Вы здесь

Почему продукция белорусских машиностроителей не «застаивается» на складах


Причина этой положительной тенденции — диверсификация экспортных направлений. Продукция промышленников поставляется на рынки ЕАЭС, Европейского союза и стран дальней дуги. Но основным партнером остается Россия.


Виктор Бохонко, младший научный сотрудник отдела дизайна и проектирования РКЦМП, использует систему виртуальной реальности при оценке экстерьера малогабаритной коммунальной машины.

За восемь месяцев текущего года организации Минпрома заработали на экспорте более 3 миллиардов долларов, темп роста составил 119 % от аналогичного периода прошлого года.

Легковые и грузовые автомобили, станки, лифты, сельскохозяйственная техника — белорусские машиностроители производят широкую линейку товаров. И она уже зарекомендовала себя в 109 странах мира. По промежуточным итогам этого года стартовали продажи в 22 государствах, которых ранее не было в географии поставок.

Среди новинок, презентованных машиностроителями в этом году, — карьерный самосвал грузоподъемностью 290 тонн. С его выпуском техника БелАЗ представлена во всех классах грузоподъемности мировой линейки машин-гигантов. В минском аэропорту тестируют еще одну разработку предприятия — аэродромный тягач для буксировки самолетов. «Могилевлифтмаш» провел испытания пассажирского лифта без машинного отделения с уменьшенным размером шахты, а МТЗ работает над созданием беспилотного трактора.

— МАЗы, трактора, БелАЗы, дорожная техника — это то, к чему мы уже привыкли. Что является визитной карточкой нашей страны. Сейчас появляются новые отрасли — завод «Белджи» и легковые автомобили. Могу сказать, что в первом полугодии завод полностью введен в эксплуатацию. На нем прошли испытания и успешно внедрены в серийное производство три модели (автомобилей. — прим. «СЕ»). В Китае, например, нет заводов, которые выпускали бы больше двух моделей, — говорит о возможностях производителей первый заместитель министра промышленности Беларуси Геннадий Свидерский.

Сейчас за смену «Белджи» выпускает 50 машин, за месяц — 1000. В планах к зиме достигнуть цифры 1200 в месяц. Мощность оборудования позволяет работать над наращиванием объемов. Пока вопрос в кадрах. В течение 2019 года штат будет увеличен и производство заработает в цикле четыре минуты — одна машина. С лета прорабатывают возможность поставок «Джили» не только в Россию, но и Латвию, Польшу, Молдову, Казахстан.

Научное сообщество машиностроительной сферы делает упор на разработку компонентной базы для электротранспорта — электроприводов, накопителей энергии. Разработчики стремятся создать такую локализацию в электрокарах, которая бы позволила заявить: «Это полностью белорусская машина».

— Мы несколько дальше продвинулись в разработке легкового электромобиля. В конце этого года планируем представить новинку. Сейчас не хотелось бы делать больших анонсов. Но во исполнение поручений, которые выполняет институт, работа в этом направлении активно ведется. Мы разрабатываем легковой электромобиль и смотрим в область коммерческого транспорта, где мы плотно работаем с Минским автомобильным заводом. Готовится соответствующий проект по созданию грузового электромобиля, — поделился секретом Александр Белевич, начальник НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Объединенного института машиностроения НАН Беларуси.

По словам замминистра, значительно преувеличены слухи о «кончине» станкостроительной отрасли в нашей стране. Особенно уязвима эта сфера была во время кризисных явлений, которые уже преодолели.

Заведующий сек­то­ром от­де­ла моделирования и виртуальных испытаний РКЦМП Дмитрий Швец проводит виртуальные испытания по оцен­ке  по­пе­реч­ной устойчивости малогабаритной ком­му­наль­ной машины.

— Это очень наукоемкая продукция с большим технологическим циклом изготовления. Поэтому те финансовые испытания, в первую очередь, коснулись станкостроения. Выплаты по кредитам, которые больше, чем рентабельность, которая может быть по производству на станках, не позволяла этим предприятиям наращивать оборотные средства и соответственно укреплять финансовую устойчивость, — отмечает Геннадий Свидерский.

Машиностроение стран Евразийского экономического союза в основном сосредоточено в России и Беларуси. Проекты между этими странами реализуются в форме развернутой производственной кооперации.

— Продукция машиностроения Беларуси активно использует российские компоненты. Мы можем сказать, что Ярославский моторный завод работает на Минский автомобильный завод. Мы может вспомнить Оренбургский завод радиаторов, можем вспомнить, что карьерные самосвалы БелАЗ имеют преобразователи, поставляемые из России. Сейчас завершаются испытания мотора группы «Синара» для использования нашими карьерными самосвалами, — подчеркивает первый замминистра.

Казахский «АгромашХолдинг» и «Гомсельмаш» совместно работают над сборкой зерноуборочных комбайнов. К сезону сбора урожая в Казахстане было выпущено более 200 машин. Именно это предприятие должно стать основным поставщиком такого вида сельскохозяйственной техники на территории всей страны.

Работает совместное производство МАЗа и МТЗ на базе предприятия «СемАЗ» в восточной части Казахстана.

Имеет место и инвестиционное взаимодействие. Контрольный пакет акций Бобруйского машиностроительного завода принадлежит российским инвесторам. По словам замминистра, существующая система сотрудничества вполне устраивает государство и инвестора, который сам разрабатывает планы и имеет право их реализовывать в контакте с Министерством промышленности. Казахстанских партнеров из «АгромашХолдинга» также планируют привлекать в качестве партнеров-акционеров.

Вопросы кооперации в машиностроении обсуждались на прошлой неделе на самом высоком уровне — в ходе переговоров президентов Беларуси и России в Сочи. «Речь шла об известных проблемах машиностроительных комплексов. Мы особенно много внимания уделили этому на переговорах в формате один на один. В том ключе, что нам не надо было бы повторять одно и то же производство, создавая предприятия, особенно в России», — отметил Александр Лукашенко на совещании в Минске по итогам прошедших переговоров. Он привел пример, что если в Беларуси есть предприятие БелАЗ, то зачем подобное предприятие по выпуску автомобилей большой грузоподъемности создавать в России. «Нет такой необходимости. Обращено было внимание на работу по кооперации, как это было и ранее. Полное взаимопонимание с Президентом России», — констатировал глава государства.

Мария ДАДАЛКО

Фото Янины ГОРОДЕЦКОЙ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».