серьезная мотивация, она может повыситься. В седьмом-восьмом классе родителям к отметкам надо относиться с пониманием. Наоборот, насторожить должно, если ребенок постоянно занят только учебой и совсем не общается с друзьями. А если немного снизилась успеваемость, но есть деятельность, которая интересует, это не страшно. В таком возрасте дети редко любят школу.

И не забудьте о режиме!

— Стоит ли первоклассника настраивать, что он должен хорошо учиться, слушать учителя?

— В семь-восемь лет у детей недифференцированная оценка. Это значит, что если им говорят «ты плохо написал крючок», то они слышат «ты плохой». Недаром у нас отметки ставят только в третьем классе. Задача родителей — безусловная любовь. Ребенок должен знать, что для вас он самый лучший. Школьники часто спрашивают: «Мама, если я буду плохо учиться, ты меня будешь любить?» Требования в школе предъявляются, и родителям важно их поддерживать и объяснять, зачем они. Но своих выставлять пока не надо. Замечать стоит только положительное. Пусть ребенок написал строчку ужасно, но найдите там один аккуратный крючочек и скажите: «Какой красивый, постарайся, чтобы таких было побольше». Тогда ребенок понимает, куда ему двигаться дальше. Приходилось слышать от ребенка, что у него ничего не получается в жизни, так как в первом классе ему сказали: «Как ты будешь жить и работать, если ты писать не научился?» Не уничтожайте у детей веру в себя.

— Что следует сделать в последние дни перед школой?

— Постараться наладить школьный режим дня. Часто родители дают ребенку летом поспать лишний час. И получается, что именно первого сентября он встает непривычно рано, приходит в школу в плохом настроении. К режиму следует подстраиваться постепенно, поэтому за несколько дней перед школой начинайте готовиться. Причем это важно не только для первоклассников, но и для всех школьников.

Родителям важно помнить, что школа — только часть жизни. Главное, чтобы у ребенка оставалось желание возвращаться домой и делиться с ближними своими радостями и неудачами.

Елена КРАВЕЦ

Оставить комментарий

Выбор редакции

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.

Общество

Кому и чем поможет ТЦСОН

Кому и чем поможет ТЦСОН

От помощи на дому пожилым и до создания кризисных комнат для жертв домашнего насилия.

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.