22 сентября, суббота

Вы здесь

«Terra poetіca» как новый уровень литературных отношений


Голос искусства интернациональный. Что бы ни создал человек, это может быть понятным людям из разных культур. А если материал для такого искусства — слова, их можно будет постичь с помощью перевода. У мелодии неповторимая душа. У картины особенный цветовой и световой набор. Через искусство разговаривают сердца. А то, что не высказать словами, будет интерпретировано с помощью других каналов. Очень важно найти свой голос, чтобы разговаривать с миром. И не оставаться молчаливым. Даже самому скромному молодому автору высказаться будет не лишним. Чтобы услышал тот, кто находится рядом, порой нужно просто заговорить с ним.


Примечательно, что есть такая международная гуманитарная площадка, как «Минская инициатива». Она создана именно для того, чтобы люди творчества и науки разговаривали друг с другом, чтобы они могли быть услышанными и высказать самое сокровенное. В копилке «Минской инициативы» уже не один реализованный проект. Это и встреча молодых ученых из разных стран. И совместная выставка художников из Беларуси, России и Украины «Три Софии». И особенный детский театр. И поэтический альманах «Terra poetіca». А совсем недавно вышла и вторая часть альманаха. Название осталось прежним, сохранился тот же дружеский дух и творческий посыл. Однако существенно изменилось содержание. На этот раз это сборник молодой прозы.

Признаться, этот альманах «поэтики» приятно удивил. Нет, все было в порядке и с прошлым, поэтическим, выпуском. Однако молодая проза превзошла все ожидания. Порой кажется, так не бывает в сборниках, — чтобы все авторы и их тексты были настолько яркими и сочными. Они идут буквально плечо в плечо, поддерживая высокий уровень литератур трех стран.

Примечательно и то, что свои сильные тексты в нем представили не только уже известные авторы, которые ожидаемо предложили сильные рассказы: это Марианна Кияновская (Украина), Дмитрий Лазуткин (Украина), Александр Феденко (Россия), Евгения Декина (Россия), Владимир Садовский (Беларусь), Юлия Алейченко (Беларусь). По-настоящему «выстрелили» и те авторы, которые пока не так раскручены и не известны широкой аудитории. Например, Юля Артемова из Беларуси с ее проникновенным, семейным, в то же время трагичным, выдержанным в духе авантюризма творчеством. Или Наталья Харитонюк из Беларуси (оговорюсь, что ее имя все же на слуху), которая в своем рассказе сумела воссоздать простое, но в то же время волшебное действо, которое происходит в ее собственной квартире, когда опускается сумрак ночи... Оксана Боровец из Украины, которая сумела написать малую прозу ощущений, переживаний, прикосновений: она и о вкусном кофе, что дарит приятные, знакомые каждому ароматы, и о лете, которое, конечно же, заряжает читателя частицами своего тепла. Юлия Милович-Шералиева из России в своем творчестве учит нас... считывать сияние, которое может исходить от лиц посетителей метро! Это также незамысловато и также чудесно.

Безусловно стоит сказать и об Андрее Коровине из России, которого многие воспринимают исключительно как поэта. Его проза впечатлила своей мощью, жизненной силой, в каком-то смысле эпичностью, отражающей все же наши дни. Читая Коровина, ловишь себя на мысли, быстро переворачиваешь страницу за страницей, ибо больше не желаешь оставаться в плену неведения о красотах и сюжетах, запечатленных в его прозаических работах.

Издатель аль­ма­на­ха, учредитель «СА­ММІТ-КНИГИ» Иван Степурин.

Творческая часть альманаха не случайно начинается с украинца Сергея Савина и его «Писем к тебе». Ведь вряд ли удастся найти того, кто смог бы остаться равнодушым к любовным письмам. Этот голос универсален и интернационален, он может быть понятен даже человеку совершенно другой культуры. Читая эти добровольно опубликованные письма (как бы подсматривая сквозь щелку за чужой личной жизнью), волей-неволей представляешь ту, которой они могли быть адресованы. Какая она? Почему именно ее выбрал пылкий поэт, взявшийся за прозу? Что может чувствовать возлюбленная (или бывшая возлюбленная?), когда ее воспевают с такой нежностью?

Презентация «Terra poetіca» недавно прошла в Киеве — и на нее съехались молодые авторы из трех стран. И это еще один, очень ценный аспект проекта (помимо собственно собранных вместе прекрасных литературных произведений). Авторам так необходимо свободное общение друг с другом, поездки в разные города и страны. Причем ценное не только само присутствие на какой-то презентации. Важно общение творческих людей друг с другом; это электричество, которое возникает, когда они понимают, что настроились друг с другом на одну волну. Такие часы неспешных бесед, бурных обсуждений, спокойного обмена мнениями не купишь ни за какие деньги. Ведь так важно вырваться порой из привычного будничного ритма — чтобы подключиться к собранию таких же, творческих. Чтобы понять: да, и ты ведь немного не от мира сего. Ну и хорошо. И правильно. Это совсем не конкуренция, а дружеское понимание единого поля, где нужно сеять разумное, доброе, вечное. Хотя бы просто самобытное.

Примечательно и то, что поэзия и проза в «Terra poetіca» тесно переплетаются. Так, у украинской участницы прозаического альманаха Олеси Мифтаховой недавно вышла первая поэтическая книга «Доспевают яблоки» (на украинском). Кстати, она увидела свет благодаря тому, что Олеся стала победительницей крупного литературного украинского конкурса. Читаешь «Доспевают яблоки» и со страхом думаешь: «А если бы не этот конкурс и не победа в нем? Неужели эти строки могли так никогда и не быть собранными вместе?..» — настолько хорош это сборник.

Юлия Алей­чен­ко и ведущие презентации в Киеве Оле­ся Мифтахова  и Юрий Витяк.

В этом и прелесть, и важность таких конкурсов и проектов. Творческие люди всегда хотят говорить и имеют потребность в том, чтобы быть услышанными. Здорово, что есть те, кто что-то организует вокруг них и для них. Ведь от этого выигрывают все.

Михаил Башура, белорусский участник «Terra poetіca»:

Думкі на шпалерах:

Цені і блікі — аддаленыя праявы сутнасці.

Валуны — застылае жыццё.

Глыба — вечнасць.

Агонь — жывая смерць.

Парэшткі храма —
былая веліч людской памяці.

Матэрыяльнае — прахне.

Духоўнае — топчуць.

Вясна — пачатак кахання.

Зямля — надмагілле для эвалюцыі.

Стэрэатыпы правяць светам! Не грошы і не каханне. Падобнае сцвярджэнне таксама стэрэатып.

Не, гэта не пачатак новага жыцця...

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

г. Киев

Название в газете: Творчество в духе авантюризма

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.  

Общество

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Для системы дополнительного образования присущ отложенный во времени эффект.  

Культура

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Их создали в честь предприятий, которые успешно функционировали в дореволюционное время.