21 сентября, пятница

Вы здесь

Игорь Авласенко: Единственный кандидат на вступление в ЕАЭС — Таджикистан


«Гары, пакуль гарыш, пакуль сухі твой порах // І абуджае ціш на хуткасцях твой скоры...» Строки белорусского автора Павла Прудникова стали девизом для молодого литератора Игоря Авласенко. И недаром, ведь поэт — его дедушка. Сегодня Игорь продолжает династию — пишет рассказы, очерки, эссе.

В минувшем году он стал одним из победителей конкурса молодых литераторов «Мост дружбы». В разгар отборочной кампании этого года (заявки принимаются до 30 сентября 2018 года) мы встретились с Игорем, чтобы поговорить с ним о литературе. Старший преподаватель факультета международных отношений Белгосуниверситета оказался отличным собеседником не только на тему творчества.


О литературе

— Конкурс «Мост дружбы» уже несколько лет является площадкой для старта авторов и знакомства молодых литераторов. Лично для вас это был полезный опыт?

— Безусловно. Такие мероприятия вселяют вдохновение и желание работать дальше. В конкурсе приняли участие около 150 молодых авторов, из которых были выбраны по шесть победителей из Беларуси и России. По итогам конкурса издан сборник, где опубликованы работы лауреатов параллельно на русском и белорусском языках. Во время церемонии награждения была возможность познакомиться с другими молодыми авторами, побеседовать с литературоведами, которые входили в состав жюри.

— Ваш конкурсный рассказ «Последняя исповедь Кузьмы Чорного» имеет биографический характер. Чем вас привлек жизненный путь этого писателя?

— Во время знакомства с дневником меня поразила запись, сделанная в последний день его жизни, 22 ноября 1944 года. Он вспоминал, какие лишения довелось перетерпеть, с какими несправедливостями столкнуться на жизненном пути. Ему пришлось пережить репрессии, тяжесть военных лет. Он умер, так и не дождавшись Победы. Последняя строчка из дневника звучит: «Божа, напішы за мяне мае раманы, хіба так маліцца, ці што?» Я решил написать рассказ, в котором постарался отобразить последний день Кузьмы Чорного. Причем представил так, будто он, перелистывая страницы своего дневника, вспоминает и осмысливает свой жизненный путь — в чем-то выражает сожаление, раскаивается, иногда высказывает надежды. Рассказ я писал достаточно долго, поскольку собирал информацию, стремился сконструировать художественный сюжет, который, по моему мнению, был бы наиболее близким к реальности. Благо, к тому времени вышла книга «Кузьма Чорны. Чалавек — гэта цэлы свет», наполненная документальными источниками, которые мне существенно помогли в построении сюжетной линии.

— Какая главная мысль вашего произведения?

— Моей задачей было отражение судьбы писателя сквозь призму последнего дня его жизни. На примере Кузьмы Чорного я хотел показать судьбу целого поколения белорусских литераторов, которые заложили основу нашей национальной культуры, творили на волне белорусизации, однако необоснованно подверглись репрессиям в 1930-е годы. В некоторых аспектах судьба Кузьмы Чорного перекликается с историей жизни моего дедушки.

— Вы продолжаете создавать биографические рассказы?

— Я занимаюсь исследованием судьбы и творчества писателей, пишу научные материалы и публицистические эссе. В настоящее время я сосредоточился на конкретной теме, интересной, практически не изученной ранее, однако называть вслух ее пока не стану. В перспективе планирую опубликовать книгу, ее подготовка сейчас находится в завершающей стадии.

О преподавании и форумах

— Вы преподаете несколько дисциплин на факультете международных отношений. Насколько тяжело при современной динамичной мировой повестке дня подавать материал студентам?

— Вы знаете, я стремлюсь подобрать для каждой дисциплины и группы свой рецепт. Главным образом, в учебном курсе надо найти изюминку, которая бы заинтересовала студентов. Преподаватель также должен показывать, что он свободно ориентируется в тех событиях, которые происходят в данный момент, следит за новостями, может поддержать дискуссию, беседу, прислушаться к мнению студента даже в том случае, если оно не совпадает с собственным. Важно ориентироваться не только на отечественные СМИ, но и на зарубежные источники, работа с которыми подразумевает и тренировку знаний иностранных языков. Только тогда можно сформировать целостную картину происходящих событий. Этому я обучаю и своих студентов.

— Знаю, что вы участник различных семинаров и школ, посвященных евразийской интеграции. Расскажите о тех, которые вам особенно запомнились.

