С какими сложностями сталкиваются космонавты?

До последней недели шансы большинства белорусов встретиться лично с космонавтом, а тем более с астронавтом или тайконавтом, равнялись нулю. Конечно, наши земляки Петр Климук, Владимир Коваленок и Олег Новицкий родину не забывают. Но могут ли их визиты охватить всех, кого интересует космическая тема? Обычно, когда мы хотим подчеркнуть невыполнимость задачи, говорим: «Не проще, чем попасть в космос...» Тем не менее, начиная с полета Гагарина, на околоземной орбите побывало уже около 600 человек. И почти 90 из них приехали в Беларусь для участия в ХХХI Международном конгрессе участников космических полетов.

Для американского астронавта Марио Ранко провели экскурсию по Музею землеведения на географическом факультете БГУ и продемонстрировали коллекцию редких минералов.

Правда и мифы про «Салют-7»

По традиции один день во время проведения конгресса отводится для встреч космонавтов и астронавтов с общественностью — учеными, исследователями, конструкторами, специалистами предприятий, задействованных в космических разработках, ну и обязательно со школьниками и студентами, которые все реже мечтают о космосе. Мы посетили две такие встречи.

В Белорусском государственном университете на шести факультетах и ​​в Институте прикладных физических проблем высадился пожалуй, самый многочисленный и представительный космический десант из двенадцати космонавтов и астронавтов из России, Швеции, Германии и США. Выступления гостей были напрямую связаны со спецификой образовательной и научной деятельности тех подразделений, куда они пришли. Например, географический факультет посетили Марио РАНКО, американский астронавт, специалист в области метеорологии и физической океанографии, и космонавт Виктор САВИНЫХ, дважды Герой Советского Союза, ученый, который много лет был ректором Московского государственного университета геодезии и картографии, а сейчас занимает в этом вузе почетный пост президента.

О подвиге Виктора Савиных молодежь знает благодаря фильму «Салют-7», который вышел на экраны в прошлом году. В центре сюжета — спасение советской космической станции, которая потеряла связь с Землей, перестала реагировать на все команды из Центра управления полетами. Рано или поздно она начала бы снижаться и в конце концов упала бы на Землю. К тому же и терять дорогую космическую технику никто не хотел... Поэтому перед экипажем в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных была поставлена ​​задача: пристыковаться вручную к неуправляемому «Салюту-7» и вернуть космическую станцию ​​к жизни. Их полет стал одной из самых сложных миссий в истории мировой космонавтики.

Виктор Савиных: «Было неизвестно, что случилось на станции: взрыв, разгерметизация из-за попадания метеорита или, может быть, пожар?»

Станция вращалась в космосе во всех плоскостях на большой скорости. Стыковку в таких условиях еще никто и никогда не выполнял. Было неизвестно, что случилось на станции: взрыв, разгерметизация из-за попадания метеорита или, может быть, пожар? На Земле отрабатывали действия экипажа на все случаи...

Естественно, что студенты поинтересовались мнением Виктора Савиных о кинофильме. Не является ли российская лента ответом американскому «Амаргедону»? И как он относился к тому, что к «мертвой» станции полетел корабль под номером 13?

— Абсолютно спокойно, — заверил герой-космонавт. — Это американцы боятся цифры 13. Даже когда они тренировались в нашем Звездном городке, то никто из них в 13-й комнате не жил. А у меня с этой цифрой в жизни многое связано. Во время первого моего космического полета стыковка проходила 13 марта. Третий полет был в рамках 13-й Международной экспедиции. К «Салюту-7» мы летели на корабле «Союз Т-13». И живу я в квартире № 13. Так что я дружу с этой цифрой. Никаких предрассудков у меня нет.

Что касается правдоподобности фильма, то там, конечно, очень много художественного вымысла. Никто кувалдой в открытом космосе не машет! Этот эпизод меня больше всего возмутил. А вязаные шапки на нас — это правда.Температура на станции, когда мы туда попали, была минусовая. Но вообще я считаю фильм полезным для привлечения внимания молодежи к космосу. Космические полеты всегда наполнены самыми разными нештатными ситуациями, на которые нужно реагировать мгновенно. И важно показать грамотные действия экипажа.

