Вы здесь

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?


Для системы дополнительного образования присущ отложенный во времени эффект. Пока она существует, ее никто вроде бы не замечает, но как только она исчезнет, это станет видно всем и сразу. Дополнительное образования не просто помогает найти себя — оно имеет мощный воспитательный потенциал, популяризирует среди детей и подростков современные профессии, развивает их творческие и интеллектуальные способности, предохраняет от негативного воздействия улицы, от подростковой агрессивности и деструктивного поведения. Опыт, проблемы и перспективы учреждений дополнительного образования оказались в центре внимания международной научно-практической конференции, которая прошла на базе Национального центра художественного творчества детей и молодежи. Своими наработками с белорусскими коллегами поделились педагоги из Украины, России и Кыргызстана.


Право, а не обязанность

Сегодня в стране действуют 284 учреждения дополнительного образования (это меньше, чем было, скажем, еще несколько лет назад) с общим количеством учащихся более 390 тысяч человек. Охват дополнительным образованием школьников составляет 58 процентов.

— Жизнь в современном обществе требует от молодых людей гибкости в поведении и умения быстро адаптироваться к ситуации, которая постоянно меняется. Гибкой и мобильной должна быть и система дополнительного образования, чтобы быстро и точечно реагировать на современные образовательные запросы, соответствовать ожиданиям детей и молодежи, — поделился своим видением ситуации начальник главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Эдуард Томильчик. — Занятия в системе дополнительного образования позволяют воспитанникам почувствовать себя успешными, что повышает их самооценку, приобрести собственный уникальный опыт, попробовать реализоваться в различных сферах деятельности. Там они находятся в дружеском окружении. Трудно переоценить и роль педагога дополнительного образования.

Ни для кого не секрет, что между школьным учителем и педагогом дополнительного образования существует принципиальная разница. Если первого дети не выбирают, а ходить в школу за знаниями — это их, так сказать, главная жизненная задача и даже обязанность, то заставить детей посещать кружок или секцию, если им там неинтересно, просто невозможно. Педагогов, под руководством которых они занимаются своим любимым делом, дети выбирают себе самостоятельно. Они очень тонко чувствуют формализм и не прощают равнодушия взрослым.

— Очевидно, что в системе дополнительного образования уже недостаточно быть просто хорошим специалистом в той или иной сфере творческой деятельности. Важно сформировать личность ребенка, втягивая его в совместное творчество, — подчеркивает директор республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан» (г. Бишкек, Кыргызстан) Дария Мусина. — Педагог дополнительного образования XXI века должен предложить новые творческие подходы к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Проведенное нами исследование показало, что для ребенка важно, чтобы педагог был открыт для общения (об этом из 300 опрошенных детей заявили 56%), мог поддержать в трудную минуту (58%), хорошо знал свое дело (72%), обладал чувством юмора (43%), был мобильный, умел удивляться и удивлять (61%). А для родителей воспитанников важной оказалась потребность педагога в постоянном профессиональном самосовершенствовании (на это указали 78 процентов опрошенных), его готовность идти навстречу ребенку (81%), высокий уровень мастерства в той сфере, где он преподает (93%).

Инновационные направления

Кто-то считает занятия в кружках и объединениях по интересам не более чем хобби или просто времяпрепровождением, но для многих они определили профессиональный выбор на всю жизнь. И даже если молодые люди в итоге выбирают другое направление своей профессиональной самореализации, они все равно более приспособлены к жизни, и те способности, которые они развивали в объединениях по интересам, обязательно помогают им в других сферах.

Между прочим педагогам, работающим в объединениях по интересам, не очень нравится сам термин «дополнительное образование»: мол, неправильно рассматривать эту сферу как некое дополнение к основному образованию. Поэтому они позиционируют свою отрасль как образование для жизни. Тот же туризм — это еще и прекрасная школа выживания, умение жить в коллективе, работать в команде...

