23 сентября, воскресенье

Вы здесь

Как обсуждают поправки в закон о дорожном движении


На днях в Палате представителей Национального собрания Беларуси состоялось рабочее совещание Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи с представителями Министерства внутренних дел и других ведомств по законопроекту «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении», который вызвал множество споров в обществе. Во встрече принял участие и корреспондент «МС».


В начале — теория

Чтобы понять, о чем шла речь на совещании, кратко напомним суть предлагаемых поправок. За нарушения Правил дорожного движения водитель получает определенное положенную количество баллов. Один балл — это нарушения, штраф за которые не превышает трех базовых величин, а также те, что были выявлены с помощью фотофиксации. Два очка — нарушения со штрафом до пяти базовых, три — до 10 базовых, четыре — предусматривающие более 10 базовых или лишение прав. Получаешь 15 и более баллов за год — лишаешься права управления транспортным средством на полгода.

Есть нарушения, за которые штрафные баллы не начисляются. Среди них: нарушение правил эксплуатации транспортного средства — в части номерных знаков, эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Кроме того, это нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения.

Среди других нововведений — право сдавать экзамен в ГАИ на машине с автоматической коробкой передач после прохождения соответствующей подготовки. В этом случае права будут выдавать с соответствующей отметкой.

Инициирован вопрос о выдаче международных водительских удостоверений, также работают над аспектом допуска к управлению мотовездеходов.

Открытость и дисциплина

Перед началом мероприятия с прессой пообщался председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей Рыбак. Он отметил, что работа над законопроектом будет вестись максимально открыто для того, чтобы учесть все мнения — и граждан, и государственных органов. По его словам, ситуация на дорогах осложняется с каждым днем. При этом значительная часть правонарушений, о чем сообщают граждане, — это вынужденные нарушения из-за недостаточной организации дорожного движения. «Наша комиссия считает, что мы именно на этом аспекте должны сделать основной упор», — подчеркнул депутат.

Он добавил, что важно проработать документ в комплексе, не акцентируя внимание на отдельных нормах. Кстати, в самой комиссии пока нет устойчивого единого мнения по поводу введения балльной системы.

Еще у Андрея Рыбака поинтересовались о теоретическом разделении выплаты техосмотра и дорожного налога. Председатель комиссии отметил, что предложения по этому вопросу, которые разрабатывались вместе с Советом Министров, направлены главе государства. Порядок изменится, когда будет принято какое-то решение, добавил он.

Впоследствии к журналистам подошел заместитель начальника управления Государственной автомобильной инспекции милиции общественной безопасности МВД Александр Цегельник, который стал главным спикером мероприятия и отвечал на большинство вопросов.

Александр Цегельник подчеркнул: балльная система окажет положительный профилактический эффект на безопасность дорожного движения. По его словам, это заставит задуматься водителей, которые систематически допускают нарушения ПДД, что не приводят к лишению прав. Таким образом, они станут более дисциплинированные.

Руки вверх!

Выступающий привел немало интересных цифр. С 2005 до 2017 года число погибших в ДТП снизилось в 2,8 раза. В 2017 году на один миллион жителей Беларуси пришлось 62 смертельные травмы в ДТП. Таких результатов удалось достичь на фоне значительного увеличения числа транспортных средств — за 10 лет их парк увеличился на треть, с 3,3 до 4,3 миллиона. Тем не менее в последние годы снижение показателей замедлилось, более того — в 2017-м снижения достичь не удалось. Причина? Нынешние подходы позволяют только сохранить текущий результат, а нужно продолжать уменьшение.

В 2017 году по вине водителей всех видов транспорта произошло 79% от общего количества ДТП, по вине пешеходов — 15%, по вине велосипедистов м 4%. Основные причины ДТП по вине водителей: нарушения правил проезда пешеходных переходов, превышение скорости, несоблюдение очередности проезда перекрестков.

Говорил он и о мерах, которые были приняты не так давно. Например, усиление в 2013 году жесткости административной и уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения. К чему это привело? За пять лет количество задержанных нетрезвых водителей уменьшилось в два раза, количество ДТП по их вине сократилось на 36%, число погибших и раненых в них уменьшилось более чем в два раза. Вместе с конфискацией авто меры дали действительно хороший результат, что подтверждает статистика.

