22 сентября, суббота

Вы здесь

Как объединения по интересам готовят ко взрослой жизни?


Республиканская неделя учреждений дополнительного образования стартовала 4 сентября. Главная ее цель — познакомить учащихся и их родителей с возможностями этих учреждений и их предложениями.

Во время глобального развития интернета и компьютерных технологий завоевать, а тем более удержать внимание детей и подростков, очень проблематично. Поэтому многие учреждения дополнительного образования пытаются переосмыслить свое место и роль в новой системе координат: модернизируя традиционные направления, параллельно развивают и то, что сегодня находится на волне интереса у подрастающего поколения.

Изучать прототипирование и нейротехнологии, заниматься 3D-моделированием, инженерным дизайном CAD и робототехникой, исторической реконструкцией и астрономией, конструировать радиоэлектронные устройства и управлять беспилотными летательными аппаратами — вот далеко не полный перечень занятий, которые сегодня предлагают детям и молодежи в Республиканском центре инновационного и технического творчества.


Робототехника помогает постигать законы физики и принципы механики, развивает творческое мышление и логику. Фото Анатолия Клещука.

Мозговой центр инноваций

— Дополнительное образование играет очень важную функцию, существенно дополняя содержание школьного. Ей свойственны открытость, мобильность и гибкость, что позволяет быстро и точечно реагировать на современные образовательные запросы, — подчеркивает заместитель директора по учебно-воспитательной работе центра Алла Герасимук. — Одна из основных задач нашего заведения — это построение содержания дополнительного образования технического профиля в соответствии с социальным заказом. Инновационность заложена даже в названии нашего центра. Как только мы замечаем новые тенденции, то вносим изменения в содержание образования, затем в ходе экспериментальной деятельности разрабатываем программное и методическое обеспечение нового направления. А наши объединения по интересам становятся экспериментальными лабораториями, в которых апробируются новые учебные программы. И уже опробованный продукт транслируется затем на всю страну. Фактически мы играем роль большой экспериментальной методической площадки и мозгового центра.

Кто-то считает занятия в кружках и объединениях по интересам не более чем хобби или просто времяпрепровождением, но для многих они определили профессиональный выбор на всю жизнь. И даже когда молодые люди в итоге выбирают другое направление своей профессиональной самореализации, те способности, которые они развивали в объединениях по интересам, обязательно помогают им в других сферах.

Учреждения дополнительного образования представляют собой мощнейший ресурс профессиональной ориентации школьников, популяризируют среди детей и подростков современные профессии, дают возможность на практике познакомиться с самыми востребованными профессиональными компетенциями.

Не просто мода

— В последнее время перечень востребованных профессий постоянно меняется. Современный рынок труда требует развития инженерного и предпринимательского мышления. Мы не можем этого не замечать. И если определяем новые направления, то ориентируемся на международный опыт, в частности на международное движение JuniоrSkill, — объясняет Алла Герасимук. — JuniorSkill — это программа ранней профориентации и профессиональной подготовки школьников, в рамках которой проводятся различные олимпиады и соревнования.

В Беларуси это движение развивается с 2015 года, и наш центр определен его координатором. В 2016 году в стране прошел первый Республиканский конкурс по основам профессиональной подготовки для школьников в возрасте от 10 до 17 лет JuniоrSkill Belarus. Победителей выбирали в семи компетенциях. А в мае текущего года состоялся второй национальный чемпионат, где были представлены уже десять компетенций, среди которых мобильная робототехника, прототипирование, инженерный дизайн CAD, нейропилотирование и другие.

Конкурс оправдал все надежды как по количеству участников, так и по уровню подготовки конкурсантов и тому энтузиазму, что проявили дети и педагоги. Мы уверены: через интерес к соревнованиям к современному оборудованию можно заинтересовать школьников не только высокотехнологичной, но и рабочей профессией, можно продемонстрировать им, что в любой из них обязательно присутствует творческая составляющая.

Нейропилотирование, инженерное проектирование, протитипирование, графический дизайн, мобильная робототехника... Согласитесь — звучит современно, но что на самом деле стоит за броскими названиями? Педагоги, курирующие эти объединения по интересам в Республиканском центре инновационного и технического творчества, уверяют, что никто не гонится за модными названиями, думают прежде всего о том, что может быть полезным для детей в будущем. Об этом они нам сами и рассказали.

Компетенция «нейротехнологии» на соревнованиях JuniоrSkill Belarus — 2018.

Когда хочется летать...

