С какими сложностями сталкиваются космонавты?

До последней недели шансы большинства белорусов встретиться лично с космонавтом, а тем более с астронавтом или тайконавтом, равнялись нулю. Конечно, наши земляки Петр Климук, Владимир Коваленок и Олег Новицкий родину не забывают. Но могут ли их визиты охватить всех, кого интересует космическая тема? Обычно, когда мы хотим подчеркнуть невыполнимость задачи, говорим: «Не проще, чем попасть в космос...» Тем не менее, начиная с полета Гагарина, на околоземной орбите побывало уже около 600 человек. И почти 90 из них приехали в Беларусь для участия в ХХХI Международном конгрессе участников космических полетов.

Для американского астронавта Марио Ранко провели экскурсию по Музею землеведения на географическом факультете БГУ и продемонстрировали коллекцию редких минералов.

Правда и мифы про «Салют-7»

По традиции один день во время проведения конгресса отводится для встреч космонавтов и астронавтов с общественностью — учеными, исследователями, конструкторами, специалистами предприятий, задействованных в космических разработках, ну и обязательно со школьниками и студентами, которые все реже мечтают о космосе. Мы посетили две такие встречи.

В Белорусском государственном университете на шести факультетах и ​​в Институте прикладных физических проблем высадился пожалуй, самый многочисленный и представительный космический десант из двенадцати космонавтов и астронавтов из России, Швеции, Германии и США. Выступления гостей были напрямую связаны со спецификой образовательной и научной деятельности тех подразделений, куда они пришли. Например, географический факультет посетили Марио РАНКО, американский астронавт, специалист в области метеорологии и физической океанографии, и космонавт Виктор САВИНЫХ, дважды Герой Советского Союза, ученый, который много лет был ректором Московского государственного университета геодезии и картографии, а сейчас занимает в этом вузе почетный пост президента.

О подвиге Виктора Савиных молодежь знает благодаря фильму «Салют-7», который вышел на экраны в прошлом году. В центре сюжета — спасение советской космической станции, которая потеряла связь с Землей, перестала реагировать на все команды из Центра управления полетами. Рано или поздно она начала бы снижаться и в конце концов упала бы на Землю. К тому же и терять дорогую космическую технику никто не хотел... Поэтому перед экипажем в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных была поставлена ​​задача: пристыковаться вручную к неуправляемому «Салюту-7» и вернуть космическую станцию ​​к жизни. Их полет стал одной из самых сложных миссий в истории мировой космонавтики.

Виктор Савиных: «Было неизвестно, что случилось на станции: взрыв, разгерметизация из-за попадания метеорита или, может быть, пожар?»

Станция вращалась в космосе во всех плоскостях на большой скорости. Стыковку в таких условиях еще никто и никогда не выполнял. Было неизвестно, что случилось на станции: взрыв, разгерметизация из-за попадания метеорита или, может быть, пожар? На Земле отрабатывали действия экипажа на все случаи...

Естественно, что студенты поинтересовались мнением Виктора Савиных о кинофильме. Не является ли российская лента ответом американскому «Амаргедону»? И как он относился к тому, что к «мертвой» станции полетел корабль под номером 13?

— Абсолютно спокойно, — заверил герой-космонавт. — Это американцы боятся цифры 13. Даже когда они тренировались в нашем Звездном городке, то никто из них в 13-й комнате не жил. А у меня с этой цифрой в жизни многое связано. Во время первого моего космического полета стыковка проходила 13 марта. Третий полет был в рамках 13-й Международной экспедиции. К «Салюту-7» мы летели на корабле «Союз Т-13». И живу я в квартире № 13. Так что я дружу с этой цифрой. Никаких предрассудков у меня нет.

Что касается правдоподобности фильма, то там, конечно, очень много художественного вымысла. Никто кувалдой в открытом космосе не машет! Этот эпизод меня больше всего возмутил. А вязаные шапки на нас — это правда.Температура на станции, когда мы туда попали, была минусовая. Но вообще я считаю фильм полезным для привлечения внимания молодежи к космосу. Космические полеты всегда наполнены самыми разными нештатными ситуациями, на которые нужно реагировать мгновенно. И важно показать грамотные действия экипажа.

