Вы здесь

Что ждет Швецию?


В Швеции прошли парламентские выборы, по итогам которых управленческий левоцентристский блок набрал 40,6 процента голосов, а правоцентристская оппозиция получила только на 0,3 процента меньше. В то же время за ультраправую партию «Шведские демократы» (ШД), которая не входит ни в один блок, проголосовали 17,6 процента избирателей, что почти на пять процентов больше, чем на предыдущих выборах.

ШД фактически получили «золотую акцию» и уже заявили о готовности сформировать коалиционный Государственный совет короля (так официально называется правительство этой скандинавской конституционной монархии, в которой на гербе три короны — «тре крунур»). В однопалатном шведском парламенте (риксдаге) 349 депутатов, которые «заступают на работу» на четыре года. По итогам последних выборов 2014-го в стране было сформировано правительство меньшинства с участием социал-демократов и "зеленых". Что ждет шведов на этот раз?


Хот-дог в булочке

Совсем недавно улицы шведских городов были заклеены всевозможными предвыборными плакатами. Восемь парламентских партий боролись за голоса избирателей. Компанию главной партии страны, Социал-демократической рабочей (СДРПШ), которая неизменно среди лидеров на любых выборах и правила Швецией 74 года за прошедшее столетие, возглавлял премьер-министр Стефан Лёвен.

В предвыборном ролике партии он останавливается у киоска фаст-фуда. На вопрос продавца «Что вы хотите?», Премьер отвечает: «Я хочу общества, где надежность важнее снижения налогов; чтобы мы могли нанять больше медицинского персонала и помощь всегда успевала вовремя; чтобы общество делало больше для молодежи, которая не была бы в плену у криминала; я хочу, чтобы те, кто закончил профессиональную жизнь, получали пенсию, на которую можно жить; чтобы налоги, которые мы платим, шли сюда, — Стефан указывает на детей, которые играют, — а не в карманы спекулянтов и капиталистов; да, и еще я хочу хот-дог в булочке. А что хочешь ты?».

Маргот Вальстрем, министр иностранных дел и один из лидеров социал-демократической партии, замечала с тысяч предвыборных афиш: «Я не хочу, чтобы размер твоего кошелька определял, какую медицинскую помощь ты получишь». Очевидно, что она говорит не о себе. Ее проблемы бесплатной медицины не касаются. Как отметили ряд экспертов, местоимение «ты» вместо «мы» в данном случае точно определяет сложившуюся ситуацию: карьерные политики и лидеры правящей партии — это часть истеблишмента, которая давно оторвалась от народа и уже даже не представляет себя его частью.

Без малого век Швеция была мировой столицей социал-демократии. Еще двадцать лет назад эта империя была в зените влияния: социалисты были у власти в 11 из тогдашних 15 стран ЕС. Сейчас таких государств осталось только 5 из 28. А на днях мы стали свидетелями того, как социал-демократический проект закачался в своей собственной твердыне. К 1991 году в СДРПШ было более миллиона членов, а теперь партийных социал-демократов осталось чуть более 100 тысяч. После введения всеобщего избирательного права партия неизменно набирала на выборах от 40 до 55 процентов голосов, сейчас она получила вдвое меньше. А среди граждан моложе 50 лет партийный рейтинг едва достигает 20 процентов.

Рецепт от «умеренных»

Главный оппонент социал-демократов — либерально-консервативная Умеренная коалиционная партия (Mоdеrаtеrnа) — возглавляет альянс из четырех правых «буржуазных» партий. Она участвовала в выборах во главе с новым лидером. Ульф Кристерссон настроен довольно радикально. Он открыто указывает на угрозы, с которыми сталкивается нация: мигранты, безработные, соискатели социальных пособий, молодежные банды и люди без образования. Кристерссон обещал быстро навести порядок жесткой рукой.

Фактически его компания строилась на разжигании страхов среднего класса перед угрозами со стороны «опасных классов». Он обещал разорвать с логикой «социального паразитизма», сократив «избыточные» социальные программы для безработных, неквалифицированных и социально незащищенных. «Нужно вносить вклад в развитие, а не получать пособия» — утверждал один из слоганов правых. «Умеренные» намерены победить криминал не с помощью социальной политики, а увеличивая количество полицейских и повышая требования к мигрантам и соискателям пособий. Рецепты Кристерссона отсылают к ценностям классического консерватизма: закон и порядок, больше никакой возни с излишним гуманизмом.

«Продолжать позитивное развитие!» — гласили предвыборные афиши «умеренных» в престижных коттеджных районах. «Вперед!» — лаконично командовала Ани Лёф, лидер союзной им Партии центра. Единой аудитории правых либералов и консерваторов ясно, что страна движется в правильном направлении: успешная часть общества выиграет от роста неравенства и демонтажа остатков «шведского социализма».