— Хочу отметить школу, организованную Евразийской экономической комиссией и Российским советом по международным делам «ЕАЭС: интеграция для каждого. Эффекты и перспективы до 2025 года». Я участвовал в ней в ноябре 2016 года. Нашей задачей было построение форсайта — прогноза на будущее. Мы определяли наиболее вероятный сценарий мирового развития и указывали, в каких областях необходимо углублять сотрудничество в рамках ЕАЭС, чтобы ответить на вызовы завтрашнего дня. Этим летом я участвовал в подобной летней школе для молодых экспертов-международников Союзного государства. Молодежи подобные мероприятия помогают тренировать свои аналитические способности, получать знания, обретать новые контакты и знакомства. И когда ты участвуешь в беседе с профильным министром ЕЭК или иным специалистом самого высокого ранга — это незаменимый опыт. Говорят, что студенческие годы самые лучшие. Так вот время, проведенное на таких форумах, я тоже могу причислить к лучшим моментам моей жизни.

Об экономическом союзе

— Евразийская интеграция — сфера вашего профессионального интереса, поэтому хочу услышать мнение о некоторых актуальных вопросах. Министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая на недавней встрече в Минске отметила, чтобы выполнить изначальные договоренности, сегодня нужно интегрироваться сильнее, чем нам казалось раньше. Что имела в виду специалист?

— Процесс углубления евразийской интеграции идет на протяжении уже нескольких лет. К настоящему моменту она вошла в фазу экономического союза. Однако этот процесс еще не завершен — пока не достигнуты все цели, поставленные при заключении договора о ЕАЭС. Существуют чувствительные моменты, по которым стороны сразу не могут прийти к компромиссу, и нужен переходный период. Это касается единого финансового рынка, рынков нефти и нефтепродуктов, газа и транспортных услуг. Их создание ожидается в перспективе. В настоящий момент специалисты работают над согласованием технических условий, которые позволят общим рынкам полноценно заработать. Для того чтобы ЕЭАС функционировал успешно, сторонам необходимо активизировать работу по поиску компромиссов.

— Сегодня ЕАЭС приспосабливается к условиям цифровой экономики. Координирование усилий в этой области стало одним из приоритетов председательства России в этом году. Какие возможности цифровая экономика открывает союзу?

— Мир движется к внедрению информационных технологий во всех сферах общественной жизни. Страны, в которых информационные технологии наиболее продвинуты, получат конкурентные преимущества, а остальные могут оказаться на обочине развития. Цифровая повестка для ЕАЭС подразумевает создание единых стандартов, общих правил игры на этом поле и единообразное использование технологий для функционирования рынков. Эти инновации могут успешно использоваться для проведения таможенного досмотра, оформления платежей и для беспрепятственного движения товаров, услуг, капиталов внутри интеграционного объединения.

— Затронем перспективу расширения союза. Выгодным партнером является Украина, но ее вступление в ЕАЭС сейчас кажется нереальным. На саммите в Сочи статус наблюдателя в ЕАЭС получила Молдова. С какими странами все-таки возможна интеграция?

— Если рассматривать этот вопрос реалистично, то в настоящий момент единственный кандидат на вступление в ЕАЭС — Таджикистан. Что касается Украины и Молдовы, это маловероятно по политическим причинам. Статус наблюдателя еще не означает перспективу членства. Кроме того, эти государства уже подписали соглашения об ассоциации с Европейским союзом, а это означает, что они будут ориентироваться на стандарты ЕС. В настоящий момент приоритетным аспектом международного сотрудничества ЕАЭС является не расширение, а заключение соглашений о создании зон свободной торговли (ЗСТ) с как можно большим числом партнеров. Уже действует такая зона с Вьетнамом, в этом году подписано временное соглашение о ЗСТ с Ираном и Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китайской Народной Республикой. Ведутся переговоры и с другими государствами. В перспективе, конечно же, привлекательным является заключение подобного договора с Евросоюзом, однако Европейская комиссия пока не рассматривает всерьез такое предложение со стороны ЕАЭС.

Мария ДАДАЛКО

Название в газете: Кто наводит «Мосты дружбы»?

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Почему в Беларуси следует оптимизировать количество сельсоветов

Почему в Беларуси следует оптимизировать количество сельсоветов

И повышать эффективность работы местных органов власти.  

Общество

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Для системы дополнительного образования присущ отложенный во времени эффект.  

Культура

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Их создали в честь предприятий, которые успешно функционировали в дореволюционное время.