Видна ли сверху Великая китайская стена?

Американский астронавт Марио Ранко совершил три космических путешествия на шаттл и один выход в открытый космос. Он служил офицером метеослужбы на десантном корабле, офицером экологической службы ВМС США, проводил океанографические и гидрографические исследования. Приглашение поступить в NASA получил в 1987 году. И хотя годом ранее трагически погибли семь членов шаттла «Челленджер», его это не остановило...

— Когда я рос, наша страна была охвачена интересом к космосу, — констатирует он. — Я смотрел фантастические фильмы типа «Стартрека» и тоже мечтал о космосе. Очень хотелось бы, чтобы так было и сейчас. У меня часто спрашивают, что я думаю о современных фантастических фильмах. Скажу, что самый худший фильм, который я смотрел, — это «Гравитация».

У Марио прекрасное чувство юмора. На вопрос: «А что, кроме хорошего здоровья, требуется для того, чтобы попасть в космос?» Он уверенно отвечает: «Надо быть таким же красивым, как я». А есть место юмору на космическом корабле? «Там мы постоянно шутим друг над другом, — утверждает он. — Юмор — отличный способ разрядить атмосферу и установить более тесные связи с коллегами, с которыми ты проводишь рядом много времени».

Всех интересует, как спится в космосе и что снится космонавтом.

— Некоторым нравится спать в невесомости, но только не мне, — говорит Марио. — Первый раз я отправился в космос в 39-летнем возрасте. Это значит, что 39 лет я спал в своей постели с подушкой и одеялом. Признаюсь, что их в космосе очень не хватало. К тому же, если ты находишься в невесомости и на тебя не действует притяжение, твой позвоночник вытягивается: я, таким образом, вырос на два сантиметра. Подобное «удлинение» стало причиной болей в пояснице. Пришлось принимать обезболивающие средства, чтобы уснуть. Если вас на Земле что-то беспокоит (простуда или насморк), вы ведь тоже не можете заснуть. Зато хорошая новость заключалась в том, что раньше, когда меня спрашивали о моем росте, я людям чуточку врал — говорил, что шесть футов. А когда я в космосе «подрос», вышло, что говорил всем правду...

Когда ты находишься на орбите, то спишь меньше, так как график очень насыщенный. Тем более если хочешь провести какое-то время у иллюминатора и понаблюдать за Землей, звездами, сделать фотографии, то приходится сокращать под свои нужды время на сон. Но один свой сон во время космической экспедиции Марио все-таки запомнил и поделился им с аудиторией: ему снилось, что они вместе с женой находятся в кабине шаттла. Между ними стоит свеча, но зажигать ее категорически нельзя, и они вместе наблюдают в темноте за космосом.

Метеоры Марио сравнивает с отпечатками пальцев у человека, так как они несут уникальную космическую информацию. Но непосредственно для кораблей и станции представляют угрозу, поэтому лучше ими любоваться на большом расстоянии. Астронавт рассказал, что, находясь в космосе, можно в течение суток встречать рассвет 16 раз. Сверху можно разглядеть границу между США и Мексикой, Египтом и Израилем, а вот Великую китайскую стену — очень проблематично, потому что она по цвету сливается с местностью, часть стены проходит вообще через леса, а погодные условия, которые там складываются, также не способствуют, чтобы можно было ее разглядеть.

Что касается выхода в открытый космос, то это, подчеркивает Марио, самые сильные впечатления и захватывающий опыт в жизни. Человеку на самом деле очень трудно осмыслить бесконечность.

Из кондитерской фабрики — в космос

Российский космонавт Юрий Усачев не отказывал в автографе ни одному участнику встречи.

А вот российскому космонавту Юрию Усачеву во время одной из своих миссий пришлось выходить в космос целых шесть раз! Герой Российской Федерации, летчик-космонавт Юрий УСАЧЕВ и первый астронавт из Великобритании — доктор Хелен ШАРМЕН — встретились со школьниками в столичном кинотеатре «Пионер», где им пришлось отвечать на совсем недетские вопросы. Например, по поводу перспектив развития новых средств для сокращения времени перелета к Марсу.

