19 сентября, среда

Вы здесь

Сезон без премьеры?


Настроение, царящее в Национальном театре оперы и балета в преддверии открытия сезона, далеко от приподнятого. Ведь новость последних дней иначе, как культурным шоком, не назовешь: премьеры спектакля «Саломея», подготовка к которому шла очень долго (только 1,5 года солисты разучивали партии на немецком языке) и на который распроданы все 2,5 тысячи билетов, не состоится.


— Премьера перенесена, — уточняет директор Большого театра Владимир Гридюшко и, предупреждая следующие вопросы, добавляет: — Это не мое решение, мы никогда не шли на отмену спектаклей. Но решение принято. Давайте воспринимать это как данность, поэтому ни лишних вопросов, ни лишних комментариев, ни лишних оценкам озвучивать не надо.

Как планировалось ранее, постановка режиссера Михаила Панджавидзе — опера Рихарда Штрауса «Саломея» с хореографическим прологом на музыку симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» — должна была открыть 86-й театральный сезон 9 и 10 сентября. На днях, 5 сентября, репетицию оперы смотрели две высокие комиссии — художественный совет Министерства культуры и экспертная комиссия по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости, в которую входили в том числе представители духовенства, — и не нашли в содержании и художественной подаче никаких порочных моментов и оскорбления чувств верующих.

...Вообще, споры вокруг оперы, написанной по библейским рассказам, во всем мире длятся уже более 100 лет. «Саломею» долгое время запрещали ставить в Великобритании, Австрии, США. Особые нарекания критиков и цензоров вызвали центральная сцена — скандально знаменитый танец семи покрывал, и финал с собственно отрубленной головой пророка на серебряном подносе...

Вместе с тем в конце ХХ века опера с успехом прошла в театрах Лондона, Зальцбурга, Мюнхена и Милана. Сейчас «Саломея» без каких-либо препятствий и жалоб со стороны верующих идет в Мариинском театре Санкт-Петербурга и в московской «Новой опере». Фрагмент симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» открывает ежегодный столичный музыкальный фестиваль «Классика возле ратуши», а целиком это произведение считают за честь исполнить многие выдающиеся коллективы, в том числе российский Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. Чайковского.

— В нашей постановке нет отрубленной головы Иоанна Крестителя. И танец семи покрывал у нас исполняет не Саломея, а семь прекрасных балерин, и никакого раздевания нет. Мы никоим образом не ущемляем чувства верующих, — замечает директор театра.

Но... Видимо, здесь совпали сразу несколько факторов: это и большой религиозный праздник, который выпадает на 11 июля (День усекновения главы Иоанна Предтечи), и растиражированное (в том числе через интернет) и направленное в разные инстанции открытое письмо верующих Беларуси , авторы которого — 125 человек — требуют запретить «Саломею» вообще и привлечь главного режиссера и руководителя театра к уголовной ответственности... Можно только догадываться, насколько упомянутые обстоятельства и не известные широкой общественности факты вместе и по отдельности повлияли на конечное решение, но оно было озвучено буквально накануне ожидаемой премьеры.

В Национальном театре оперы и балета не стали раздувать скандал и пошли навстречу пожеланиям верующих. Хотя зрителям, которые ждали сентябрьской премьеры, конечно, будет очень сложно объяснить перенос спектакля. Однако «Саломею» белорусы все же увидят — 18, 19 и 20 октября. Приобретенные билеты действительны. Новый же сезон начнется 11 сентября — с балетов «Петрушка» Игоря Стравинского и «Шехерезада» Николая Римского-Корсакова. В октябре ожидается премьера национального балета «Анастасия», о котором «Звязда» позже расскажет отдельно.

Прямая речь

— К этой постановке мы готовились практически десять сезонов, с момента моего прихода в театр. Ведь она выводит театр на другой уровень, в ряд театров мирового калибра! — поддерживает коллег главный дирижер Виктор Плоскина. — А если сказать знатоку, что «Саломея» у нас идет с симфонической поэмой Штрауса «Так говорил Заратустра», вообще никто не верит, что эти вещи можно совместить в одном спектакле, настолько они сложны.

— Я не понимаю, как комментировать принятое решение. Надеюсь, что это просто недоразумение, о котором можно сказать: «Не было бы счастья, да несчастье помогло», — замечает главный режиссер Большого театра Михаил Панджавидзе. — Зато мы отрепетируем еще лучше, покажем спектакль не два, а три раза, сыграем, возможно, на таком подъеме, которого и сами от себя не ожидали...

В современном мире, напоминает режиссер, остро стоит вопрос о том, как возвращать к традиционным ценностям. Наверное, для этого нужно запрещать отнюдь не театральные спектакли, а всем известные телешоу и сомнительные развлекаловки, которые иногда занимают чрезмерно много места в медиапространстве... Культуру же — в том числе оперные спектакли — необходимо поддерживать. «Мы — не «развлекаловка», мы — культура, тот воспитательный и образовательный институт, который сеет разумное, доброе, вечное», — веско добавляет Михаил Панджавидзе. И кто, интересно, может это опровергнуть?

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Все, что нужно знать про заместительную гормональную терапию

Все, что нужно знать про заместительную гормональную терапию

Лишний вес, бессонница, приливы, нарушения давления и остеопороз — далеко не все проявления, подстерегающие женщину в определенном возрасте. 

Экономика

Можно ли управлять спросом потребителей?

Можно ли управлять спросом потребителей?

От спонтанной покупки со «скидкой по-белорусски» можно не только не получить какой-либо экономии, но и переплатить за нее.

Спорт

Вячеслав Грецкий: Иногда называют меня Уэйном

Вячеслав Грецкий: Иногда называют меня Уэйном

Про знаменитую фамилию и современность белорусского хоккея.

Общество

Андрюс Пулокас: В Беларуси ищу не различия, а совпадения

Андрюс Пулокас: В Беларуси ищу не различия, а совпадения

С Литвой у нас общее историческое прошлое и теперь она — наша ближайшая соседка в Евросоюзе.