Видна ли сверху Великая китайская стена?

Американский астронавт Марио Ранко совершил три космических путешествия на шаттл и один выход в открытый космос. Он служил офицером метеослужбы на десантном корабле, офицером экологической службы ВМС США, проводил океанографические и гидрографические исследования. Приглашение поступить в NASA получил в 1987 году. И хотя годом ранее трагически погибли семь членов шаттла «Челленджер», его это не остановило...

— Когда я рос, наша страна была охвачена интересом к космосу, — констатирует он. — Я смотрел фантастические фильмы типа «Стартрека» и тоже мечтал о космосе. Очень хотелось бы, чтобы так было и сейчас. У меня часто спрашивают, что я думаю о современных фантастических фильмах. Скажу, что самый худший фильм, который я смотрел, — это «Гравитация».

У Марио прекрасное чувство юмора. На вопрос: «А что, кроме хорошего здоровья, требуется для того, чтобы попасть в космос?» Он уверенно отвечает: «Надо быть таким же красивым, как я». А есть место юмору на космическом корабле? «Там мы постоянно шутим друг над другом, — утверждает он. — Юмор — отличный способ разрядить атмосферу и установить более тесные связи с коллегами, с которыми ты проводишь рядом много времени».

Всех интересует, как спится в космосе и что снится космонавтом.

— Некоторым нравится спать в невесомости, но только не мне, — говорит Марио. — Первый раз я отправился в космос в 39-летнем возрасте. Это значит, что 39 лет я спал в своей постели с подушкой и одеялом. Признаюсь, что их в космосе очень не хватало. К тому же, если ты находишься в невесомости и на тебя не действует притяжение, твой позвоночник вытягивается: я, таким образом, вырос на два сантиметра. Подобное «удлинение» стало причиной болей в пояснице. Пришлось принимать обезболивающие средства, чтобы уснуть. Если вас на Земле что-то беспокоит (простуда или насморк), вы ведь тоже не можете заснуть. Зато хорошая новость заключалась в том, что раньше, когда меня спрашивали о моем росте, я людям чуточку врал — говорил, что шесть футов. А когда я в космосе «подрос», вышло, что говорил всем правду...

Когда ты находишься на орбите, то спишь меньше, так как график очень насыщенный. Тем более если хочешь провести какое-то время у иллюминатора и понаблюдать за Землей, звездами, сделать фотографии, то приходится сокращать под свои нужды время на сон. Но один свой сон во время космической экспедиции Марио все-таки запомнил и поделился им с аудиторией: ему снилось, что они вместе с женой находятся в кабине шаттла. Между ними стоит свеча, но зажигать ее категорически нельзя, и они вместе наблюдают в темноте за космосом.

Метеоры Марио сравнивает с отпечатками пальцев у человека, так как они несут уникальную космическую информацию. Но непосредственно для кораблей и станции представляют угрозу, поэтому лучше ими любоваться на большом расстоянии. Астронавт рассказал, что, находясь в космосе, можно в течение суток встречать рассвет 16 раз. Сверху можно разглядеть границу между США и Мексикой, Египтом и Израилем, а вот Великую китайскую стену — очень проблематично, потому что она по цвету сливается с местностью, часть стены проходит вообще через леса, а погодные условия, которые там складываются, также не способствуют, чтобы можно было ее разглядеть.

Что касается выхода в открытый космос, то это, подчеркивает Марио, самые сильные впечатления и захватывающий опыт в жизни. Человеку на самом деле очень трудно осмыслить бесконечность.

Из кондитерской фабрики — в космос

Российский космонавт Юрий Усачев не отказывал в автографе ни одному участнику встречи.

А вот российскому космонавту Юрию Усачеву во время одной из своих миссий пришлось выходить в космос целых шесть раз! Герой Российской Федерации, летчик-космонавт Юрий УСАЧЕВ и первый астронавт из Великобритании — доктор Хелен ШАРМЕН — встретились со школьниками в столичном кинотеатре «Пионер», где им пришлось отвечать на совсем недетские вопросы. Например, по поводу перспектив развития новых средств для сокращения времени перелета к Марсу.