Директор Республиканского центра инновационног ои технического творчества Сергей Сачко считает главной задачей дополнительного образования сделать все, чтобы выпускники учреждений общего среднего образования были востребованы в новых условиях. Современный рынок труда требует развития инженерного мышления. Поэтому сегодня в центре представлены такие новые направления, как нейропилотирование, прототмпирование, технологии беспилотных летательных аппаратов, графический веб- и инженерный дизайн, системное администрирование, дополненная реальность, находящиеся на стыке физики, микроэлектроники, мехатроники, искусственного интеллекта, механики и программирования. Экспериментально-инновационная деятельность на данный момент — один из самых актуальных направлений развития дополнительного образования.

Профориентация вне школы

По словам директора Речицкого центра творчества детей и молодежи Светланы Чигриневой, их выпускники ежегодно выбирают профессию по профилю объединений по интересам. А некоторые из них уже вернулись в Центр и сейчас являются педагогами дополнительного образования.

— У нас созданы все условия для самореализации и профессионального самоопределения учащихся, — уверяет она. — В этом году особенно ярко сложился «профориентационный» путь воспитанниц мастерской моды и стиля «Шей де Пари», которые стали абсолютными победителями на областном этапе республиканского конкурса профессионального мастерства JuniоrSkills Bеlаrus в номинации «Дизайн и моделирование одежды». Все три призовых места были заняты нашими учащимися. А на республиканском этапе они завоевали диплом III степени. Одна из девочек уже стала студенткой Минского государственного профессионально-технического колледжа швейного производства по профессии «Закройщик, портной».

Ежегодно на базе Речицкого центра творчества организуются летние профориентационные лагеря дневного пребывания. Каждый кабинет в Центре имеет свой профориентационный паспорт объединения. Учащиеся и родители могут в свободном доступе ознакомиться с информацией о том, где можно продолжить обучение по профилю кружка и какую квалификацию получить.
Важнейшая составляющая деятельности Речицкого центра — это оказание помощи в профессиональном самоопределении не только учащимся Центра, но и подросткам и молодежи всего города и района. На это был нацелен проект «Турагентство шестого дня», который реализовывался во взаимодействии с учреждениями общего среднего образования. Одним из пунктов путешествий по планете Шестого дня была «РR — Профессиональная Республика». Основная идея — знакомство детей 10—14 лет с различными профессиями. А для старших школьников был создан отдельный проект под названием «Академия универсальных профессионалов».

Кстати, психологи считают, что родители ни в коем случае не должны оказывать давление на своего ребенка при выборе того или иного кружка, клуба или секции. Только занятие по душе может принести реальную пользу. А определиться с выбором сразу могут не все. Находиться в процессе поиска — это нормальное состояние любого ребенка, который хочет самореализоваться. Ведь, наверное, не всем дано стать инженером или конструктором, увлечься орнитологией или космической биологией, скалолазанием или туризмом. Где-то требуется максимальная концентрация и внимательность, а где-то, наоборот, нужно быть раскрепощенным... В силах родителей помочь ребенку, что-то ему подсказать, посоветовать, но их взгляды и жизненный опыт не должны быть решающими.

Надежда НИКОЛАЕВА

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Лучший управдом: государство, собственник или ассоциация?

Лучший управдом: государство, собственник или ассоциация?

Реформирование Жилищного кодекса и предлагаемые новшества — вопрос, волнующий абсолютно всех жильцов, независимо от того, владеет он жильем или арендует его.

Общество

Легенды о победах и поражениях хранит музей МИДа

Легенды о победах и поражениях хранит музей МИДа

Кому посвящает свои стихи Сергей Лавров? Как в цифровую эпоху работает дипломатическая почта?

Общество

Какой урок лучше: перевернутый или традиционный?

Какой урок лучше: перевернутый или традиционный?

Как сделать, чтобы у учеников загорелись глаза?