Вы здесь

Модельер Дмитрий Заболотный: Люди устали от глобальных брендов


Модельер Дмитрий Заболотный был одним из первых в Беларуси, кто начал производить на заказ мужские костюмы премиум-класса. Сегодня его студия известна многим знаменитым и успешным белорусам, а костюмы составляют конкуренцию всемирно известным брендам. Дмитрий рассказал, в каких случаях не обойтись без классического костюма, что должно быть в гардеробе каждого мужчины и чем нужно руководствоваться, его формируя, а также почему важно понимать язык дресс-кода.


И искусство, и ремесло

— Дмитрий, что обусловило ваш выбор профессии?

— С детства я интересовался искусством, и это своеобразная наследственность от отца, который в свое время изучал в Ленинграде живопись, пение, философию. В детстве я часами мог листать альбомы живописи, того же Виктора Васнецова — с начала до конца и снова с конца к началу. В детском саду на всех утренниках меня ставили солистом. После учился в музыкальном лицее при консерватории, на отделении хорового дирижирования, позже началась специализация — фортепиано, валторна. А это экзамены, концерты и красивые сценические костюмы. У нас, парней, любимым местом было закулисье оперного театра, я до сих пор помню все черные ходы, хотя там и прошла реконструкция. Мы с восхищением смотрели на сценические декорации, костюмы, балерин, солистов.

В подростковом возрасте хотелось красиво выглядеть. В школе я завязывал пионерский галстук различными способами, старался модничаьь в каких-то пиджаках. Но это был период советского дефицита, красивая одежда продавалась только в магазинах «Березка». Мне интересно было заходить и смотреть, какие там есть вещи.

— Помните ваш первый личный опыт моделирования одежды?

— В 8 классе я придумал себе куртку, а мама помогла ее сшить. Недавно она даже нашлась, я очень смеялся, из каких тканей удалось ее сделать. В старших классах я сшил себе шорты-бермуды, на белой ткани вовсе не предназначенными для этого красками нарисовал пальмы, острова, какие-то иностранные слова. Реакция сверстников — «Вау, неужели ты сам это сделал!» — вдохновило, хотелось идти дальше.

С такого детского опыта и начался путь в профессию. Для этого научился рисовать. Три года подряд, кстати, я ходил на экзамены в технологический техникум м после 8, 9 и 10 класса. Планировал учиться в школе, а на экзамен по рисунку приходил, потому что интересно было проверить свои силы. После 10 класса поступил, и мой рисунок был одним из лучших. Потом учился в Академии искусств, на философском факультете БГУ, но не закончил ни то, ни другое. В какой-то момент мне становилось скучно, и я уходил. Так что я полностью селф-мэйд в определенном смысле этого слова. Знания в различных областях помогают понимать клиентов из разных сфер — от бизнеса до искусства. А моя профессия — одновременно и искусство, и ремесло, так же, как музыка или живопись.

С уважением к языку дресс-кода

— Сложно ли работать в обществе, где многие мужчины проявляют мало интереса к тому, что на них надето?

— В моем случае все сложилось довольно удачно. Два десятилетия назад, когда я начинал, немногие мужчины имели представление о моде, да и меньше было интереса к классическому костюму. Исключением были те, кто заработал какой-то капитал, познакомился с зарубежными брендами. Это или предприниматели, или представители дипломатического корпуса. За последние 20 лет изменилась и мужская мода, и взгляды на нее, да и сами мужчины. Сегодня больше уважения к себе, к своему статусу, стремления к комфорту и красоте. Появились многочисленные возможности зарабатывать и расходовать. Да и мир меняется: люди устали от глобальных брендов, от дешевой одежды. Есть категория людей, которые хотят, чтобы одежда была только «их», создавала тот привычный комфорт и красоту благодаря качеству ткани, правильности пошива и пропорций. Да, это редкий вид мужчин, причем везде — как в нашем обществе, так и в западном. Но таких достаточно, чтобы я чувствовал себя востребованным. В 20 лет мне было сложно продавать классическую одежду для взрослых мужчин. Теперь, когда я сравнялся в возрасте со своими клиентами, мы разговариваем на одном языке, живем в одной среде, у нас одинаковые ценности. Я хорошо понимаю, чего хотят такие мужчины.

— Иногда кажется, что классический костюм уступает свои позиции, так как сегодня на деловую встречу или в театр нередко ходят в джинсах...

— Есть огромное консервативное финансовое, политическое окружение, которое живет по другим законам, где эстетика и культура одежды — это другой язык. Так, сегодня часто звучат демократические примеры в одежде Стива Джобса и Марка Цукерберга, но это скорее исключения из правила. Более того, в банковской сфере, в высоких финансовых кругах, увидев твой костюм, с тобой могут отказаться встречаться. И моя задача — научить говорить на языке дресс-кода, относится к нему с уважением. В частности молодых клиентов, работающих в IT-сфере и выходящих на международные рынки в консервативных отраслях, где требуется быть на равных с зарубежными партнерами. Здесь уже байка или футболка и джинсы не подойдут. Кстати, сегодня представители нашего бизнеса внешне очень хорошо выглядят на международном уровне.

— Обязательно ли в мужском гардеробе должен быть классический костюм?