Когда после выступления у присутствующих спросили, есть ли у них вопросы, поднялся настоящий лес рук. Приводим наиболее интересные вопросы и ответы на них.

Почему самое безопасное место на дороге — пешеходный переход — исходя из статистики становится самым опасным? Решение проблемы, по словам Александра Цегельника, очевидное — строительство пешеходных переходов разных уровней, но есть сложности с финансами.

В рамках совещания заявлялось о дефиците парковочных мест — однако один из депутатов справедливо заметил, что паркинги в столице стоят пустые, а улицы заставлены автомобилями. Как людей перевести на эти места, поинтересовался он. Ответ МВД был красноречив: количество транспортных мест, зарегистрированных в Минске, — почти 700 тысяч, а парковочных мест — более 400 тысяч. То есть, даже если бы все, кто хочет, захотели поставить авто не на проезжей части и не во дворах, то дефицит был бы значительный. Поэтому резкое увеличение мер ответственности, наложение штрафов и постоянные эвакуации только усилят социальное напряжение, а не решат проблемы, уверен специалист.

Вопрос по начислению баллов: если нарушение фиксируется техническими средствами, то согласно предлагаемым поправкам за это водитель получает только один балл. Если же сотрудник ГАИ останавливает водителя за то же нарушение, количество баллов может быть выше. Что за неравенство? В ответ Александр Цегельник отметил, что есть большая разница: инспектор обнаруживает водителя, который управлял, лично, а вот технические средства фиксируют только автомобиль и собственника, который мог и не управлять транспортным средством в момент фотографирования.

Впереди ждет еще немало круглых столов и встреч по этой теме, о чем мы обязательно расскажем в будущих номерах.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

Комментарий в тему

Заместитель начальника управления государственного международного права главного государственно-правового управления Администрации Президента Артем Проскалович:

— Принципиальных возражений у нас на данный момент нет. Единственное, хотелось бы предложить подумать дополнительно над некоторыми процедурами реализации этой системы.

С учетом того, что она охватит очень широкий круг людей и это какой-то новый механизм, то мы бы предложили хотя бы на первом этапе отойти от полной автоматизации этого процесса. Почему? Например, человек поехал по брестской трассе за границу, нахватал штрафов по фотофиксации на 15 баллов, уехал. А когда вернулся, то узнал, что, оказывается, уже некоторое время он не имеет права на управление автомобилем. К этому еще добавится нарушение за вождение без права управления.

То есть, нужно максимально быстро информировать о правонарушениях и соответствующих баллах. Человек должен сразу понимать, какие последствия могут возникнуть.

Хотел бы обратить внимание: мы говорим о том, какие последствия этого закона для безопасности дорожного движения. Ситуация такова: одна из основных причин ДТП с тяжелыми последствиями и гибелью людей — это превышение скоростного режима. В первую очередь мы говорим о том, что спасем пять человеческих жизней в год, введя балльную систему, и заставим восемь человек задуматься о том, что они могут быть лишены права управления. Никто не говорит о том, что все повально перестанут нарушать. Но эти новости законопроекта — это разумный шаг, поскольку он позволит сохранить жизни пяти человек.


Член наблюдательного совета совместного закрытого акционерного общества «Безопасные дороги Беларуси» Дмитрий Курносенко:

— Комплексный подход, системность — это, наверное, залог успеха. Этот закон должен создавать условия, чтобы подобный подход был реализован. К сожалению, одними техническими средствами и контролем добиться стопроцентного результата невозможно.

Если мы обратим внимание на статистику, то увидим, что ситуация стабилизировалась, значительного снижения показателей уже нет. Это свидетельствует о том, что от фиксации необходимо переходить к другим принципам — например, создавать так называемые безопасные коридоры. То есть, фиксация будет происходить еще и в тех местах, которые представляют потенциальную опасность.

Оставить комментарий

Выбор редакции

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.

Общество

Кому и чем поможет ТЦСОН

Кому и чем поможет ТЦСОН

От помощи на дому пожилым и до создания кризисных комнат для жертв домашнего насилия.

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.