Вы здесь

Модельер Дмитрий Заболотный: Люди устали от глобальных брендов


Модельер Дмитрий Заболотный был одним из первых в Беларуси, кто начал производить на заказ мужские костюмы премиум-класса. Сегодня его студия известна многим знаменитым и успешным белорусам, а костюмы составляют конкуренцию всемирно известным брендам. Дмитрий рассказал, в каких случаях не обойтись без классического костюма, что должно быть в гардеробе каждого мужчины и чем нужно руководствоваться, его формируя, а также почему важно понимать язык дресс-кода.


И искусство, и ремесло

— Дмитрий, что обусловило ваш выбор профессии?

— С детства я интересовался искусством, и это своеобразная наследственность от отца, который в свое время изучал в Ленинграде живопись, пение, философию. В детстве я часами мог листать альбомы живописи, того же Виктора Васнецова — с начала до конца и снова с конца к началу. В детском саду на всех утренниках меня ставили солистом. После учился в музыкальном лицее при консерватории, на отделении хорового дирижирования, позже началась специализация — фортепиано, валторна. А это экзамены, концерты и красивые сценические костюмы. У нас, парней, любимым местом было закулисье оперного театра, я до сих пор помню все черные ходы, хотя там и прошла реконструкция. Мы с восхищением смотрели на сценические декорации, костюмы, балерин, солистов.

В подростковом возрасте хотелось красиво выглядеть. В школе я завязывал пионерский галстук различными способами, старался модничаьь в каких-то пиджаках. Но это был период советского дефицита, красивая одежда продавалась только в магазинах «Березка». Мне интересно было заходить и смотреть, какие там есть вещи.

— Помните ваш первый личный опыт моделирования одежды?

— В 8 классе я придумал себе куртку, а мама помогла ее сшить. Недавно она даже нашлась, я очень смеялся, из каких тканей удалось ее сделать. В старших классах я сшил себе шорты-бермуды, на белой ткани вовсе не предназначенными для этого красками нарисовал пальмы, острова, какие-то иностранные слова. Реакция сверстников — «Вау, неужели ты сам это сделал!» — вдохновило, хотелось идти дальше.

С такого детского опыта и начался путь в профессию. Для этого научился рисовать. Три года подряд, кстати, я ходил на экзамены в технологический техникум м после 8, 9 и 10 класса. Планировал учиться в школе, а на экзамен по рисунку приходил, потому что интересно было проверить свои силы. После 10 класса поступил, и мой рисунок был одним из лучших. Потом учился в Академии искусств, на философском факультете БГУ, но не закончил ни то, ни другое. В какой-то момент мне становилось скучно, и я уходил. Так что я полностью селф-мэйд в определенном смысле этого слова. Знания в различных областях помогают понимать клиентов из разных сфер — от бизнеса до искусства. А моя профессия — одновременно и искусство, и ремесло, так же, как музыка или живопись.

С уважением к языку дресс-кода

— Сложно ли работать в обществе, где многие мужчины проявляют мало интереса к тому, что на них надето?

— В моем случае все сложилось довольно удачно. Два десятилетия назад, когда я начинал, немногие мужчины имели представление о моде, да и меньше было интереса к классическому костюму. Исключением были те, кто заработал какой-то капитал, познакомился с зарубежными брендами. Это или предприниматели, или представители дипломатического корпуса. За последние 20 лет изменилась и мужская мода, и взгляды на нее, да и сами мужчины. Сегодня больше уважения к себе, к своему статусу, стремления к комфорту и красоте. Появились многочисленные возможности зарабатывать и расходовать. Да и мир меняется: люди устали от глобальных брендов, от дешевой одежды. Есть категория людей, которые хотят, чтобы одежда была только «их», создавала тот привычный комфорт и красоту благодаря качеству ткани, правильности пошива и пропорций. Да, это редкий вид мужчин, причем везде — как в нашем обществе, так и в западном. Но таких достаточно, чтобы я чувствовал себя востребованным. В 20 лет мне было сложно продавать классическую одежду для взрослых мужчин. Теперь, когда я сравнялся в возрасте со своими клиентами, мы разговариваем на одном языке, живем в одной среде, у нас одинаковые ценности. Я хорошо понимаю, чего хотят такие мужчины.

— Иногда кажется, что классический костюм уступает свои позиции, так как сегодня на деловую встречу или в театр нередко ходят в джинсах...

— Есть огромное консервативное финансовое, политическое окружение, которое живет по другим законам, где эстетика и культура одежды — это другой язык. Так, сегодня часто звучат демократические примеры в одежде Стива Джобса и Марка Цукерберга, но это скорее исключения из правила. Более того, в банковской сфере, в высоких финансовых кругах, увидев твой костюм, с тобой могут отказаться встречаться. И моя задача — научить говорить на языке дресс-кода, относится к нему с уважением. В частности молодых клиентов, работающих в IT-сфере и выходящих на международные рынки в консервативных отраслях, где требуется быть на равных с зарубежными партнерами. Здесь уже байка или футболка и джинсы не подойдут. Кстати, сегодня представители нашего бизнеса внешне очень хорошо выглядят на международном уровне.

— Обязательно ли в мужском гардеробе должен быть классический костюм?