— Я бы не стал категорично утверждать, что в гардеробе каждого мужчины должен быть костюм. Возможно, и не у каждого. Но надо иметь несколько красивых, интересных, соответствующих стилю жизни пиджаков. Это может быть или костюм, или комплект из брюк и пиджака, которые подходят друг другу. Мужской пиджак — самый утилитарный предмет гардероба, так как его можно носить круглый год. В зависимости от выбранной ткани он может дарить как тепло, так и прохладу. Это одновременно и куртка, и предмет делового гардероба. В нем можно прийти как на вечеринку, так и в место, где есть дресс-код. В определенном возрасте (и тут уж скажу категорично) нужно осознавать, что вы переходите из статуса молодого человека в статус мужчины. Но это ни в коем случае не ограничивает выбор одежды, и при правильном подборе она будет подчеркивать молодость, яркость и энергичность. Пиджак, который хорошо сидит, дарит удобство не меньше, чем толстовка или байка.

Например, в Италии мужчина, который достигает определенного социального положения, даже начального успеха, ищет себе портного и далее заказывает у него пиджаки, костюмы. Это другой уровень потребления. Ты можешь выбрать ткань, запрограммировать те или иные свойства: или это пиджак на выход для серьезных ситуаций, или повседневная вещь, которую хочется носить 10 лет и не менять. При этом она будет отлично сидеть и воплощать твой образ жизни.

Зачем и как часто?

— Сколько, кстати, можно носить один костюм? При том, что каждый сезон меняется мода: новая форма карманов, воротника...

— Вы затронули тему, которая для большинства мужчин терра инкогнита. Есть разные виды тканей, одни очень ноские, другие вовсе не ноские, предназначенные, чтобы надевать всего несколько раз в год. Легкий летний пиджак из высококачественного тонкого кашемира не будет носким. А если взять, например, шотландский твид известной марки Hаrris Twееd, для производства которого используется самая грубая шерсть, то пиджак будет носиться 10 лет и не сотрется. У меня есть, кстати, такой пиджак, которому шесть лет. Я дважды менял подложку, так как она выходит из строя, а твид становится только красивее: где-то вытирается, где-то приобретает нужную форму.

Что касается классического костюма в деловом гардеробе, то очень важно, чтобы мужчина точно понимал, для чего его приобретает и как часто будет носить. Странно предлагать студенту костюм стоимостью в тысячу рублей, так как молодой человек еще изменится физически, найдет отрасль, где ему будет нужен другой гардероб. Мужчина, который делает карьеру, должен осознавать: если он каждый день надевает костюм, то приобретать следует ноский, который подходит к дресс-коду компании. Любой гардероб нужно продумывать с точки зрения экономичности, носкости, комфорта, контекстуальности. Для статусных переговоров требуется роскошная ткань, чтобы оппонент видел, что перед ним человек высокого уровня, который может себе позволить качественные вещи. Дорогой костюм выдают и ткань, и пошив, и детали ручной работы. У меня есть опыт создания костюмов под конкретные переговоры. И это работает: люди действительно достигали успеха. Если мы посмотрим на любую бизнес-среду, увидим одинаковые синие костюмы. Но на самом деле каждый из них уникален, так как сшитый на заказ. Там видна и рука мастера, и стиль жизни его владельца, собственные предпочтения и увлечения. И это очень непросто, чтобы в классическом синем костюме была отражена целая история человеческой жизни. Такого эффекта можно достичь только с профессиональным портным.

— Кто ваши постоянные заказчики?

— Самые разные люди. Но все они ценят и уважают себя, достигли определенного успеха и хотят его почувствовать как через качество одежды, так и через определенный посыл бизнес-партнерам. Но мы открыты и готовы работать со всеми. В прошлом году, например, реализовали небольшой, но интересный проект с Национальным олимпийским комитетом. Сделали серию галстуков для viр-персон и глав делегаций, посещающих наш НОК. Это возможность показать, что есть белорусский продукт на уровне мировых стандартов.

— Сколько стоит костюм, сшитый на заказ?

— С учетом особенностей технологического процесса и стоимости тканей — 1200-3000 рублей. В Европе тот продукт, который мы делаем, стоит в эквиваленте от 3 до 10 тысяч рублей. Для основного белорусского потребителя наша цена очень высока. Но мы рассчитываем не на массового покупателя. Наш костюм, если проводить аналогии с автомобилем, представительского класса. Хотя я могу сшить и для студента, и для президента. У нас, кстати, было несколько необычных заказов, когда мы делали школьную форму для молодых людей, которые учились в Англии и Швейцарии. Понятно, что для школьников мы выбирали более простые и ноские ткани, там не нужны петли ручной работы. Если знаешь технологию, можно это регулировать. Технология на той же фабрике «Коминтерн» неплохая, просто она другая — направлена ​​на то, чтобы сделать массовый недорогой продукт. Но есть ограничения: там не будет глянца, что есть в нашем костюме. Это разные полюса одной индустрии. В той же Италии во время стажировки я побывал на пяти различных производствах: от маленького камерного, где в неапольском дворике работает один дедушка и у него только утюг и швейная машинка, до фабрики с мощностью тысяча единиц в месяц и самым современным оборудованием. Здесь каждый работает в своем сегменте и у каждого своя задача.

— Сколько занимает работа над одним костюмом?

— От 50 до 90 рабочих часов. Над костюмом, кроме меня, работают три специалиста. Моя задача — выбрать ткань, пуговицы, нитки, аксессуары, подобрать конструкцию, пройтись по всем тонкостям технологического процесса, сделать примерки — первую, вторую, третью, — пока у клиента не загорятся глаза. Но могу сделать костюм полностью собственными руками, без швейной машинки, и это будет лучший костюм в мире. Правда, экономически это неоправданно.

Елена КРАВЕЦ

Фото из открытых источников

Выбор редакции

Спорт

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Он — один из немногих представителей белорусского фигурного катания на международной арене. 

Культура

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Где можно освоить литературное мастерство? Как становятся писателями? 

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.