Дмитрий Яковлев, заведующий кабинетом технологий беспилотных летательных аппаратов и авиамоделирования:

— Беспилотные летательные аппараты — новое направление, выросшее из авиамоделизма, так сказать, «продвинутый авиамоделизм». Беспилотники — разновидность авиамоделей, с той лишь разницей, что они выполняют определенные прикладные задачи в интересах сельского, лесного хозяйства, Министерства по чрезвычайным ситуациям, военных ведомств и так далее. Также они могут использоваться и в развлекательных целях: снимать спортивные, массовые и другие мероприятия...

Концепция нашей работы состоит из нескольких блоков. Первый — это изучение материальной части: воспитанники знакомятся с различными моделями беспилотных летательных аппаратов, с тем, как они работают, как осуществляется их связь с землей. Второй блок — создание собственных моделей беспилотников. Мы учим детей работать руками, ведь не секрет, что выросло поколение, которое кроме как водить пальцем по экрану больше ничего не умеет. Дети сначала создают самые простые модели (из бумаги, картона, пенопласта и разноцветного скотча), на которых мы проверяем различные аэродинамические схемы. Плоскогубцы, отвертка... С инструментом надо уметь работать, а этому в семье не всегда учат. И третий компонент — обучение технике пилотирования. Запускать и летать — это, наверное, самое интересное. Сегодня прогресс позволяет «научиться летать» на радиоуправляемом самолете благодаря компьютеру. Есть программы, которые позволяют усвоить технику управления и понять, что нужно делать, чтобы твой аппарат летел. Еще 15-20 лет назад, чтобы «научиться летать», воспитаннику нужно было сделать 50-60 полетов с инструктором, это была фактически работа в четыре руки (один обнимал второго): сначала инструктор держал передатчик в своих руках и управлял авиамоделью, затем наоборот . Таким образом я «научил летать» не одну сотню человек.

А сейчас в нашей лаборатории стоят шесть компьютеров, оснащенных специальной программой: в памяти содержится информация о 200 моделях летательных аппаратов, но каждый может заложить характеристики своего.

На компьютере можно отрабатывать фигуры высшего пилотажа, можно летать в составе «двоек», «четверок» ... Осенью и зимой мы тренируемся летать в кабинете, а весной запускаем свои модели в воздух. Детей набираем с десятилетнего возраста, но если речь идет о воспитанниках нашего центра, которые занимались в кружках раннего технического моделирования и уже умеют работать руками, то делаем для них исключение.

На национальном чемпионате JuniоrSkill Belarus конкурсное задание включало представление и защиту конкурсантом презентации по решению прикладной задачи в народном хозяйстве с помощью беспилотного летательного аппарата, демонстрацию навыков пилотирования при исполнении полетных заданий, умение обслуживать БПЛА и делать его мелкий ремонт. Конкурсанты выполняли посадку на ограниченную площадку, полет по трассе (последняя проходила через четыре обруча, расположенных на разной высоте на двух столбах), а еще их ждали воздушные гонки. Ставилась задача — совершить максимальное количество полетов по траектории "восьмерка" вокруг столбов за пять минут.

Игорь Матюшко: "Благодаря визуализации можно просматривать модели под разным углом, поворачивать детали в трех измерениях".

Юные конструкторы и инженеры

Александр Мосейчук, заведующий кабинетом 3D-моделирования и прототипирования:

— От слова «прототип» происходит название всего процесса, в результате которого из цифровой модели получается готовое изделие в физическом измерении. Фактически речь идет об инженерно-конструкторской работе, связанной с созданием прототипов (опытных образцов). Ранее прототипы создавали вручную или при помощи фрезерования, что было достаточно трудоемким процессом. Преимущество 3D-печати — в простоте, невысокой цене и, главное, — в скорости. А если допущена ошибка, ее можно сразу же исправить.

Появление новых технологий, и в первую очередь 3D-принтеров, позволило осуществить настоящий переворот в изготовлении деталей для тех или иных механизмов. Сейчас даже ребенок может при помощи специальной программы смоделировать любую деталь и направить модель на принтер, который напечатает ее из пластика.

3D-моделирование развивает у подростков пространственное мышление, они получают навыки работы с чертежами, поскольку сами должны нарисовать эскиз. Мои воспитанники, например, создавали детали для велосипеда. Был среди их реализованных идей и чехол для телефона.