— Я бы не стал категорично утверждать, что в гардеробе каждого мужчины должен быть костюм. Возможно, и не у каждого. Но надо иметь несколько красивых, интересных, соответствующих стилю жизни пиджаков. Это может быть или костюм, или комплект из брюк и пиджака, которые подходят друг другу. Мужской пиджак — самый утилитарный предмет гардероба, так как его можно носить круглый год. В зависимости от выбранной ткани он может дарить как тепло, так и прохладу. Это одновременно и куртка, и предмет делового гардероба. В нем можно прийти как на вечеринку, так и в место, где есть дресс-код. В определенном возрасте (и тут уж скажу категорично) нужно осознавать, что вы переходите из статуса молодого человека в статус мужчины. Но это ни в коем случае не ограничивает выбор одежды, и при правильном подборе она будет подчеркивать молодость, яркость и энергичность. Пиджак, который хорошо сидит, дарит удобство не меньше, чем толстовка или байка.

Например, в Италии мужчина, который достигает определенного социального положения, даже начального успеха, ищет себе портного и далее заказывает у него пиджаки, костюмы. Это другой уровень потребления. Ты можешь выбрать ткань, запрограммировать те или иные свойства: или это пиджак на выход для серьезных ситуаций, или повседневная вещь, которую хочется носить 10 лет и не менять. При этом она будет отлично сидеть и воплощать твой образ жизни.

Зачем и как часто?

— Сколько, кстати, можно носить один костюм? При том, что каждый сезон меняется мода: новая форма карманов, воротника...

— Вы затронули тему, которая для большинства мужчин терра инкогнита. Есть разные виды тканей, одни очень ноские, другие вовсе не ноские, предназначенные, чтобы надевать всего несколько раз в год. Легкий летний пиджак из высококачественного тонкого кашемира не будет носким. А если взять, например, шотландский твид известной марки Hаrris Twееd, для производства которого используется самая грубая шерсть, то пиджак будет носиться 10 лет и не сотрется. У меня есть, кстати, такой пиджак, которому шесть лет. Я дважды менял подложку, так как она выходит из строя, а твид становится только красивее: где-то вытирается, где-то приобретает нужную форму.

Что касается классического костюма в деловом гардеробе, то очень важно, чтобы мужчина точно понимал, для чего его приобретает и как часто будет носить. Странно предлагать студенту костюм стоимостью в тысячу рублей, так как молодой человек еще изменится физически, найдет отрасль, где ему будет нужен другой гардероб. Мужчина, который делает карьеру, должен осознавать: если он каждый день надевает костюм, то приобретать следует ноский, который подходит к дресс-коду компании. Любой гардероб нужно продумывать с точки зрения экономичности, носкости, комфорта, контекстуальности. Для статусных переговоров требуется роскошная ткань, чтобы оппонент видел, что перед ним человек высокого уровня, который может себе позволить качественные вещи. Дорогой костюм выдают и ткань, и пошив, и детали ручной работы. У меня есть опыт создания костюмов под конкретные переговоры. И это работает: люди действительно достигали успеха. Если мы посмотрим на любую бизнес-среду, увидим одинаковые синие костюмы. Но на самом деле каждый из них уникален, так как сшитый на заказ. Там видна и рука мастера, и стиль жизни его владельца, собственные предпочтения и увлечения. И это очень непросто, чтобы в классическом синем костюме была отражена целая история человеческой жизни. Такого эффекта можно достичь только с профессиональным портным.

— Кто ваши постоянные заказчики?

— Самые разные люди. Но все они ценят и уважают себя, достигли определенного успеха и хотят его почувствовать как через качество одежды, так и через определенный посыл бизнес-партнерам. Но мы открыты и готовы работать со всеми. В прошлом году, например, реализовали небольшой, но интересный проект с Национальным олимпийским комитетом. Сделали серию галстуков для viр-персон и глав делегаций, посещающих наш НОК. Это возможность показать, что есть белорусский продукт на уровне мировых стандартов.

— Сколько стоит костюм, сшитый на заказ?

— С учетом особенностей технологического процесса и стоимости тканей — 1200-3000 рублей. В Европе тот продукт, который мы делаем, стоит в эквиваленте от 3 до 10 тысяч рублей. Для основного белорусского потребителя наша цена очень высока. Но мы рассчитываем не на массового покупателя. Наш костюм, если проводить аналогии с автомобилем, представительского класса. Хотя я могу сшить и для студента, и для президента. У нас, кстати, было несколько необычных заказов, когда мы делали школьную форму для молодых людей, которые учились в Англии и Швейцарии. Понятно, что для школьников мы выбирали более простые и ноские ткани, там не нужны петли ручной работы. Если знаешь технологию, можно это регулировать. Технология на той же фабрике «Коминтерн» неплохая, просто она другая — направлена ​​на то, чтобы сделать массовый недорогой продукт. Но есть ограничения: там не будет глянца, что есть в нашем костюме. Это разные полюса одной индустрии. В той же Италии во время стажировки я побывал на пяти различных производствах: от маленького камерного, где в неапольском дворике работает один дедушка и у него только утюг и швейная машинка, до фабрики с мощностью тысяча единиц в месяц и самым современным оборудованием. Здесь каждый работает в своем сегменте и у каждого своя задача.

— Сколько занимает работа над одним костюмом?

— От 50 до 90 рабочих часов. Над костюмом, кроме меня, работают три специалиста. Моя задача — выбрать ткань, пуговицы, нитки, аксессуары, подобрать конструкцию, пройтись по всем тонкостям технологического процесса, сделать примерки — первую, вторую, третью, — пока у клиента не загорятся глаза. Но могу сделать костюм полностью собственными руками, без швейной машинки, и это будет лучший костюм в мире. Правда, экономически это неоправданно.

Елена КРАВЕЦ

Фото из открытых источников

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.