25 сентября, вторник

Вы здесь

Что скрывается за названиями новых профессий?


Подготовка по пяти новым специальностям началась в текущем учебном году в учреждениях среднего специального и профессионально-технического образования.


Так, на уровне среднего специального образования в Молодечненском государственном политехническом колледже стали готовить специалистов по хранению и переработке зерна. Как рассказала начальник центра научно-методического обеспечения профессионального образования Республиканского института профессионального образования Александра Петрова, введение этой специальности было инициировано организациями комитета хлебопродуктов Минсельхозпрода. Выпускники данной специальности будут эксплуатировать высокотехнологичное оборудование, которым оснащаются современные предприятия.

— В 2014 году Беларусь стала 68-м членом международной организации WorldSkills International. Основной ее задачей является проведение международных конкурсов профессионального мастерства. Принимая участие в чемпионатах, наша команда не только приобретает новые знания о содержании профессиональных стандартов, но и изучает компетенции, которые пока отсутствуют в наших учреждениях образования, — подчеркивает Александра Петрова. — Да, после анализа содержания компетенции «Визуальный мерчандайзинг», которую представляют на чемпионате участники из разных стран, мы вместе с владельцами торговых объектов разработали образовательную программу для подготовки специалистов, способных разработать визуальную концепцию магазина, салона или иного объекта, которая бы заманивала покупателей и делала процесс покупки максимально комфортным. Причем они должны охватывать весь процесс: от создания эскиза до реализации концепции. При разработке новой специальности учитывался опыт подготовки по аналогичным специальностям в зарубежных колледжах. В сентябре специалистов по визуальному мерчендайзингу начали готовить в Минском государственном профессионально-техническом колледже декоративно-прикладного искусства имени М. Кедышко. Если мы почувствуем спрос со стороны заказчиков кадров, то будем расширять «географию» новой специальности, внедряя ее и в других учреждениях профессионального образования.

Примером успешного сотрудничества системы образования, производственного сектора и бизнеса стало появление в учебных заведениях профессии «монтажник каркасно-обшивочных конструкций сухого строительства». При разработке программы учитывались требования в компетенции «Сухое строительство» WorldSkills International. Большую помощь в ее разработке и подготовке мастеров производственного обучения и преподавателей оказали специалисты компаний Knauf и «Белгипс». Соответствующих специалистов готовят на базе Минского государственного ПТК строительства, Минского государственного профессионального лицея №7 и Минского профессионального лицея №12.

Удачно прошел в этом году прием по таким новым специальностям, как «социальная работа» в Минском государственном колледже сферы обслуживания и «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» в Новогрудском государственном аграрном колледже. В общем на новые специальности абитуриенты, как правило, поступают очень охотно, благодаря большой пиар-кампании, которую проводят учебные заведения и СМИ.

Сегодня рассматривается возможность по включению в перечень профессионального образования специальностей, связанных с эксплуатацией промышленных роботов, аддитивными технологиями, производством и обслуживанием электромобилей, использованием современных дорожных покрытий и других. «Мы стремимся к тому, чтобы в какой-то мере опережать экономический сектор, чтобы не было сбоев при комплектовании коллективов специалистами, которые бы быстро адаптировались к современному производству», — подчеркивает Александра Петрова.

Например, специальность «мехатроника» была введена на опережение. По своей сути это достаточно сложная профессия, которая объединяет знание механики, электроники, гидравлики и пневматики в обслуживании высокотехнологичного оборудования. Такие специалисты сегодня остро востребованы в машиностроении, радиотехнике, пищевой промышленности. С учетом повсеместного внедрения в производство мехатронных систем это профессия требует дальнейшего развития и совершенствования.

В Минский государственный автомеханический колледж имени академика М. Высоцкого в октябре откроется учебная лаборатория по изучению строения электромобилей. Еще в 2014 году в колледже был создан ресурсный центр по направлению «техническая эксплуатация и автосервис», включающий пять учебных объектов: кабинет для теоретического обучения и практические лаборатории.

— Сам электромобиль в продольном разрезе у нас уже есть, а техники для его изучения не хватало, — констатирует директор колледжа Валерий Кириленко. — Однако уже в октябре в колледж прибудет соответствующее оборудование, которым оснастят учебную лабораторию.

Также в планах руководства колледжа улучшить материально-техническую базу для изучения строения, эксплуатации и ремонта грузовых автомобилей.

— С этой целью мы начали сотрудничать с резидентами индустриального парка «Великий камень», — говорит Валерий Кириленко. — В частности, с компанией Weichai, которая в ноябре намерена открыть в парке завод по производству дизельных двигателей. В марте между Республиканским институтом профессионального образования и Weichai было подписано соглашение о создании учебного центра на базе нашего колледжа. Центр будет укомплектован современным оборудованием, учебными наглядными пособиями и образцами двигателей, соответствующих экастандартам Евро-5 и Евро-6. Планируем, что он откроется также в ноябре.

В настоящее время в колледже получают профессию на дневной и заочной форме около 1700 учащихся. Что интересно: большинство из них не рассматривает получение среднего специального образования лишь как промежуточную ступень к получению высшего. Так, продолжают обучение в высшей школе 40% выпускников колледжа. Валерий Кириленко подчеркивает: «Это не означает, что среднего специального образования недостаточно для того, чтобы успешно работать и строить карьеру. Высшее образование остается делом личного выбора, а не необходимостью. Я знаю, что настоящие мастера могут своими руками заработать даже больше, чем обладатели дипломов о высшем образовании. Не только могут, но и зарабатывают».

Надежда НИКОЛАЕВА

Оставить комментарий

Выбор редакции

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.

Общество

Кому и чем поможет ТЦСОН

Кому и чем поможет ТЦСОН

От помощи на дому пожилым и до создания кризисных комнат для жертв домашнего насилия.

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.