Вы здесь

Бумажные кружева как антидепрессант


Всегда приятно узнавать о существовании новых художественных школ. Даже если ты в этой школе... учился (имею в виду детскую художественную школу города Молодечно, где у меня был предмет «Декоративно-прикладное искусство»). Пришлось там позаниматься и вытинанкой — открыть для себя ее красоту и своими руками вырезать из бумаги изысканные рисунки-кружева. Если кто-то все равно не понимает, что же такое вытинанка, вспомните, как в детстве под Новый год вы, конечно же, вырезали из бумаги снежинки, чтобы повесить их на окна, на люстру. Это и есть самая простая из бумаги. Но обычно делаем ее более сложный вариант — продуманный, лаконичный, с образными узорами, вырезанными на бумаге. Профессор, исследователь белорусской культуры Евгений Сахута выделил молодечненскую вытинанку как отдельное явление, со своей уникальной стилистикой и творческой системой. Увидеть ее вы можете сами, заглянув на выставку Молодеченской школы вытинанки, которая открылась в Национальном историческом музее в Минске.


«Калейдоскоп» Людмилы Волкович-Борис.

Экспозиция состоит из произведений художников, которые стоят у истоков этой школы: Натальи Червонцевой, Елизаветы Червонцевой, Людмилы Волкович-Борис.

Вытинанка — очень древний вид искусства, однако из-за развития новых технологий в свое время он пришел в упадок. Постепенное возрождение вытинанки началось с 70-х годов ХХ века. Народный мастер Виктория Червонцева первой создала прочную систему обучения мастерству вырезания из бумаги сначала на базе детской художественной школы, а затем на отделении декоративно-прикладного искусства Молодечненского музыкального колледжа имени Михала Клеофаса Огинского. Именно благодаря ее усилиям образовалась Молодечненская школа вытинанки, которая имеет свои отличительные черты: точную композицию, лаконичность, символизм, специальные приемы вырезания для создания тонового пятна.

— В Молодечненской школе вытинанки используются мифологические образы, мотивы наследия — берем даже древнюю белорусскую архитектуру, национальные костюмы. Все это заложено в учебную программу, — рассказала преподаватель Молодечненского музыкального колледжа имени Михала Клеофаса Огинского, мастер вытинанки Наталья ЧЕРВОНЦЕВА. — Современные мотивы появляются в творчестве тех мастеров, которые заканчивают обучение в Молодечно и идут в высшие художественные учебные заведения.

Наталья Червонцева рядом со своими работами.

Можно отметить таких постоянных мастеров вытинанки, как Наталья Сухая, Ольга Бабурина. Они также являются яркими представительницами этой традиции.

— Если отметить определенную художественную школу, то речь идет о передаче умений, особой манере. Если вы посмотрите на работы молодечненцев, то увидите соответствующую вырезку, принципы, по которым строится композиция. Такие навыки передаются в молодечненских учебных заведениях — их выходцы несут мастерство дальше. Преподаватели и учителя вытинанки работают в школах, кружках, детских садах.

Самим молодечненцам это может быть не заметно, однако те, кто приходил в город в предновогоднюю пору, видят, что многие горожане украшают в такой технике и свои дома, и школы, и детские сады. Очевидно, что даже на подсознательном уровне это искусство им близкое.

Образы из вытинанок часто переходят и в другие виды искусства — например, в монументальное. Так, в столице время от времени появляется граффити с изображениями из вытинанок (оригиналы Елизаветы Червонцевой). Констанция Герасименко, которая учится в Академии искусств на дизайне костюма, пытается ввести определенные образы в дизайн одежды. Она делала платье в стиле вытинанки — с прорезкой по ткани. Это также традиционный вид творчества Молодечненщины: в старину здесь резали ткань на больших, длинных полотенцах. Констанция взяла такой принцип прорезки, использовала исторический эскиз костюма XI века. В результате получился весьма удачный проект из льна.

У истоков Молодеченской школы вытинанки стоял известный местный художник Юрий Герасименко-Жизневский. В начале развития отделения декоративно-прикладного искусства в музыкальном колледже он преподавал композицию. Именно этот творец заложил графические принципы в вытинанку. Молодые мастерицы первоначально вырезали вытинанки по его эскизам (а других образцов попросту не имели). Теперь же есть методический фонд, на основании которого учащимся проще строить свои композиции.

До сих пор сохранились вытинанки, сделанные по эскизам Юрия Герасименко-Жизневского. Они знаковые, как экслибрисы, особенно изысканные. Виктория Червонцева всегда советовалась с художником насчет композиции произведений: с ее стороны присутствовал народный взгляд на вытинанку, с его — взгляд профессионального художника-графика. Таким образом было заложено начало, даже фундамент Молодеченской школы.

— Вытинанка — это форма самовыражения чувств, — отмечает Наталья Червонцева. — Это игра симметрии, так как очень интересно, когда изображение разворачивается, — и ты получаешь новую композицию. В этом направлении можно чрезвычайно много изобретать, например, отступать от народных мотивов, выражать в такой технике философские мысли. Вытинанка напоминает каллиграфию. У китайцев считалось, что мастерство красивого письма развивает много духовных качеств и является лекарственным. Я тоже считаю, что изделия из бумаги — хорошее терапевтическое средство: берешь ножницы (не знаю, какие-то точки на пальцах задействованы, или что-то еще, когда складываешь и вырезаешь бумажку), но ты получаешь определенное удовольствие, и плохое настроение действительно меняется на хорошее. Такой своеобразный антидепрессант. На это обращали внимание и другие наши вытинанщики. Иностранные мастера тоже замечали лечебные свойства вытинанки.

Это интересно

Возникновение вытинанки как одного из древнейших видов декоративно-прикладного искусства связано с изобретением бумаги в Китае. С распространением технологии ее изготовления вырезание из бумаги становилось все более модным в Европе. На территории Польши, Украины, Беларуси вырезание и изображения из бумаги получило название «вытинанка». Прообразами вытинанок являлись кустоиды, которые использовались для охраны печатей на документах. Они имели форму ромба или розетки. Кусок бумаги, сложенный вчетверо, вырезался по краю разными красивыми зубчиками.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

35 зарубежных студентов учат русский язык, чтобы чаще приезжать в Беларусь

35 зарубежных студентов учат русский язык, чтобы чаще приезжать в Беларусь

Их жизнь выходит далеко за рамки одних лишь занятий.

Общество

Каким должно быть учебное пособие в XXI веке?

Каким должно быть учебное пособие в XXI веке?

Из 50 изданий, которые должны появиться на школьных партах до 1 сентября, 48 уже напечатаны.