Вы здесь

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?


Предпосылками для нового этапа в экономических отношениях Союзного государства стали значительные кадровые изменения в правительстве Беларуси, назначение новым послом России в нашей стране Михаила Бабича, на которого возложены функции спецпредставителя президента по торгово-экономическому сотрудничеству, и сочинские переговоры на высшем уровне в конце августа. Мнениями о грядущих переменах обменялись эксперты во время видеомоста Москва—Минск, организованного «Sputnіk Беларусь». Основным лейтмотивом встречи стали перспективы сотрудничества малого и среднего бизнеса двух стран, развитие которого в России и Беларуси идет синхронно.


Во время встречи директор российского Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда представил результаты обширного социологического исследования белорусского малого и среднего предпринимательства в контексте евразийской интеграции. Учреждение подготовило его совместно с Институтом социологии Национальной академии наук.

Опрос был проведен среди 1500 бизнесменов изо всех областей страны. Исследование показало, что 72 % опрошенных считают ЕАЭС выгодным для Беларуси, и лишь 11 % имеют противоположное мнение.

Среди наиболее привлекательных возможностей для малого и среднего бизнеса в рамках ЕАЭС первые места занимают единое таможенно-тарифное регулирование, наличие обширного рынка труда, единые технические и санитарные нормативы, требования к лицензированию и сертификации. При этом внутренний рынок является основным для сбыта товаров и услуг белорусскими предпринимателями. Более крупные предприятия чаще заявляют о поставках своих товаров и услуг в страны ЕАЭС и ближнего зарубежья (Польша, Литва, Латвия, Украина). Среди государств — участников ЕАЭС основным партнером остается Россия — 51 % представителей малого и среднего бизнеса имеют контакты с поставщиками и клиентами из этой страны.

Наиболее популярные ответы респондентов на вопрос «Каковы основные цели создания Евразийского экономического союза?» указывают на значимость таких задач, как создание условий для стабильного развития национальных экономик (42 %), стремление к формированию единого рынка (38 %), защита экономик стран ЕАЭС от внешнего вмешательства (33 %).

У представителей малого и среднего бизнеса Беларуси нет уверенности в конкурентоспособности своих предприятий на рынках союза. Более 33 % опрошенных затрудняются оценить, как изменится конкуренция в сфере их бизнеса при углублении евразийской интеграции. Самый распространенный ответ на вопрос о том, что может способствовать усилению конкурентоспособности предприятия в целом — поиск новых моделей и решений для бизнеса. Их проблематично сформировать без развития коммуникации с зарубежными партнерами.

Почти треть респондентов акцентировали внимание на недостатке информации о ЕАЭС: тарифах и сертификации, перечнях товаров и услуг, об административных процедурах.

Белорусские предприниматели хотят выстраивать парт-нерские отношения в рамках ЕАЭС на уровне руководства предприятий, но не заинтересованы в привлечении рабочей силы или дополнительных кредитов в иностранных банках.

Для того чтобы предоставить возможность коммуникации предпринимателям, Центр изучения перспектив интеграции планирует весной будущего года провести форум для малого и среднего бизнеса — будут организованы мастер-классы, дискуссии, встречи с госуправленцами. Организаторы уже готовят заявку в Фонд Президентских грантов.

Сейчас на повестке Центра — отбор кандидатов для «Союзной лиги дебатов», в которой приглашают принять участие молодежь Беларуси и России. Молодые люди во время дискуссий будут совместно формировать пути решения проблем в интеграции.

Значимым в развитии союзного предпринимательства является профессиональный и личностный опыт нового руководства Совмина Беларуси. «Позитивная деталь в новом правительстве, на мой взгляд, это то, что Игорь Петришенко долгие годы работал в Российской Федерации, представлял интересы Республики Беларусь. Он достаточно хорошо знаком с институциональной средой, в которой работает малое, среднее, крупное предпринимательство в Российской Федерации. Очень хорошо мы видим болевые точки, устранение которых будет способствовать активизации сотрудничества белорусского и российского предпринимательства», — отмечает заведующая отделом мониторинга социально-экономического развития Института экономики НАН Беларуси Татьяна Садовская.

Особые надежды возлагают на развитие взаимодействия бизнеса в сфере цифровой экономики. Именно в ИT-технологиях малые компании могут быть наиболее успешными и конкурентоспособными. Выгоду могут принести и традиционные отрасли — машиностроение, сельское хозяйство. «Здесь надо искать сферы, где мы дополняем друг друга, и выстраивать кооперационные связи», — говорит Татьяна Садовская.

Необходима для совместной работы однородная институциональная среда. А здесь пока существуют различия в налоговой и регуляторной сфере. «Было бы очень неплохо провести совместное социологическое исследование институциональной среды по налоговой конкурентоспособности, и по декриминализации, и по ответственному партнерству, по регуляторному воздействию органов государственного управления на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, — говорит Татьяна Садовская. — Тогда мы более четко бы представляли эти барьеры, которые сегодня тормозят и являются вызовами для предпринимательства Беларуси и России, в первую очередь, малого и среднего бизнеса».

Мария ДАДАЛКО

Выбор редакции

Калейдоскоп

На «Песне года Беларуси» артисты признавались в любви к родным местам

На «Песне года Беларуси» артисты признавались в любви к родным местам

В прошлую пятницу в Минске прошел заключительный концерт «Песни года Беларуси».  

Спорт

Фигурист Юрий Гулицкий: Думаю, турнир в Минске будет классный

Фигурист Юрий Гулицкий: Думаю, турнир в Минске будет классный

В двадцатых числах января в Минске впервые пройдет масштабный турнир по фигурному катанию

Общество

Где искать вещи, забытые в общественном транспорте

Где искать вещи, забытые в общественном транспорте

Каждый из нас хоть раз в жизни чувствовал себя «машей-растеряшей».  

Общество

Как партизанская и подпольная печать попадала к читателям

Как партизанская и подпольная печать попадала к читателям

Необходимо было дать отпор врагу на идеологической ниве.