Игорь Матюшко, заведующий лабораторией профессионально-технического моделирования:

— В нашем объединении мы учим будущих конструкторов работе с системой автоматизированного проектирования (САПР). Если 20-30 лет назад конструкторы использовали обычный карандаш и бумагу, то сейчас все делается на компьютерах и процесс существенно ускоряется. Программы позволяют рассчитывать все мгновенно (размеры, объемы, вес, нагрузку), работать со схемами, чертежами, создавать 3D-модели. САПР — программы для проектирования и выпуска рабочей проектной документации, поступающей на производство для последующего изготовления каких-то деталей или элементов... Плюс эти программы позволяют автоматически конвертировать данные файлы в специальный файл, который используется на станках с числовым программным управлением. Все сделает один станок, нужно только установить нужный инструмент, дать технике задание и нажать на кнопку... Также программные комплексы позволяют использовать визуализацию, и даже если заказчик ничего не понимает в чертежах, он сможет увидеть все на рисунке, созданном в программных комплексах. Благодаря визуализации можно просматривать модели под разным углом, поворачивать детали в трех измерениях. А анимация позволяет сделать виртуальную сборку из созданных элементов. Специалисты, которые умеют пользоваться такими программами, остродефицитные, потому что конструкторы требуются повсеместно: и на мебельном производстве, и в машиностроении, строительстве, архитектуре и так далее. А учебные заведения выпускают их пока в недостаточном количестве.

Поэтому наше направление — одно из самых перспективных, а тот, кто думает, что это занятие исключительно для парней, серьезно ошибается. В прошлом году у нас очень успешно занимались и девушки (ученицы 9 и 10 классов). Одна из них выступала за наш центр в финале JuniоrSkill Belarus в компетенции «инженерный дизайн CAD».

Дмитрий Яковлев: "На компьютере можно отрабатывать фигуры высшего пилотажа..."

Тренировки для мозга

Жанна Ракова, педагог дополнительного образования, направление — мобильная робототехника и нейротехнологии:

— Робототехника — это не просто конструирование роботов, как некоторые ошибочно думают. Можно иметь дома дорогой конструктор, даже собрать робота, но что дальше? А попробуй создать умного робота, запрограммируй его на определенные действия, разработай стратегию его поведения... Робототехника помогает нашим воспитанникам постигать законы физики и принципы механики, развивает творческое мышление и логику, учит составлять как простые, так и сложные алгоритмы. У младших детей во время работы с конструктором развиваются мелкая моторика и пространственное мышление, вырабатываются усидчивость, внимательность, умение делать что-то руками. Немаловажный фактор — умение работать в команде. В последнее время наблюдается снижение коммуникативных навыков у подростков, так как они в большей степени контактируют в социальных сетях. У нас дети учатся работать рядом с другими, быть «командным игроком», прислушиваться к чужому мнению, уметь находить нестандартные решения и выход из сложных ситуаций, брать на себя ответственность. Не только за себя, но и за весь проект.

Также в нашем объединении есть нейрогарнитура, которая помогает исследовать и тренировать мозговую активность. Она надевается на голову, на ухе закрепляется прищепка, а на лбу — электрод. В мозге человека происходит множество физико-химических процессов. Их суммирование приводит к появлению электрической активности. Импульс, который проходит через электрод, показывает наше состояние: раздражение, агрессию, расслабленность, концентрацию внимания. Нейрогарнитура по блютузу связана с планшетом или компьютером. С помощью силы мысли мы можем управлять виртуальными и физическими объектами. Компьютерные интерфейсы распознают нашу умственную активность, психоэмоциональное состояние и интерпретируют их в команды. Например, можно поднять шарик силой мысли. Для этого нужно добиться высоких показателей альфа-ритма, то есть расслабиться. Во второй игре, напротив, требуется максимальная концентрация внимания, чтобы сжечь виртуальную бочку.

Александр Мосейчук: "Эту сложную модель сделали на 3D-принтере наши воспитанники".

На соревнованиях JuniоrSkill Belarus конкурсанты тестировали программу «Спринт», включающую бег, поднимание штанги (кстати, ее вес можно было выбирать — от 50 до 100 килограммов), стрельбу из лука и так далее. Убеждена, что нейротехнологии — это будущее, одно можно сказать с уверенностью уже сейчас: способности мозговой активности человека нужно изучать. Наш мозг можно и нужно тренировать. Мечта о расширении возможностей человеческого мозга вполне осуществима...

Будь в курсе!

8 сентября в Республиканском центре инновационного и технического творчества (улица Славинского, 12) пройдет День открытых дверей. Запись в объединения по интересам продлится до 15 сентября.

Надежда НИКОЛАЕВА

Оставить комментарий

Выбор редакции

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.

Общество

Кому и чем поможет ТЦСОН

Кому и чем поможет ТЦСОН

От помощи на дому пожилым и до создания кризисных комнат для жертв домашнего насилия.

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.