Глава правоцентристского альянса призвал правительство Швеции по итогам выборов уйти в отставку. «Это правительство исчерпало себя, — отметил Кристерссон. — Альянс больше красно-зеленый блок». В свою очередь премьер-министр Швеции Стефан Лёвен объявил, что не намерен идти в отставку. «До открытия сессии нового парламента осталось две недели. Я остаюсь на это время на посту премьер-министра», — отметил глава правительства. Он также назвал вечер подведения итогов голосования похоронами политики блоков.

Бурный период

Спокойная и уравновешенная, экономически устойчивая и социально сбалансированная, по-северному медленная и даже в какой-то степени меланхоличная Швеция в последнее время переживает «бурный период», замечает iz.ru. Причиной тому скандинавские политологи видят резко возросшую активность партии «Шведские демократы», которая стоит на позициях Евроскептицизма. Другие политические партии старались не замечать ШД, чтобы не пиарить соперников, которые, впрочем, и без повышенного внимания к себе смогли поднять свою квоту в законодательном органе более чем втрое — с 5,7 до 17,6 процента. При этом они до последнего времени оставались партией, создавать альянсы с которой не стремилась никакая другая крупная политическая сила страны — ни социал-демократы, ни экологи (Партия зеленых), ни организации консервативного типа, которые частично совпадают по своим взглядам с демошведами.

Обращать пристальное внимание на ШД скандинавские СМИ начали тогда, когда в Брюсселе открыли ворота в ЕС перед лавиной беженцев. За пять лет в страну приехало свыше 600 тысяч мигрантов (общая численность населения страны составляет около 10 млн человек). По количеству мигрантов на одного жителя Швеция находится на втором месте в ЕС.

18,5 процента населения родились за пределами страны. Согласно официальной статистике, в скандинавской стране проживают 150 тысяч сирийцев, 135 тысяч иракцев и 71 тысяча иранцев. По расчетам экспертной группы по общественной экономике, каждый мигрант обходится в 74 тысячи крон (8 тысяч долларов) ежегодно в течение всей своей жизни.

При этом отмечается рост преступности. В стране до 2017 года появился 61 «проблемный» криминальный район. «Я больше не узнаю Швецию: в моей спокойной законопослушной стране развернулась битва уличных банд. У нас появилась организованная преступность. Время объявлять ей войну», — заметил лидер «Шведских демократов» Имми Акессон во время дебатов в прессе относительно криминальной ситуации в скандинавском королевстве.

ШД заняли стратегическую антисистемную нишу. «В Швеции правительство и оппозиция — одно и то же» — утверждал один из их предвыборных плакатов. Прежде ШД воспринимались как партия одного вопроса - как противники массовой миграции. Теперь они отвоевывают для себя гораздо более широкое пространство, не забывая и про миграционный вопрос, который принес им серию электоральных успехов. «Миграция не была решением проблем, — говорят они в агитационном ролике на фоне кадров с горящими машинами, перестрелками, полицейской хроникой, — она ​​привела к тому, что люди не чувствуют себя в безопасности, а государство всеобщего благосостояния лежит в руинах». Демошведы претендуют на роль защитников «шведской модели».

Рагнарок приблизился

Парламентские выборы в Швеции подвели страну к «неделям или месяцам» напряженных переговоров между политическими силами, которые не смогли достичь большинства, пишет британская газета The Guаrdiаn. Да, сейчас лидеры основных левых и правых парламентских блоков Швеции накануне формирования нового правительства страны. Как утверждает действующий премьер-министр Швеции Стефан Лёвен, в ближайшие две недели он попытается построить мижблоковую парламентскую коалицию. Глава правительства считает заручиться поддержкой небольших партий правоцентристского, центристского и либерального типа. Это будет не просто, отмечает британская газета. Готовность сотрудничать с правоцентристами уже выразили «Шведские демократы», и хотя представители блока официально отрицали такую ​​возможность, она существует. Если подобное произойдет, то Швеция станет второй после Австрии европейской страной, где правительство будет сформировано с участием националистов.

Шведские СМИ отмечают, что проценты, набранные ШД, — это тревожный знак, с которым придется считаться. Thе Guаrdiаn пишет, что успехи «Шведских демократов» нарушают «стабильный европейский порядок». Как считают авторы издания, «процветающая либеральная толерантная Швеция входит в незнакомые воды популистского сопротивления, которое становится реальной политической силой». Как метко замечает ехреrt.ru, политический апокалипсис — Рагнарок (по древнескандинавской мифологии, день, когда мир рухнет, а боги и люди погибнут в битве с чудовищами) — по техническим причинам не состоялся. Но, возможно, приблизился.

Захар БУРАК

Фото из открытых источников

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.