— Выход в открытый космос — это серьезная физическая нагрузка, потому что скафандр весит более 100 килограмм, он неудобный и ты таскаешь его на себе, как улитка — свою раковину. Руки, ноги тяжело сгибаются. Ну и психологически приходится непросто, ведь нужно постоянно контролировать свои перемещения. Но страха нет, о тросе, соединяющем тебя со станцией, в этот момент не думаешь. Все твои движения и сцепки отрабатываются до автоматизма еще на Земле во время длительных тренировок. После выхода в открытый космос обычно теряешь два-три килограмма. Зато потом очень хорошо спится, потому что ты очень устал и думаешь только об одном — как добраться до своей подушки, — улыбается Юрий Усачев. — А вот сны в космосе снятся только земные.

Детей интересовало, что было самым сложным во время полета и бывает ли космонавтам страшно?

— Старт ракеты и возвращение на землю — самые опасные в техническом плане моменты полета. А в человеческом... ты лишен на длительное время привычной атмосферы, семьи, природы, изменений времен года и большого количества воды, так как экспедиция длится шесть месяцев. Для гигиенических процедур на космической станции предусмотрены свои приспособления. Картошку тоже нельзя пожарить на сковороде, — шутит Юрий.

— Страшно, когда впереди тебя ждет неизвестность, а нас готовили к полету профессионалы, и я знала все, что мне нужно было знать, и доверяла людям, которые создали корабль, — констатирует Хелен. — К сожалению, моя миссия была очень короткой — всего восемь дней. Я отправилась на космическую станцию ​​как исследователь. И самым сложным для меня было сделать все, что я хотела бы сделать в космосе, конечно, кроме поставленных передо мной задач. А при подготовке к полету самым трудным было выучить русский язык.

Хелен Шармен рискнула и победила среди 13 тысяч своих соотечественников. Она стала первым астронавтом в Великобритании.

Сказать, что Хелен вытащила счастливый билет, когда попала в космос, — ничего не сказать. Она стала первым астронавтом в Великобритании, хотя не была ни летчиком, ни конструктором, ни инженером. Зато хорошо разбиралась в химии. На момент, когда она услышала по радио сообщение об отборе кандидатов для участия в космическом полете в рамках проекта Juno (по сбору средств на финансирование экспедиции коммерческими и общественными организациями), Хелен работала... химиком-технологом на кондитерской фабрике. Она рискнула и победила среди 13 тысяч своих соотечественников, которые также стремились попасть в космос. Сегодня Хелен занимается наукой и преподаванием. Говорит, что если бы выдался второй случай отправиться в космос, то она его точно не упустила бы...

Юрий Усачев и Хелен Шармен выразили уверенность, что человек, который высадится на Марсе, уже родился, более того, он уже учится в школе. Поэтому им может стать каждый из присутствующих в зале, если, конечно, очень этого захочет.

— Я искренне желаю вам не бояться быть чудаками, которые мечтают полететь на Красную планету, — посоветовал школьникам Юрий. — Нет оглядывайтесь на других, кто говорит, что это невозможно. Как только вы начнете это делать, будете жить чужой жизнью, а не своем. Каждый человек приходит в мир со своей задачей. Самое главное — заниматься любимым делом. И поверьте, что все усилия стоят того, чтобы хоть одним глазком посмотреть на Землю из иллюминатора корабля, почувствовать себя в невесомости...

— На свете существует много интересных и важных профессий. И совсем необязательно, чтобы все стремились в космос, — добавила Хелен. — Думаю, что хватит и нескольких целенаправленных ...

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Спорт

Дочь олимпийского чемпиона Сергея Мартынова может повторить успех отца

«Главное, наверное, то, что на стрельбе жизнь не заканчивается...»

Победители конкурса «Семья года — 2019» о главном в семейном счастье

Елена и Сергей Николаевы, а также их пятеро детей все еще под влиянием своей триумфальной победы.

Экономика

Налоги на землю и недвижимость нужно заплатить до 15 ноября

Тем, кто просрочит или забудет внести налог, грозит штраф, пени и в исключительных случаях вас могут не выпустить из страны.