— Выход в открытый космос — это серьезная физическая нагрузка, потому что скафандр весит более 100 килограмм, он неудобный и ты таскаешь его на себе, как улитка — свою раковину. Руки, ноги тяжело сгибаются. Ну и психологически приходится непросто, ведь нужно постоянно контролировать свои перемещения. Но страха нет, о тросе, соединяющем тебя со станцией, в этот момент не думаешь. Все твои движения и сцепки отрабатываются до автоматизма еще на Земле во время длительных тренировок. После выхода в открытый космос обычно теряешь два-три килограмма. Зато потом очень хорошо спится, потому что ты очень устал и думаешь только об одном — как добраться до своей подушки, — улыбается Юрий Усачев. — А вот сны в космосе снятся только земные.

Детей интересовало, что было самым сложным во время полета и бывает ли космонавтам страшно?

— Старт ракеты и возвращение на землю — самые опасные в техническом плане моменты полета. А в человеческом... ты лишен на длительное время привычной атмосферы, семьи, природы, изменений времен года и большого количества воды, так как экспедиция длится шесть месяцев. Для гигиенических процедур на космической станции предусмотрены свои приспособления. Картошку тоже нельзя пожарить на сковороде, — шутит Юрий.

— Страшно, когда впереди тебя ждет неизвестность, а нас готовили к полету профессионалы, и я знала все, что мне нужно было знать, и доверяла людям, которые создали корабль, — констатирует Хелен. — К сожалению, моя миссия была очень короткой — всего восемь дней. Я отправилась на космическую станцию ​​как исследователь. И самым сложным для меня было сделать все, что я хотела бы сделать в космосе, конечно, кроме поставленных передо мной задач. А при подготовке к полету самым трудным было выучить русский язык.

Хелен Шармен рискнула и победила среди 13 тысяч своих соотечественников. Она стала первым астронавтом в Великобритании.

Сказать, что Хелен вытащила счастливый билет, когда попала в космос, — ничего не сказать. Она стала первым астронавтом в Великобритании, хотя не была ни летчиком, ни конструктором, ни инженером. Зато хорошо разбиралась в химии. На момент, когда она услышала по радио сообщение об отборе кандидатов для участия в космическом полете в рамках проекта Juno (по сбору средств на финансирование экспедиции коммерческими и общественными организациями), Хелен работала... химиком-технологом на кондитерской фабрике. Она рискнула и победила среди 13 тысяч своих соотечественников, которые также стремились попасть в космос. Сегодня Хелен занимается наукой и преподаванием. Говорит, что если бы выдался второй случай отправиться в космос, то она его точно не упустила бы...

Юрий Усачев и Хелен Шармен выразили уверенность, что человек, который высадится на Марсе, уже родился, более того, он уже учится в школе. Поэтому им может стать каждый из присутствующих в зале, если, конечно, очень этого захочет.

— Я искренне желаю вам не бояться быть чудаками, которые мечтают полететь на Красную планету, — посоветовал школьникам Юрий. — Нет оглядывайтесь на других, кто говорит, что это невозможно. Как только вы начнете это делать, будете жить чужой жизнью, а не своем. Каждый человек приходит в мир со своей задачей. Самое главное — заниматься любимым делом. И поверьте, что все усилия стоят того, чтобы хоть одним глазком посмотреть на Землю из иллюминатора корабля, почувствовать себя в невесомости...

— На свете существует много интересных и важных профессий. И совсем необязательно, чтобы все стремились в космос, — добавила Хелен. — Думаю, что хватит и нескольких целенаправленных ...

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Молодечно претендует на звание белорусской столицы стрит-фуда

Корреспондент «Звязды» оценила гастрономический потенциал города.

Как в Беларуси развивается сектор беспилотников

Он молодой — в этом году ему исполняется 10 лет.

Экономика

Как бизнес двигает политику

Конференция немецкого бизнеса «Евразийский экономический союз: значение, достижения, перспективы развития» прошла в белорусской столице.

В Минске обсудили борьбу с отмыванием денег в Евразии

Белорусская «антиотмывочная» система вызывает определенный интерес у экспертного сообщества ЕАГ.